Уполномочен защитить

00:00, 10 декабря 2013г, Общество 1890


Уполномочен защитить Фото №1

С начала текущего года к уполномоченному по правам человека в Алтайском крае Борису Ларину поступило 1879 обращений со всех уголков края. По сравнению с прошлым годом жалоб стало на 97 меньше. «Хочется думать, что позитивная динамика в первую очередь связана с тем, что органы государственной власти и местного самоуправления стали эффективнее исполнять возложенные на них обязанности, – говорит он. – С другой стороны, расширяются институты уполномоченного. В нашем регионе, в частности, появились омбудсмены по правам ребенка и защите прав предпринимателей».

Первая строчка – «в погонах»

– Борис Владимирович, с какими проблемами к вам чаще всего обращаются люди?

– Круг вопросов – самый широкий. По сравнению с прошлым годом заметно снизилось количество обращений граждан по вопросам социальной защиты и социального обеспечения, меньше стало жалоб на действия или бездействия должностных лиц, а также по трудовым правам и правам детей. Зато в последнее время наблюдается серьезный рост жалоб по вопросам уголовно-исполнительного права от лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, находящихся в местах заключения или содержания под стражей. По-прежнему заявители обжалуют судебные постановления, что, безусловно, находится вне компетенции уполномоченного по правам человека. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации имеет право запросить документы в суде и после проверки обратиться для повторного рассмотрения в суд в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам. К сожалению, такого права у уполномоченных в субъектах РФ нет.

Больше всего поступает жалоб на действия сотрудников правоохранительных органов. Анализ показывает, что такие обращения в последние годы традиционно занимают первую строчку. Между тем значительно меньше стало жалоб на действия сотрудников ГИБДД. При общем росте обращений, поступающих из учреждений уголовно-исполнительной системы, число жалоб на условия содержания и действия сотрудников самой пенитенциарной системы сокращается. И это в том числе связано с внедрением в исправительных учреждениях новых форм работы. В следственных изоляторах, к примеру, повсеместно устанавливаются видеокамеры, более того, каждый сотрудник дежурной смены, который находится на территории СИЗО или колонии, на груди носит портативный видеорегистратор. В случае возникновения конфликтной ситуации администрация исправительного учреждения или другие контролирующие структуры могут отсмотреть видеозапись и постфактум выяснить обстоятельства происшествия. Система пока работает без сбоев. На момент, когда ее внедряли, к сотрудникам исправительных учреждений предъявлялось очень много претензий, в настоящее время ситуация поменялась коренным образом.

– Расскажите, как проходит ваш рабочий день. Сколько и о чем, к примеру, жалоб поступило вчера?

– Работа организована следующим образом: три дня в неделю прием осуществляют консультанты аппарата уполномоченного, и если возникает необходимость, то по сложным вопросам заявителей принимаю непосредственно я. Вчера поступило больше 15 обращений. Вот жалоба от жителя Новоалтайска, который во время службы в армии был награжден дипломом победителя социалистического соревнования. Он считает, что армейская ведомственная награда дает ему право получить звание ветерана труда. Конечно, существует закон, устанавливающий определенный порядок и перечень лиц, которые претендуют на это почетное звание. И тем не менее Главалтайсоцзащита, как мне кажется, должна дополнительно проработать этот непростой вопрос. Зачастую люди даже не знают, что поощрения, которые у них имеются, в дальнейшем учитываются при присвоении звания ветерана.

Второе письмо – из рубцовской колонии № 10. Жалуется адвокат, подзащитный которого находится в колонии с марта 2013 года и за это непродолжительное время уже несколько раз выдворялся в штрафной изолятор за различные нарушения. Защитник утверждает, что администрация колонии относится к арестанту предвзято. А осужден он на 17 лет по статье УК за убийство двух и более лиц при отягчающих обстоятельствах. Я недавно посещал эту колонию, встречался с осужденными, но его на приеме не было. Так или иначе, попрошу проверить поступивший сигнал и потребую провести соответствующую работу.

Третья жалоба – из той же колонии. Осужденный, будучи в преклонном возрасте, просит о переводе для дальнейшего отбытия наказания в Приморский край, где проживают его родственники. Он не имеет возможности встречаться с ними, хотя отсидел большой срок на Алтае, положительно характеризуется. Мы подробно изучили историю этого человека, в качестве исключения будем ходатайствовать о его переводе для дальнейшего отбывания наказания в Приморье.

Остальные обращения касаются неисполнения решений суда, неправомерных действий сотрудников уголовного розыска, медицинских работников и судебных приставов. Из Тальменки пишут жители, возмущенные действиями местных властей. Пока здесь строили дамбу, разломали дорогу и теперь люди не могут подъехать к своим домам. Жильцы одного из домов в Ленинском районе Барнаула жалуются на некачественный ремонт крыши, жалуется бывший военком одного из районов края, осужденный за покушение на получение взятки, ходатайствует о восстановлении его пенсии и соответствующих льгот, положенных военнослужащим. Все дела разные, но за каждым из них стоит человек, который обратился за помощью и ждет ответа.

