То, что должна носить улица

С 10 по 12 ноября в Барнауле проходил IX Региональный профессиональный конкурс дизайнеров одежды «Сибирская капель»

00:00, 14 ноября 2013г, Культура 2747


То, что должна носить улица Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

На сцене (и подиуме) городского ДК было представлено более 40 авторских коллекций одежды. Участие в конкурсе приняли восемь творческих студий, десять учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, семь профессиональных молодых модельеров из Барнаула, Новоалтайска, Омска, Кемерова, Томска, Новокузнецка, Горно-Алтайска, а также Тальменки и Тюменцева. Эффектные доспехи кочевников, традиционные орнаменты шорцев, украшающие комбинезоны современного кроя, вереница стилизованных шотландских килтов, пронзительно-розовые муфты, вариации на тему русского национального костюма – все это головокружительное разнообразие оценивало жюри во главе с проректором Омского государственного института сервиса Эммой Васильевой.

Соревнование проходило в трех категориях (юниор, студент, профи) и трех номинациях. «Городские джунгли» – это молодежная одежда, авторское прет-а-порте. «Метаморфозы» – авангардное платье, созданное с использованием нетрадиционных материалов и декора. Ну а самая многочисленная номинация «Назад в будущее» представляла сплав национальных традиций и современной моды, порой весьма остроумный.

При этом организаторы конкурса подчеркивают, что в какой бы номинации ни соревновались молодые авторы и чем бы ни вдохновлялись, главным ориентиром для них все-таки должна оставаться современная мода. Этот идеал был выражен несколько неуклюжей фразой «носибельная одежда», но понимать ее следовало в самом положительном смысле – как большой комплимент автору коллекции. Строго придерживаться правил смогли немногие. Но для непосвященных зрителей это было скорее благом, например, без поистине гипнотического платья-медузы из коллекции «Рожденная водой» (барнаульский театр моды и пластики «Ан Дэор») показы, надо признать, много бы потеряли.

Основным организатором конкурса является Барнаульский техникум сервиса и дизайна одежды, и этим важным событием он отмечает 70-летие на рынке образовательных услуг. Директор техникума Ирина Гуряшина рассказала «АП», что в этом году удалось серьезно улучшить техническое оснащение показов: сделано качественное освещение подиума, кроме того, трансляция показа шла и на большом экране, расположенном на сцене. Наконец, в этом году конкурсантов оценивало жюри, в составе которого известные педагоги и дизайнеры из Омска, Новосибирска и Барнаула. А еще в рамках конкурса впервые работала научно-практическая конференция «Костюм: философия, искусство, бизнес», которая позволила привлечь к участию не только те учебные заведения, которые непосредственно готовят модельеров и портных, но и колледжи другой направленности.

– Конкурсные показы состоялись 11 ноября, а 12-го прошел «круглый стол», на котором члены жюри дали оценку не только всем коллекциям в целом, но и каждой отдельной модели, – рассказала Ирина Альбертовна. – Это был временами очень жесткий разбор. Судьи заметили абсолютно все, включая головные уборы, туфли и колготки, и ни один участник не остался без внимания, каждому дали рекомендации. Для молодых авторов это очень важно!

Отдельно стоит отметить разнообразные источники вдохновения молодых авторов. Так, автор коллекции «Знамена света» Ксения Шалабод (школа моды «Светлана», Барнаул) вполне узнаваемо цитирует живопись Рериха в своих многоцветных кардиганах и пальто. Варвара Кукарцева в коллекции «Мерцание снов» использовала образы природы и создала лаконичные белые платья, расшитые шнуром, бисером и бахромой, похожие на нежные крылышки мотылька. А творческую группу из Карповской средней школы Тюменцевского района, работавшую над коллекцией «Жили-были», вдохновляли непритязательные цветастые ситцы. К концу конкурсных показов уже никто не удивлялся тому, что традиционная «бабушкина» вышивка мохером и мулине могла украшать остромодные накидки и кейпы, а тюркский шлем – венчать голову модели в укороченных брюках.

Екатерина Ерандаева из Кемерова, автор коллекций «Льняное раздолье» и «Мотивы Горной Шории», участвовавших в гала-показе, рассказала, что ее вдохновили натуральные материалы и этнические мотивы.

