Во имя Петра и Павла

Одна из первых церквей Алтая

00:00, 08 ноября 2013г, Общество 2795


Во имя Петра и Павла Фото №1

Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны от набегов джунгарских ханов.
Первые православные деревянные церкви – во имя апостолов Петра и Павла были построены в конце 1720 годов в Белоярской крепости, а также Воскресенская – в 1729 году в Колывани и Петропавловские – в Бийске в 1749 году и в Барнауле в 1750-м. История сохранила о них интересные подробности.

Часовня в крепости

Жители Алтая знают, что почти три столетия назад – 26 июля 1717 года по новому летоисчислению большой отряд казаков во главе с кузнецким дворянином Иваном Максюковым построил в районе Белоярска, который ныне административно входит в черту города Новоалтайска, «рубленую деревянную крепость мерою (в) длину и поперёк двадцать сажен. По углам – четыре башни, а под башнями – жилых четыре избы. А посреди крепости – казённый амбар, где держать пороховые и всякие казны».

Строя крепости, казаки наряду с жилыми казармами, арсеналами и складами сразу возводили часовни. Вот и в новопостроенной крепости на белом яру к имевшемуся на её территории пороховому каземату вскоре добавилась небольшая часовня размером примерно два на два с половиной метра.

Довольно подробно подобную часовню из Илимского острога описывает историк Анна Майничева: «Здание выполнено в срубной технике, с креплением в чашу, входная же западная часть образуется выпусками сруба, состыкованными с конструкцией взаплот, имеющей вертикальные стойки и горизонтальную заборку между ними. Крыльцо перекрыто двускатной кровлей-палаткой. Покрытие бочки лемехом контрастирует с плоскостями стен и простой конструкцией звонницы, стойки которой опираются на перерубы и стойки заплота. Повалы четверика и стройные пропорции бочки придают силуэту церкви утонченность и легкость, сближая форму бочки с традиционным завершением храма луковичной главой. Церковь увенчана главкой, звонница – небольшой маковицей с крестом, вершина которой на уровне 10 метров от основания часовни».

Православная обязанность

Первое десятилетие внутрикрепостная часовня обеспечивала выполнение церковных обрядов, касающихся отряда защитников крепости и жителей окрестных сёл. Но с ростом численности населения появилась безотлагательная потребность построить большую деревянную церковь, что и было сделано примерно в конце 1720 годов. Это через пять лет отметил в своём историческом обзоре Герард Миллер: «Вне самой крепости, внизу возле реки, построено много частных домов вместе с церковью, посвященной святым апостолам Петру и Павлу».

Правда, место для этой церкви было выбрано не совсем удачно: в весеннее половодье вода заливала подходы к ней и пришлось проложить для прохода прихожан сходни сродни деревянному тротуару.

Следует отметить, что в появившихся по соседству с Белоярской крепостью деревнях часовен, а тем более церквей, не было. И их жители при необходимости ездили в Белоярскую слободу. В их числе и население посёлка Барнаульского завода, построенного в 1739-1744 годах. Там выросла крепость, гарнизон которой обязан был обеспечить защиту и сохранность завода и жилищ.

От посёлка Барнаульского завода до Белоярской слободы около 20 вёрст. Да и находится она на противоположном берегу широкой Оби – прямой дороги к ней нет. А белоярскую церковь каждому прихожанину надо обязательно посещать. Священнослужители тщательно вели росписи: кто из прихожан и когда был на очередной исповеди, а кто проигнорировал эту православную обязанность. Виновные однозначно наказывались невзирая на причины.

Передать в Барнаул…

В 1747 году Барнаул стал деловым центром Колывано-Воскресенского округа. В связи с этим было решено следующее непосредственно касающееся белоярской церкви. Вот фрагменты «Письма Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства в Тобольскую консисторию о строительстве церкви во имя Петра и Павла в поселении Барнаульского завода». В нём упоминается, что «при том заводе надлежит построить церковь и при оной быть хотя на первой случай двум священникам с причетники церковными.

А хотя от здешнего Барнаульского завода в недальности в Белоярской слободе святыя церковь во имя первоверховных апостол Петра и Павла и при оной священник имеетца, но только по веснам около той слободы от Оби реки по лугам бывают великие разливы и затем в погодные времена в ту слободу для священника не только на лошадях, но и на судне не по которой мере ехать невозможно, и в таком нуждном случае люди могут взрослые без исповеди и причастия святых тайн, а новорожденные без крещения умирать…

Того ради… благоволено б дать благословенную грамоту, чтоб при Барнаульском заводе построить вновь церковь во имя верховных апостол Петра и Павла и по построении освятить и в оную святые образа и всю церковную утварь за вышеупомянутым резоном перенесть из церкви белоярской…

Февраля 16 дня 1748 году.

На подлинном подписано тако Генерал Маэор Андрей Беэр.

Канцелярист Василей Пастухов. Послано сего числа».