От приёма до проверки

– В какие сроки рассматриваются поданные жалобы?

– Процедура рассмотрения обращений и заявлений граждан определена законом об уполномоченном по правам человека в Алтайском крае и соответствующим регламентом. Жалоба принимается в день поступления, заводится дело и рассматривается в кратчайшие сроки. Здесь важно учитывать характер обращения. Дело в том, что уполномоченный не может подменять собой структуры государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с законом я должен принимать на рассмотрение жалобы в случаях, если граждане уже обращались по своим вопросам в органы государственной власти, правоохранительные структуры и другие органы, пытаясь защитить нарушенные права. Если органами власти решения не принимались, то уполномоченный принимает жалобы и направляет запросы в соответствующие структуры для проведения служебной проверки либо с требованием дачи объяснений отказа заявителю.

Надо сказать, что мы тесно взаимодействуем с правоохранительными структурами. Обмениваемся информацией о фактах нарушений прав и свобод граждан со многими ведомствами, если выявляем нарушения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, направляем прокурору соответствующие материалы. В обязательном порядке и на постоянной основе совместно с полицейскими, судебными приставами, УФСИН, Главалтайсоцзащитой и специалистами миграционной службы систематически проводим выездные проверки и приемы граждан по личным вопросам. В некоторых случаях приходится действовать максимально оперативно. Буквально вчера мы закрыли дело по обращению гражданки Украины, которая попала в сложную ситуацию. Во время родов она получила осложнения на сердце. Женщине требовалась срочная высокотехнологичная операция, которая выполняется только гражданам РФ. Пришлось обращаться за помощью к губернатору края, встречаться с руководителями структур, которые занимаются вопросами гражданства. Надо отдать им должное – все без исключения сработали слаженно и оперативно. Женщина получила паспорт прямо в больничной палате, была прооперирована и сейчас в добром здравии находится дома.

– Безвыходных ситуаций не бывает… «АП» сообщала об этом.

– Главная наша беда – правовая непросвещенность населения. К сожалению, люди не понимают, что нужно самим учиться защищать свои права. Статья 45 Конституции РФ говорит о том, что защита прав гарантируется государством, но каждый человек имеет право защищать свои права всеми незапрещенными законом способами. Граждане не обращаются в суд, думая, что им придется пройти через сложнейшие и дорогостоящие процедуры. Это далеко не так. По многим вопросам не требуется платить пошлины и не требуется особых знаний для составления документов и заявлений. Кроме того, всегда можно прибегнуть к общественным помощникам. Бесплатные юридические консультации предоставляют такие структуры, как региональное отделение Ассоциации юристов России, юридические студенческие клиники АлтГУ и ААЭП. Бесплатную юридическую помощь оказывают все без исключения государственные структуры, в том числе посредством сети Интернет.

Конструктивные предложения

– Уполномоченный по правам человека в субъекте наделен правом законодательной инициативы. С какими предложениями вы выступали?

– Нынешним летом депутаты поддержали мою инициативу, дающую право кумандинцам на бесплатную юридическую помощь. На территории края сегодня проживает более 1400 представителей этого коренного малочисленного народа, многие из них не знают, каким образом реализовать свои права. С принятием поправки в краевой закон кумандинцы могут получить бесплатную юридическую помощь по всем вопросам, связанным с обеспечением и защитой их законных интересов как представителей малочисленного народа.

Результатом совместной работы с комитетом АКЗС по социальной политике стала инициатива, касающаяся правовых аспектов принятия решений в отношении региональных памятников культуры на краевом уровне. Она связана с многочисленными обращениями граждан, проживающих в ветхих домах – памятниках культуры, которые ныне являются жилищным фондом, но абсолютно не пригодны для жизни или вовсе находятся в аварийном состоянии. Люди попали в юридический капкан. Я обращался с письмами по этому вопросу в Министерство культуры РФ и в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Во всех ответах – никаких препятствий по ремонту нет, если есть деньги в муниципалитетах. Но на ремонт памятников нужно гораздо больше денег, чем простых зданий. Их-то и нет в муниципалитетах. На октябрьской сессии АКЗС депутаты приняли решение обратиться с законодательной инициативой в Госдуму РФ, чтобы внести изменения в федеральный закон об объектах культурного наследия народов РФ.

В Алтайском крае, как и в других регионах России, по-прежнему остается нерешенным вопрос обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение граждан льготных категорий. Я дважды обращался в Министерство труда и социального развития РФ с вопросом рассмотрения возможности увеличения бюджетных средств, выделяемых Фонду социального страхования Российской Федерации. В письме подчеркнул, что данная ситуация спровоцирована хронической нехваткой средств на обозначенные цели: граждане, не обеспеченные путевками в предыдущий год, теряют надежду на получение ее в последующем и в большей части поэтому отказываются от набора социальных услуг. Ситуация зашла в тупик, проблему нужно решать, поэтому вместе с другими коллегами-омбудсменами мы будем ее в очередной раз поднимать на Координационном совете уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, который состоится в Москве.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж