«Литература – дело весёлое»

00:00, 13 декабря 2013г, Общество 2687


«Литература – дело весёлое» Фото №1

Встретиться с поэтом, писателем, создателем нескольких телепроектов Михаилом Гундариным в «Книжной полке» намечали давно, но все, как водится, не получалось. Тем временем у Михаила Вячеславовича вышла в свет книга прозы «Говорит Галилей», а в журнале «Знамя» появилась большая подборка его стихов. Откладывать встречу после этого стало уже попросту неприлично. И она состоялась.

– Как вы сами себя позиционируете – писатель, журналист, поэт?

– В разные моменты жизни по-разному, в зависимости от состояния души и намерений. Стихи – это зачастую просто возможность выразить свои чувства, попытаться сделать пластичную, ценную в художественном плане вещь. Проза более социальна и информативна и требует более основательного, системного подхода. Так вот они и идут рука об руку, когда кому время приходит.

– Максим Горький говорил: «Да что же это за литература такая, которая не ставит себе задачу сделать человека хоть немного лучше?» Как вы относитесь к этим словам?

– С полным пониманием и поддержкой. Нужно ставить себе такую цель и писать, если можешь, хотя литература прямого воздействия на человеческие умы и не оказывает, и видимого практического воздействия тоже не производит. Два года назад в журнале «Литературная учеба» был опубликован мой небольшой рассказ «Поэт и училка», где я, упомянув, что занимаюсь литературным процессом 25 лет без перерыва, позволил себе дать несколько советов начинающим, главным образом предостерегая их от сделанных мною на этом пути ошибок.

Надо писать больше. Быть графоманом писателю положено. На 100 текстов один куда-нибудь да сгодится. Сам я пишу мучительно медленно и мало, что очень мешает.

Надо печататься обязательно. Ненапечатанные вещи умирают и разлагаются, отравляя своим ядом ещё не написанное.

Надо следить за литпроцессом и по возможности в нём участвовать. Общаться (хотя бы заочно, да что там, хотя бы и мысленно) с его (со)участниками, соотносить себя с ними. Написать сегодня шедевр, сидя в глухой деревне, так же невозможно, как, тренируясь с мячом каждый день в той же деревне по 10 часов, стать великим футболистом.

Исходя из этого, надо активно участвовать в социальных процессах. Зарабатывать деньги, рожать детей, писать статьи, читать лекции, грузить вагоны, наконец. При всём вреде (особенно газетной журналистики) для стиля пользы куда больше. Ибо бодрит и наводит на новые ощущения и мысли. Не стесняться продвигать свои произведения везде, где только можно.

В общем, дело это – литература – весёлое независимо от того, хотите ли вы поведать миру последнюю истину, описать собственные грехи молодости или позабавить публику. И далеко не самое плохое на свете. А значит, у всех у нас есть шанс. Непонятно на что, но есть. И это здорово.

– Вы говорите, что нужно продвигать свои произведения где только можно, но далеко не у каждого пишущего есть умение продвигать, а появление литературного агентства в Барнауле…

– Невозможно. Вернее, кто-нибудь, может быть, и решится его создать, но просуществует оно недолго, однозначно прогорит. В Москве, Санкт-Петербурге с долей вероятности такое агентство могло бы работать. В провинции - однозначно нет. Выход простой – самому становиться своим продюсером, учиться этому делу. Другого пути, если ты хочешь печататься, практически нет.

– Но ведь и не только печататься, писать сегодня непросто. Ладно стихотворения – по состоянию души, но объемные произведения – повесть, роман, работа над которыми кроме многих сил требует и немалого времени… Приходилось слышать, что вот я пишу вещи, имеющие социальную значимость для общества, а вынужден делать это по остаточному принципу.

– Устраивайся воспитателем в детский сад – вот тебе социальная значимость высшей марки, а плюс там же работай ночным сторожем – вот тебе и возможность писать. Периоды «золотого века» литературы вовсе не обязательно приходятся на сытые и благополучные времена. Это не зависит от политического строя или социальных условий. 70-е годы прошлого века, как принято говорить, махровый застой – и какие имена: Астафьев, Трифонов, Венедикт Ерофеев, Лимонов, Распутин, поздний Шукшин, любимый мною Саша Соколов. Не всегда их путь был розами усыпан.

– Вернемся к фамилии Гундарин и поговорим немного о вашей последней книге, романе «Говорит Галилей». В одной из интернетовских рецензий вашу работу называют местечковой, героя – жалким трусом, а текст, скажем так, сырым. В другой говорится о том, что «такие вещи не исчезают бесследно». Комментировать будете?

