С дорогой на «ты»

Рубцовский водитель автобуса признан лучшим по профессии

00:00, 26 октября 2013г, Общество 1880


С дорогой на «ты» Фото №1

Огромный автобус Kia плавно въезжает во двор рубцовского пассажирского автотранспортного предприятия. Через два часа он примет на автовокзале пассажиров и отправится в далекий путь в Новосибирск. За рулем – опытный водитель Сергей Чернов, рядом – постоянный напарник Александр Коденцев. А те, кто заполнит салон, даже не будут подозревать, что везет их человек, названный лучшим в своей профессии.

Команда профессионалов

В текущем году предприятию исполнилось 65 лет. Здесь взрастили немало высокопрофессиональных кадров. В автобусной колонне, например, сейчас трудятся 114 водителей. Об уровне их квалификации говорит тот факт, что ни один краевой или региональный конкурс профмастерства не обходится без их участия. Нынче отличились особенно. На краевые соревнования выставили команду из семи человек, в итоге шесть призеров и первое командное место. Сергей Чернов и Алексей Ворошилов стали победителями в своих номинациях.

Для Сергея год вообще оказался удачным. 29 августа состоялся краевой конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» в четвертой заключительной номинации «Лучший водитель автобуса». За лидерство боролись 24 коллеги из пяти городов края. Они состязались в знании правил дорожного движения, а также демонстрировали умение скоростного маневрирования на автобусах «ЛиАЗ», «ПАЗ-3205», «НефАЗ». Рубцовчанин менее чем за минуту дал 20 правильных ответов на 20 вопросов по ПДД, а затем виртуозно проехал на ПАЗе и стал победителем.

Без права на ошибку

В междугородную колонну попадают опытные люди, имеющие стаж работы на автобусе не менее трех лет.

– Водитель автобуса – это человек, отвечающий за жизни других людей. На нем лежит огромный груз ответственности, – говорит начальник автобусной колонны Алексей Ворошилов. – Важны и культура обслуживания, и корректное поведение на дорогах. Чернова мы приняли на межгород практически сразу, как он пришел на предприятие, и ни разу об этом не пожалели. Это очень дисциплинированный, отзывчивый, вежливый и добрый человек. Есть на кого равняться молодежи.

На трассе шофер не имеет права на ошибку, слишком уж печальными последствиями она может обернуться. Каждая авария с участием пассажирского транспорта, особенно с трагическими последствиями, имеет большой общественный резонанс, и любое ДТП по вине водителя автобуса бьет по престижу предприятия.

Сергей Чернов ничего подобного не допускает. Если сотрудники ГИБДД и останавливают его автобус, то только для дежурной проверки на постах, что, впрочем, случается редко.

С комфортом

Сергей Юрьевич за рулем почти четверть века. Говорит, что с детства хотел стать водителем.

– Все профессии хороши, а рулить охота, – смеется он.

В 1989 году получил профессиональные права и отправился служить Родине. Его первой машиной стал армейский «ГАЗ-66». Сейчас-то он понимает, что водить автобус куда сложнее и ответственнее, а тогда учился справляться со строптивой машиной.

Вернувшись в родную Безрукавку, Чернов пересел на сельский автобус – видавший виды «пазик». Причем произошло это как-то случайно. Водитель приболел, а заменить его было некем. А Сергей только что получил соответствующую категорию. Так и начался путь по районным дорогам. Затем, когда семья перебралась в Рубцовск, крутил баранку «Икарусов», «ЛуАЗов».

– Неплохая по тем временам техника, – комментирует он, – но некомфортная. Сейчас у нас иностранная машина, ведь пассажиры любят комфорт.

Действительно, современные автобусы оснащены кондиционерами, замечательными мягкими сиденьями, можно посмотреть телевизор, послушать музыку. Да и сами машины стали более быстроходными. За соблюдением водителями режима труда и отдыха следит тахограф, а спутниковая система ГЛОНАСС дает возможность в любой момент связаться с диспетчером даже там, где отсутствует сотовая связь.

Надёжное плечо

Водители на межгороде всегда работают в паре. За годы Сергей Чернов и Александр Коденцев научились понимать друг друга с полуслова.

– Надежный напарник – самое главное в нашей работе, – утверждает Александр Федорович. – В дороге каждый из нас оценивает обстановку, может что-то подсказать другому. А уж когда непогода, тут и вовсе не спишь, внимание удвоено.

Когда салон полон пассажиров, не исключены разные ситуации, в том числе и конфликтные. Водителю на них отвлекаться нельзя, и улаживать дело приходится напарнику.

– Водители автобусов должны быть в какой-то мере дипломатами, – рассуждает Александр Коденцев. – С людьми нужно уметь ладить.

Уравновешенный экипаж только своим поведением может успокоить нервных, вселить уверенность, что все будет хорошо.

На вопрос, какая черта в характере Чернова является главной, напарник, не задумываясь, отвечает:

– Упрямство в хорошем смысле этого слова. Сергей – человек дотошный, когда дело касается техники, он любит и понимает ее.

Дорожные истории

Водителю с внушительным стажем кажется, что все в его работе идет размеренно и обыденно. Однако случаются поездки, которые запоминаются надолго.

– Самые интересные рейсы – это, конечно, первые, – рассказывает Сергей Чернов. – Помню, в первый раз отправились в Белокуриху и заблудились в этом курортном городе. А в прошлом году случился нестандартный заказной рейс в Красноярск. Мы с Александром ни разу там не были. А тут выдалась возможность познакомиться с крупным красивым городом. Познавательная поездка получилась.

А как забыть поломку в 40-градусный мороз! Машина следовала в Белокуриху. До Бийска тогда не доехали совсем чуть-чуть, каких-то пять километров. Пассажиров пересадили в проезжающие автобусы, благо все были готовы помочь коллегам. Сами же два с половиной часа возились на лютом холоде, но неполадку устранили.

Крепкий тыл

Семья Сергея к его частым отлучкам из дома привыкла. Супруга Лариса Валерьевна профессию мужа уважает и в рейсы провожает спокойно.

Младший сын Илья – старшеклассник, а 20-летний Александр трудится слесарем на том же предприятии, что и отец. Но Сергей Юрьевич не намерен вмешиваться в их выбор профессии.

– Я хочу, чтобы они людьми были, – говорит он. – А дорогу в жизни дети должны найти сами.

И пока глава семьи в очередной поездке, дома его ждут трое любящих людей.

Людмила МАКОВЕЦКАЯ.

Фоторепортаж