Судьбоносная дорога Владимира Гончаренко

Грейдерист – профессия не для домоседов. Так говорят в Новоалтайском ДСУ-7

00:00, 20 сентября 2013г, Общество 2633


Судьбоносная дорога  Владимира Гончаренко Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

- Ищите Гончаренко на Бийской трассе, – подсказали мне. – Где-то между Баюновскими Ключами и поворотом на Косиху занимается планировкой обочин дороги и закрытием щебнем кромки асфальтобетона. Он за рулем тяжелого грейдера, поэтому мимо никак не проедете. 

Заметный на дороге агрегат мы застали на границе Косихинского и Первомайского районов. «А мне сообщили, что журналисты ищут, думаю: зачем это? – улыбается, выходя из кабины, Владимир Константинович. – Вроде не провинился ни в чем да и интервью никогда не давал. В следующем году уже сорок лет производственного стажа исполнится, из которых половина – в Новоалтайском ДСУ. А это для человеческой жизни срок!»

Срок, да еще какой! Хорошо, что человек рабочей профессии, чьим трудом, собственно, и производятся блага любого государства, снова востребован обществом и государством. О важности господдержки и приоритете рабочих профессий сегодня говорится на различных уровнях власти. Да и на тех предприятиях, где есть определенная нацеленность в будущее, термин «кадровая политика» не является пустым звуком. Практически по крупицам перспективно мыслящие руководители создают коллективы, способные выполнять масштабные задачи. Ведь хорошего строителя, автосварщика, автослесаря да и представителей других рабочих профессий сегодня зачастую приходится поискать!

- Знаете, жизнь, как и дорога, состоит из перемен, – говорит мой собеседник. - Ту же Бийскую трассу или дорогу I категории на Новосибирск я знаю достаточно хорошо. Но каждый раз, выезжая на них, вижу что-то новое. Не всегда эти перемены бывают приятными, но что бы ни делалось, все происходит к лучшему. В этом я не раз убеждался. Именно перемены и привели меня с семьей в Алтайский край.

До 1994 года Владимир Константинович жил в Казахстане, работал автогрейдеристом в Дзержинском ДЭУ-258 Талды-Курганской области. Но перемены, начавшиеся после развала СССР, заставили искать счастья в России. Сел в свой старенький «Иж-Комби» и вместе с другом поехал в Алтайский край по принципу «были бы кости, а мясо нарастет». Сначала решил устроиться на работу, потом уж перевезти всю семью. Первая остановка в Барнауле: зашли в «Алтайавтодор». Там и предложили: в Новоалтайск к тогдашнему начальнику дорожно-строительного управления № 7 Леониду Хвоинскому. Полгода прожил в общежитии, затем получил малосемейку и перевез на Алтай семью. Позднее после получения ссуды купили дом, за который пришлось по кредиту рассчитываться в течение 15 лет.

Жена Валентина Григорьевна пятнадцать лет работала в Новоалтайском ДСУ-7 комендантом, а сейчас на заслуженном отдыхе. Хорошая хозяйка по дому и садовод. Она и сегодня привозит для посадки в родном ДСУ семена цветов и других декоративных растений. У семьи Гончаренко три дочери, внуки.

– Спрашиваете, что такое опыт? Не знаю… – Владимир Константинович задумчиво улыбнулся. – Наверное, это когда глаза видят фронт работ, а руки делают что надо. Большое дело, что в «Алтайавтодоре» сохранилась школа передового мастерства «Лучший по профессии». Важно уметь увидеть что-то новое и начать использовать в своей работе. Я шесть лет принимал участие в этих соревнованиях, доводилось занимать и призовые места. А теперь пусть дерзают молодые, те, кому еще, как говорится, строить и ремонтировать. (Улыбка.) Могу ли я определить на глаз, сидит ли за рычагами автогрейдера профессионал? Наверное, да. Но профессионал – это не только тот, кто хорошо выполняет поставленную перед ним задачу. Нужно ещё и в порядке содержать вверенную технику. От этого зависит, выведешь ты грейдер или другую технику на трассу или останешься в гараже, в ремонтной яме.

Рабочей лошадке Гончаренко – автогрейдеру ДЗ-98 нынче исполнилось 23 года. Из них 19 за его рычагами – Владимир Константинович. Условия работы – самые спартанские. Завод-изготовитель даже элементарной форточки не предусмотрел. Вот и приходится вести вентилирование с помощью двери: открыл-прикрыл. В общем, как пишется в одном из рекламных проспектов, «обычное исполнение – для эксплуатации грейдера в средних широтах при температуре окружающей среды от минус 45 до плюс 40 °С». Понятно, что пробег по СНГ у техники более чем солидный. Поэтому приходится руки по локоть в мазут – и заниматься его ремонтом. Но благодаря заботливому уходу техника всегда готова к выезду на маршрут. А грейдер – машина для содержания дорог и строительства – одна из самых важных. Нашему герою приходилось асфальт раскладывать, и щебень, и грунт, делать дорожное основание, площадки, обочины, откосы. Зимой – очистка от снега проезжей части, формирование снежного вала после работы шнекоротора.

- Какие случаи на дороге запомнились больше всего?

Владимир Гончаренко меняется в лице: – Всегда больно, когда видишь плоды человеческой невнимательности, разгильдяйства, лихачества. Казалось бы, уж сколько лет на дороге, пора бы привыкнуть к авариям, а нет, каждый раз сильно переживаю, когда вижу их, особенно с человеческими жертвами. Есть в нашем российском характере какая-то бесшабашность, небрежение к жизни собственной и окружающих. Вот, к примеру, в зимнее время приходится разгребать заносы. Видно же – снежный вал, нет, кто-нибудь обязательно обгонит на джипе и впереди встанет. Но ведь не зря же говорят: чем круче джип, тем дальше за трактором бежать! Сзади колонна машин грейдер прижмет – и ни туда ни сюда. Как здесь работать? Выходишь из кабины, спрашиваешь: «Мужики, вы на пикник сюда приехали?» Нет, говорят, ехать надо. Ну так а зачем тогда вы пробку создаете – себя и других задерживаете? Ведь грейдеру нужно пространство для маневра и подрезать его, особенно в метель, не стоит. Помню, на Заринской трассе прямо передо мной «Волга» в сугроб влетела. Выходит из-за руля мужик, спрашиваю: «Трос-то у тебя есть?» Отрицательно машет головой. Приходится доставать свой, хоть и жалко, конечно, шучу! (Улыбается.) Ну вы представляете себе трос - грейдеры таскать? Почти что в человеческую руку! Обматываю эту «Волгу», вытаскиваю из сугроба. О чем думал человек, отправляясь в непогоду?! Ведь с сибирской зимой шутить нельзя! Нет, все торопимся…

- Далеко вам на грейдере ездить приходится?

- Ели вы про перегон, то дальше Белово, что в Троицком районе, не путешествовал. Не тот это транспорт, чтобы на нем гонять, максимальная скорость – километров 40 в час. И при этом внутри все гремит. Техника-то отечественная! На более дальние расстояния возят на трейлере. А сколько всего километров за рулем грейдера проехал – уже и не сосчитать. Что больше любого, даже самого длинного, ралли – это уж точно!

- Не устали от дороги?

Владимир Константинович на несколько секунд задумывается и отвечает вопросом на вопрос: – А можно ли устать от судьбы? Не знаю, наверное, кто-то может сказать и так. Сейчас вот остается два года до пенсии. Буду ли я работать дальше? (Улыбка с хитринкой.) Надо дожить, а там посмотрим. Чего раньше времени загадывать? Здоровье подводит. Это не самая лёгкая профессия. Постоянная тряска, со временем начинает спина болеть. Иногда рычагами так надергаешься, что руки уже не поднимаются. Раньше, когда моложе был, конечно, все это легче переносилось. А теперь приходится останавливаться, выйду из кабины, разомнусь – и дальше.

В ДСУ-7 сложился хороший профессиональный коллектив. Те же грейдеристы из династии Бланкиных известны, пожалуй, многим из дорожной отрасли края. На нынешних соревнованиях конкурса «Лучший по профессии» Сергей и Дмитрий заняли второе и третье места среди машинистов тяжелых грейдеров, уступив первенство Николаю Вьюгину из Барнаульского ДСУ-4, но ведь, согласитесь, нельзя же быть всегда первым!

- В свободное от работы время люблю рыбалку. В Казахстане ловил судаков по 3 килограмма, – рассказывает о своем хобби Владимир Константинович. – А здесь – все больше карасиков. Есть тут небольшой прудик для полива. Так вот по весне запускаю мальков, а по осени урожай снимаю. Но это «трохи для сэбэ». И совсем не потому, что на Алтае нет хорошей рыбы. Есть, еще какая! Просто наша работа не оставляет времени для таких хобби. Летом – строительный сезон, а зимой – содержание дорог, очистка их от снега. Тут не до увлечений, когда по многу часов за рычагами техники. До дома бы добраться и отоспаться как следует. А еще занимаюсь пчеловодством. Хотя занимаюсь – это, наверное, слишком громко сказано. Держу шесть ульев – для семьи, чтобы чая с мёдом попить. Больше всего люблю тот, что пчёлы собирают на разнотравье. Говорят, что он самый полезный. В Казахстане я получил еще одну профессию – помощник пчеловода. Нельзя же терять былых навыков…

В это время возле нас останавливается легковой автомобиль, из которого выходит начальник Новоалтайского ДСУ-7 Сергей Сивец и с напускной строгостью (знакомы мы уже более десятка лет) говорит: «Возвращаюсь со строительства обхода Бийска, смотрю, а моего грейдериста кто-то от работы отвлекает». (Улыбка.)

Так же в шутку оправдываюсь, что наш брат журналист всегда не вовремя, но иногда нужно, чтобы и работа подождала ради хорошего разговора. Пока наш редакционный фотограф запечатлевал нашего героя, не упустил возможности спросить мнение начальства о нём. Сергей Александрович сказал: «Владимир Константинович – это стабильность. Для нас, дорожников, очень важна бесперебойность в работе. Отремонтировал он своими руками грейдер и в сезон никогда не встанет на ремонт. Как в восемь утра завел технику, так до вечера и пашет. Хорошо знает технику, ее возможности и пределы. Рационализатор – любит что-то внедрить, улучшить. На него всегда можно положиться: ни загулов, ни прогулов…

Грейдерист – очень непростая профессия. Мало просто прямо ехать, нужно ещё и землю ровнять. Поэтому и заработная плата у них традиционно высокая по отрасли. Вообще, грейдеристы у нас хорошие. Трое Бланкиных: Александр, Сергей и Дмитрий, Максим Куртуков. Ну и Владимир Константинович, конечно. Вот эта великолепная пятёрка наши мощные грейдеры и водит. Есть еще маленький грейдер в Бобровке. В сентябре будем покупать еще один – новый, кстати, тоже отечественного производства. Знаю, многие сегодня мечтают об импортной технике. Но покупать её не с руки, ведь одну марку проще содержать и ремонтировать. Уже есть в мире грейдеры с бортовыми компьютерами. Машинист просто едет и приглядывает. Но для нас это пока очень дорого. К тому же у нас в ДСУ такие грейдеристы, которые выравнивают земляное полотно до сантиметра под нивелир не хуже компьютера».

- Дороги хорошие нужно делать, – возвращается к нашему разговору Владимир Гончаренко. – Ведь едешь и сердце радуется! А кому еще один повод для радости в тягость? (Улыбка.) Дорожная отрасль живет и развивается. Верю и в хорошие перспективы. Для нас это и дополнительная работа, ну и, естественно, заработки. Каждому нужно семью кормить! Но дорога – это и судьба, жизнь. И хочется, чтобы она была прямой и ровной.

Справка «АП»

Владимир Константинович Гончаренко, машинист автогрейдера государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края «Новоалтайское дорожно-строительное управление № 7», награжден Почетной грамотой Федерального дорожного агентства «Росавтодор», Почетной грамотой комитета администрации края по транспорту, дорожному хозяйству и связи, медалью Алтайского края «За заслуги в труде», Почетной грамотой Министерства транспорта РФ.

Грейдер (англ. grader, от англ. grade — нивелировать, выравнивать) — прицепная или самоходная машина для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов. Выполнение всех функций грейдера происходит с помощью специального рабочего органа — отвала с ножом, который смонтирован на раме машины. Его можно поднимать, опускать, поворачивать в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Иногда в народе грейдером называют автомобильную насыпную дорогу, выровненную грейдером, практически подготовленную под покрытие асфальтом. 

Фоторепортаж