Новая легенда Бабыргана

Более 44 тысяч центнеров зерна намолотил Сергей Молоков из Советского района, но жатва для рекордсмена и его коллег еще не закончилась

00:00, 05 октября 2013г, Общество 2013


Новая легенда Бабыргана Фото №1

Северный ветер высушил предгорья. Кругом желтые березы, такие же поля. 1 октября. В советское время после этой даты на Алтае было не принято писать об уборке в газетах. Это железное правило не для нынешней осени.

Ерничать по этому поводу грех! Из-за дождливого и холодного лета все неимоверно затянулось и еще дозревает – не убрана добрая треть посевов! Поэтому, узнав из сентябрьских сводок Главного управления сельского хозяйства, что Сергей Молоков на «Джон Дире» намолотил более 37 тысяч центнеров зерна, не спешили на поля «Советской нивы» – ждали новых рекордов. Как же нам повезло, стало ясно после первых слов директора хозяйства Евгения Жданова: «Наше хозяйство сегодня уборку заканчивает!»

– А я на журналистов в обиде! – с первой минуты встречи на краю гречишного поля засерьезничал Сергей Молоков. – Необъективны! В районной газете на первой полосе снимок другого комбайнера как лучшего с 14 тысячами центнеров, а мой результат в тот момент был 29 тысяч. Сейчас 44 тысячи и впереди еще целый рабочий день!

Жемчужно-белый лист с рядами мелких буковок и цифр из директорского компьютера был предъявлен незамедлительно. А комбайн Молокова уже нацелился на новый валок гречихи. 20 минут – и полон еще один бункер. Прогноз погоды – на час ночи дождь – торопит.

Чужому, то есть мне, не понять, как из тысяч гектаров под горой Бабырган, нынешней урожайности пшеницы в 45 центнеров с гектара, гречихи под 20, восьми одинаковых американских комбайнов «Джон Дир» и одного класса механизаторов (в десятке лучших по краю из «Советской нивы» еще Андрей Голяшов, Василий Бородин, Владимир Гранкин и Василий Попов) складывается результат каждого с точностью до нескольких знаков после запятой.

– Иначе нельзя! – говорит директор, и наша компания подкатывает по полевой дороге к огромному колесному бункеру-накопителю с длинным иностранным названием на борту Bourgault. – Буковок французских много, а по-русски «Барго». (Смеется.) Очень полезная вещь: разгрузился в бункер – получи чек от Максима Ащепкова с распечаткой точного веса. Обслуживает сразу четыре комбайна и экономит уборочное время так, будто на поле работают не четыре «Джон Дира», а пять! И машин на вывозку требуется в два раза меньше – не надо
«КамАЗам» гоняться за комбайнами по полю!

Крепкий хозяин этот Жданов. 16 лет проработал трудовиком в смоленской средней школе № 2. Десять лет – директором «Советской нивы».
И в школе, и в поле в костюме с галстуком не ходил. Поэтому и стар, и мал, и механизатор называют его уважительно Евгений Анатольевич. Но не по школьной привычке, факт! Военные и учителя, говорит, лучшие менеджеры. Педагоги даже лучше, потому что «приучены учиться, отметать старое и перенимать передовой опыт всю жизнь».

Поставил дело так, что работают здесь не надрывая жил, с интересом. Намолотил до 20 тысяч центнеров – тебе одна зарплата. Больше – умножай на повышающий коэффициент. За 30 тысяч – двойной тариф! По урожайности лучше хозяйства в крае нет. А ведь раньше Жданов, по его признанию, только преподавал сельским ребятишкам устройство и работу машины с комбайном. И держал с женой «крепкое подсобное хозяйство: 60 свиней, 50 ульев». Случайно к ним в гости заглянул толковый человек, удивился удачному устройству свинарника и отсутствию ручного труда. Предложил пост директора чисто полеводческого хозяйства. Прежде чем вырезать свиней, Жданов целый год ходил в библиотеку – изучал учебник по интенсивным технологиям 1976 года выпуска («всё придумали до нас»).

«Тихо, как на уроке». «Полевая жизнь по школьному расписанию». «Последний звонок на гречишном поле». «Родительское собрание». «Как из троечников воспитать отличников»… Нет, не то! Чего смеяться над хлеборобом с большой буквы? «Поменял школьный мелок на мел судьбы». Уже теплее. Вот интересно: где закончится эта выразительная белая черта и как?

– Так жить интереснее, – говорит Жданов. – В школе и Бийском пединституте был середнячком, ничем не выделялся. В 35 впервые встал на горные лыжи и теперь понимаю альпинистов, почему так притягательны вершины. Вот эта гречиха – спецзаказ из Москвы. Обычно 1000 гречишных зерен весят 32 грамма, а эти – 36-38. Есть такая столичная торговая сеть «Мистраль» – они на наши упаковки специально ставят метку «Элит».

Быстро, как игла швейной машинки, «Форд» главного агронома Александра Попова прострачивает уже убранные поля. Сбоку пикапа странное приспособление. Встанет машина, через секунду приподнимется на двух колесах – это специальный бур, как на луноходе, берет с 20-сантиметровой глубины образцы почвы. Керны самым внимательным образом изучат в лаборатории на предмет отсутствия пестицидов, солей тяжелых металлов, а также избытка или недостатка целой дюжины минеральных веществ. И только потом внесут удобрения.

Трогать землю здесь можно, топтать нельзя. Гречишный доктор Елена Рыдаева удивляется, почему на двух Алтаях, от Монголии до Казахстана, всего две такие нужные в хозяйстве вещицы, и проводит сельскохозяйственный ликбез: избыток калия задерживает усвоение растениями азота, серы, если нет азота – усваивается плохо фосфор…

Нет, где человеческий капитал?! Понятно, что без агронауки, фитонадзора, отлаженного графика работ или, допустим, точного сева не будет успеха комбайнера. А вот получите!

Сдается, в окрестностях легендарной горы Бабырган вскоре родятся новые легенды. О том, как 1 октября комбайнеры легли спать в четыре часа утра – перегоняли машины с другого поля. И директор был вместе с ними, а с семи часов Жданов принимал звонки от перевозчиков, механика и прочих служб обеспечения, включая директоров-соседей – последние просили помочь с уборкой. И тогда Жданов насел на наладчиков, просил вопреки графикам хотя бы до 8 не будить героев-комбайнеров. А потом смотрел на эту гору и она пугала его своим четким силуэтом, как бы наваливалась на полевой стан. Это здесь первый признак дождя. Интернет подтвердил: небесные хляби развернутся в час ночи. Но это будет уже не страшно, потому что «Советская нива» закончит молотить оставшиеся гектары аккурат по звонку. И было их в этом году ровно 9291 га. Здесь любят точность.

– Я только во время дождей жену и вижу, – рассказал Сергей Молоков. – Она все понимает, у нас трое детей. Говорю по мобильному: мы завтра к соседям через речку на калым и так далее. Смеется: снег выпадет – всё равно домой приедешь!

 

Справка «АП»

«Советская нива» образовалась 10 лет назад на базе развалившихся хозяйств. Расположена на землях Советского (5250 га) и Смоленского (4041 га) районов. Входит в холдинг «Гудвилл» – один из ведущих в крае производителей крупы. Специализируется на зерновых и зернобобовых культурах. Средняя урожайность за последние пять лет – 26,2 и 35 центнеров зерна с гектара по районам соответственно. В этом году средняя урожайность пшеницы вместе с озимой – 45 центнеров с гектара.

Советский район.

Фоторепортаж