Новая церковь в Барнауле во имя первоверховных апостолов Петра и Павла была освящена в 1750 году. Однако из белоярской церкви туда была передана далеко не вся церковная утварь. В частности, церковные образа остались на своих местах.

Никак нельзя селу без церкви

Что касается белоярской церкви, ей было уже три десятка лет, она требовала ремонта, но не была закрыта. Ведь в слободе в 1751 году было 260 дворов с православными прихожанами, в 1774 году – 460. Церковные службы вели два попа, дьякон и пономарь. К дистрикту Белоярска относились ещё 34 деревни, часть которых была расположена выше и ниже крепости на северо-восточном берегу Оби и на впадающих в неё здесь маленьких речках, а другая, большая часть – на обоих берегах реки Чумыш, от её устья и на 120 верст от Оби по суше.

Заметно напряжённее стали взаимоотношения с раскольниками-староверами, которых в 1771 году в самой Белоярской слободе было 16 человек (с каждого брали ежегодно двойной подушный оклад: с мужчин – по 70 копеек, с женщин – по 35, что для крестьян было заметной суммой). В дальнейшем с ростом населения Белоярска в 1818 году до 9550 человек численность староверов составила здесь 3113 человек.

История сохранила имена и должности церковнослужителей белоярской церкви в 1818 году. Это благочинный иерей Симеон Вавилов, священник Степан Лепехин, диакон Иаков Знаменский, дьячок Василей Загибалов, пономари Михайло Торопов, Петр Бисеров и Ферапонт Седачев.

По неполным данным, в 1846 году обветшавшая белоярская церковь была капитально отремонтирована, и этого хватило ещё на полстолетия. А в конце XIX века, в 1898 году, была построена на новом месте в центре Белоярска деревянная однопрестольная Петропавловская церковь. В приход входили сёла Белоярск, Зудилово, Токарево, Бажово.

При церкви было земли 99 десятин, прихожан – 4044 души. Настоятель церкви – священник Иоанн Никольский, псаломщик – Евгений Федоровский. В приходе имелись три церковно-приходские школы (Зудилово, Токарево, Бажово), училище гражданского ведомства в Белоярске, частная школа Платонова. А на огороженной территории (в ста метрах от начала нынешней улицы Советов, с северной стороны) у стен храма было похоронено немало церковнослужителей.

И вырос новый храм

Более двух веков без перерыва жители Белоярска имели Петропавловскую церковь, пока в конце 1930 годов по всей стране, в том числе на Алтае, не были закрыты церкви и монастыри. Сия печальная участь постигла и церковь в Белоярске. Крест с купола был сброшен, помещения храма использовались для хозяйственных и иных целей. В феврале 1958 года по недосмотру сторожа ночью пламя свечи перекинулось на шторы на окне. Пожар полностью уничтожил деревянную церковь. От неё остался лишь каменный фундамент.

Более полувека оставался Белоярск без своей церкви. Но лет десять – пятнадцать назад на этом месте решил построить магазин один из предпринимателей Первомайского района. Здание уже было почти готово, как его кто-то поджёг. Помещение выгорело дотла. Чуть позже здесь же начал стройку ещё один состоятельный человек. Его сразу смутило, что при рытье котлована для фундамента то и дело попадаются человеческие кости. «Не к добру», – подумал он. А через некоторое время полностью обанкротился.

Всё это не остановило третьего предпринимателя. Он также начал рыть яму под фундамент нового здания и наткнулся на каменный фундамент бывшей церкви. По рассказу старожила Владимира Гречухина, предприниматель наткнулся на церковный подвал, где, видимо, нашёл кое-что из церковной утвари: иконы, канделябры, одежды. И после этого также исчез с неприветливой стройплощадки.

В настоящее время завершено возведение храма на улице Белоярской, в том же районе населённого пункта, где когда-то стояла первая деревянная Петропавловская церковь. Построен он на средства предпринимателей-благодетелей и прихожан.

В нём два придела: верхний – в честь иконы Иверской Божией Матери, нижний – в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Проект этого храма разработан в архитектурной мастерской Петра Анисифорова архитекторами Еленой Назаровой и Еленой Фёдоровой.

Архитектурное решение можно назвать в целом удачным: небольшой шатровый храм вписался в местный ландшафт, где преобладают невысокие деревянные постройки. Проект церкви выполнен в стиле эклектики с явными элементами русского стиля.

Закладной камень в основание нового храма был заложен 4 июня 2007 года. А 21 октября 2012 года храм в Белоярске освятили. Сейчас здесь работает воскресная церковно-приходская школа, в трёх классах которой учатся 85 детей в возрасте от 7 до 13 лет. Настоятелем белоярской церкви в честь Иверской Божией Матери является благочинный Северного благочиния отец Вячеслав Данькин.

Церковь, предшественница которой была построена здесь около 285 лет назад, возродилась, как феникс из пепла. Её купола сияют во всей красе над Белоярском, которому исполнится вскоре 300 лет.

Валерий ПОЛЯНИН

Фоторепортаж