– В коллекции «Льняное раздолье» восемь моделей: семь коротких современных платьев и одно длинное, завершающее показ. Что касается влияния этнических мотивов Горной Шории, то я просто езжу туда отдыхать и в какой-то момент заинтересовалась культурными корнями, начала изучать орнаменты, которым мне захотелось придать современное звучание. Коллекция получилась абсолютно «носибельной», в этих моделях действительно можно выйти на улицу. А вот когда я планирую будущее дефиле, всегда стараюсь придать ему некоторую театральность, поэтому в этот раз в моем показе участвуют артисты в образах шаманов.

А Елена Попугаева, второкурсница профессионального училища № 84 из Горно-Алтайска, рассказала нам, что из-за переноса конкурса с весны на осень готовиться пришлось в сжатые сроки.

– Эскизы будущей коллекции «Легенды Курайской степи» я начинала с нуля, а вся работа заняла буквально две-три недели. Отшивать модели мне помогали моя группа и учителя. Вообще, я ведь только недавно приехала в Горно-Алтайск из Нижневартовска, поэтому мне было очень интересно узнать этот народ. Его традиции, история и культура и стали основой моей коллекции – когда мне предложили поработать над этим проектом, я сразу решила, что у нее будет этническая направленность, ориентировалась на образ отважного, сильного воина-кочевника. Но главная задача была в том, чтобы совместить эти элементы с модой нашего времени.

– Говорят, разбор коллекций для многих участников стал суровым испытанием, судьи никого не пожалели…

– Это было очень интересно и уж точно полезно! Когда смотришь на свою и чужие коллекции, видишь идеальную картинку и кажется, что все прекрасно. Так что это обсуждение действительно стало шоком. Меня порадовало, что мы смогли вписаться в жесткие конкурсные правила, а основное замечание сводится к тому, что мы выбрали слишком мрачные тона, да и модели на показе были слишком серьезны. Но руки у меня не опускаются, наоборот, я чувствую неимоверное воодушевление и желание дальше работать. Честно говоря, я просто летаю!

В целом уровень участников судьи оценили достаточно высоко. Председатель жюри Эмма Васильева, директор Международного конкурса дизайнеров одежды «Формула моды: Восток-Запад» (Омск), сказала:

– Я впервые в Барнауле, однако ситуацию в начальном и среднем профессиональном образовании знаю изнутри, потому что бываю на многих конкурсах, и увиденное в эти дни меня приятно удивило. Понятно, что есть замечания и всегда есть победители и побежденные, но уровень конкурсантов хороший. Я говорила сегодня на «круглом столе», что ситуация в нашей сфере достаточно сложная: нелегко куда-то съездить, чему-то поучиться, поджимают китайцы, которые сейчас очень хорошо шьют, конкуренция жесткая. Но уровень среднего профессионального образования меня радует.

– На что вы обращали внимание, оценивая работы молодых авторов?

– Я настроена на то, что мода – это прежде всего бизнес. И та мода, которая сегодня гуляет по улицам, нам не всегда нравится. Потому меня, конечно, больше всего волнует вопрос продвижения интересных идей, которые должны приобрести звучание прет-а-порте, обычной готовой одежды. Так что гармония и выразительность костюма для меня, конечно, очень важны, но самый главный критерий – новизна и актуальность. Мне интересно, как молодые дизайнеры и модельеры могут использовать ту или иную ткань, создавая совершенно новую пластику, могут ли они использовать давно известные декоративные приемы так, чтобы они по-новому зазвучали. Правда, иногда у молодых авторов получается не одежда, а скорее театральный костюм, а театр и мода – совершенно разные понятия. Сегодняшние студенты должны понимать: если они хотят делать «носибельную» одежду, то это должны быть модели, которые можно комплектовать, актуальные, модные и не в последнюю очередь удобные.

Гран-при конкурса получила коллекция «Арт-нормаль» (автор – Анна Ильиных, Барнаульский техникум сервиса и дизайна одежды). В авангардной номинации «Метаморфозы» первое место у коллекций «Рожденная водой» (Барнаул) и «Эффект бабочки» (Омск). В номинации «Назад в будущее» победили коллекции Open Russia (Омск) и «Чарриада» (автор – Вероника Колегаева, Барнаул). В номинации «Городские джунгли» лучшими стали коллекция «Своя волна» (Новоалтайск, школа моды «Светлана»), а также «Гренада» Анны Олюх, «Город ангелов» Юлии Саловской и Albion Екатерины Рейзбих (все авторы из Барнаула).

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж