Бизнесу нужны новые кадры

Туристической отрасли края не хватает специалистов начального профессионального образования

00:00, 12 июля 2013г, Общество 1644


Бизнесу нужны новые кадры Фото №1

Об этом говорил губернатор Александр Карлин во время медиалога, который в этот раз был посвящен развитию туризма на Алтае.

- Сегодня отрасль не получает достаточного количества подготовленных кадров, – сказал он. – И здесь я бы выделил в первую очередь специалистов начального профессионального уровня. Мы перепрофилируем ряд училищ, создаем новые площадки, для того чтобы обучать профессиям туристического бизнеса, курортного дела. Кроме того, нет специалистов, которые могли бы учить навыкам, приемам. В этом направлении организовано взаимодействие краевого управления по развитию санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов и Главного управления образования и молодежной политики. Востребованы кадры среднего профессионального уровня. В большей степени мы последние годы акцентировали внимание на подготовке специалистов высшей школы: менеджеров, экономистов, поэтому здесь дела обстоят лучше. Санатории Белокурихи активно используют формы подготовки сотрудников на собственных площадках, например, организуют стажировки в передовых российских и зарубежных санаториях либо приглашают на мастер-классы специалистов из Германии, Италии, Австрии. Нам сейчас нужно проработать вопрос о привлечении иностранных специалистов для проведения спецкурсов на базе местных профессиональных образовательных учреждений.

В крае сейчас существует несколько туристических маршрутов: “Малое Золотое кольцо Алтая”, “Большое Золотое кольцо Алтая”, “Казачья подкова Алтая”, “Алтайский край – заповедный”. Не будут ли они конкурировать между собой? - задали вопрос губернатору.

- Меньше всего хотелось бы создавать продукты, которые будут забивать темы, уже поддерживаемые нами, – сказал Александр Карлин. – Формируется конкурентная среда в том смысле, что у потенциального клиента возникает возможность выбора. У нас туристический поток еще не исчерпал свои ресурсы. Создавая новые туристические продукты и предлагая их на рынок, можем ориентироваться на прирост турпотока. В наших документах стратегического планирования в среднесрочной перспективе рассчитано, что туристический поток составит до 3,5 миллиона человек в год. Для этих людей и появляются проекты. Вслед за “Малым Золотым кольцом Алтая” сейчас активно работаем над детализацией “Большого Золотого кольца Алтая”, “Казачьей подковой Алтая”, маршрутом “Алтайский край – заповедный”. Они укладываются в концепцию, которая предполагает расширение рынка туристических услуг и создание условий для выбора тем, кто хотел бы посетить наш регион. Практика показывает: к нам люди приезжают неоднократно. И у них должна быть возможность проехать по новым маршрутам, посмотреть их объекты.

На медиалоге затронули проблему дороговизны работающих в крае туристических баз отдыха. Губернатор прокомментировал:

- Мы не можем устанавливать цены, их формирует рынок. Государство имеет возможность регулировать ценовую политику в очень небольших сегментах – естественных монополиях. Да, я согласен с тем, что иногда тот, кто оказывает туристические услуги, несколько завышает цены. И делает это не совсем продуманно, тем самым ограничивая себя в развитии, так как высокая ценовая планка отталкивает клиентов, предприятие не получает намеченного роста. Здесь должно иметь место разумное ведение бизнеса. Но разум не выдается по указу губернатора, а приобретается опытом, в том числе через уважительное отношение к клиенту: не ободрать его единожды, а работать так, чтобы он еще раз приехал. Рынок все расставит на свои места. Есть и другая сторона вопроса: за высококачественный продукт нужно платить. Мы занимаемся всяческой популяризацией тех, кто туристический продукт предлагает по ценам, соответствующим его качеству. Есть сезонная составляющая: в пик сезона цены выше. Но когда они запредельны – это неправильно и в конце концов ударит по бизнесу. Сейчас активно работаем с министерствами финансов и транспорта, чтобы обещанные премьер-министром страны субсидии по авиаперевозкам краю были выделены. Это обеспечит снижение цены на туристическую продукцию. Надеемся, что все-таки поддержку получим.

- Как будет проходить благоустройство города-курорта Белокурихи? – спросили губернатора.

- Отдельные территории, имеющие особое значение, нужно благоустраивать не по стандартной модели, – подчеркнул он. – Мы пришли к выводу, что город Белокуриха должен выглядеть несколько иначе. Ему необходимы ландшафтный дизайн, пешеходные дорожки, зоны озеленения, площадки для отдыха и многое другое. Но все это нужно сделать профессионально. Сейчас складывается ощущение, что данные вопросы не всегда решаются справедливо. Прибыль извлекать готовы все из курортной территории, а вот вкладывать в поддержание порядка желает не каждый. Поэтому будет создана структура, которая начнет обеспечивать такого рода общественный сервис для субъектов курортной деятельности. При этом отношения здесь необходимо выстроить на договорной основе. Муниципалитет не должен отстраняться, нужно выступать контролером. Думаю, что наша инициатива вполне уместна.

- В селе Гуселетово недавно появился музей гуся. Сможет ли он со временем стать таким же брендом района, каким стал в свое время музей мыши в Мышкине?

- У нас есть несколько населенных пунктов, где гусь присутствует в названии, – сказал губернатор. – Например, в Усть-Пристанском районе есть село Гусиха. Вполне возможно, что гусь станет брендом Гуселетово. Но чтобы было такое количество посетителей, как в музее мыши, нужно находиться на берегу Волги, где проходит большое количество пароходов с туристами. Музей в данном случае – это условное наименование, некая приманка. Знаю, что в нашем музее можно посмотреть статуэтки гусей и многое другое. Если из этого получится какой-то сюжет, то хорошо. Я съезжу в село, посещу музей.

- Сейчас в Тигирекском заповеднике начинают развивать туризм. Смогут ли подобные объекты привлечь гостей?

- Турист хотел бы получить дикую природу и одновременно комфортные условия, – сказал Александр Карлин. – Мы стараемся эти вещи соединить. “Бирюзовая Катунь”, к примеру, соответствует данным критериям. Предполагается, что для туристических целей могут быть использованы даже территории заповедников. Хотя там присутствие человека должно быть минимизировано, а маршруты строго зафиксированы. Это не массовый поток, а эксклюзивная услуга, которая ценится по-другому. В иных особо охраняемых территориях тоже допускается туристическая деятельность, но с соблюдением определенных ограничений. Это не противоречащие друг другу процессы – обеспечение сохранности природы и развитие туризма. Но требуется очень деликатное сочетание двух тем, во многом зависящее от готовности туристов им соответствовать.

- Будут ли районы края получать средства на издание специальных книг о своем туристическом потенциале? – задали вопрос губернатору.

- Поддержку они уже получают, – уточнил Александр Карлин. – В крае реализован целый ряд конкурсов на предоставление грантов такой направленности, и мы будем продолжать проводить их. У нас вышел хороший путеводитель по региону, подготовленный с привлечением специалистов международного уровня. Есть уникальное издание о туристическом потенциале края, переведенное на пять языков. Это эталонный продукт. К продукции, издаваемой на муниципальном уровне, отношусь очень позитивно, у меня даже собрана коллекция таких изданий. Не обязательно только пропагандировать природные объекты, есть культурное и историческое наследие районов. Мы будем только приветствовать и поддерживать издание подобных книг. Главное, чтобы они были сделаны профессионально и с душой.

Фоторепортаж