– Зачем? Я писал роман о том, как вместе с крушением империи происходит крушение отдельного молодого человека. Для меня это произведение очень важно, другие могут оценивать его согласно своим пристрастиям. Быть писателем – это возможность быть внутренне свободным, и для меня в этой профессии наиболее дорого именно это.

 

* * *

Не печалься. Твои рецидивы

даже смерти и той не

смешны.

Сочетанье вины и мотива

создает ощущенье страны.

Сочетанье любви и неволи

создаёт перемену картин.

Сладко свищет магнитное

поле...

Не спеши, ты ещё не один.

 

Михаил Гундарин (журнал «Знамя»).

Справка «АП»
Гундарин Михаил Вячеславович. Родился в 1968 году в городе Дзержинске Горьковской области, на Алтай переехал в 1975 году. Окончил факультет журналистики МГУ в 1991 году.
Стихи и прозу пишет со школы. Первая поэтическая публикация – в 1986 году. Участвовал в создании альманахов «Город» и «Ликбез».
Выпустил сборники стихов: «Календарные песни» (1994), «На экране» (1999), «Новые календарные песни» (2005), «Горячо: бесполезно» (2008), «Старый поэт» (2012). Романы «Демократиада/Физика Сизифа» (1993), «В конечном счете» (1997), «ЛМ» (2000), «Семь сторон света» (2004), «Анна Карнегина» (2007), «Говорит Галилей» (2013). Произведения публиковались во многих литературных журналах, в том числе столичных («Знамя», «Дружба народов» и др.).
Член Союза российских писателей. Кандидат философских наук, доцент отделения связей с общественностью Алтайского государственного университета. Автор нескольких монографий и учебных пособий по массовым коммуникациям и PR. Главный редактор телепроекта «Наши новости».

*   *   *

По десятибалльной системе

5 декабря в Алтайской краевой научной библиотеке имени Вячеслава Шишкова подвели итоги первого тура литературного конкурса «Книжный инстинкт-2013».

 

Идея его проведения принадлежит редактору журнала «Культура Алтайского края» Ларисе Вигант, потому что нынешний год оказался неожиданно урожайным на вышедшие в крае книги. Впрочем, их у нас и в предыдущие годы выходило немало, но ряд нынешних вызвал достаточно оживленное обсуждение, а потому…

– Идея провести конкурс, в котором одновременно будут рассматриваться сборники стихов и проза, а также краеведческая литература, была многими встречена с сомнением, – говорила на встрече в «Шишковке» Лариса Вигант. – Тем более что предполагалось рассматривать не только уже опубликованные произведения, но и те, что пока имеются только в виде рукописей. Одни из этих книг были изданы в последние годы по результатам краевого издательского конкурса, другие выпущены самими авторами или только готовятся к изданию – на бюджетные или собственные средства.

К тому же далеко не всех специалистов из тех, что мы пригласили работать с отобранными для участия в конкурсе книгами, привлекала система оценки произведений по десятибалльной системе. В результате из 50 приглашенных нами для безвозмездной работы филологов, журналистов, писателей согласилось тридцать.

Вот эти тридцать и определили 10 лучших творений из 23 предложенных для участия в конкурсе. Дабы добавить интриги, фамилии их назывались в алфавитном порядке, а количество набранных каждым баллов осталось тайной. Результаты конкурса, а также инфографика с баллами экспертов относительно каждой книги будут опубликованы в очередном номере журнала «Культура Алтайского края». Он выйдет в конце декабря 2013 года. Как отмечалось на встрече, особой награды победителю не будет. Основатели конкурса решили отметить по мере возможности всю десятку финалистов, каждый из которых получил в подарок собрание сочинений Георгия Гребенщикова или антологию «Образ Алтая в русской литературе».

В десятку лучших вошли: Наталья Волкова. «Барнаул 1848 – 1853»; Л. Аткинсон. «Письма к друзьям из Сибири» (краеведение); Михаил Гундарин. «Говорит Галилей» (роман); Иван Жданов. «Уединенная мироколица. Книга стихотворений»; Анатолий Кирилин. «Избранное»; Юлия Нифонтова. «Не хочу в Нормандию» (повесть); Евгений Скрипин. «Барнаульские поэты без иллюзий» (публицистика); Константин Сомов. «Год Колчака» (роман); Владимир Токмаков. «Сбор трюфелей накануне конца света» (роман); Ужакин С.Ф., Ужакин А.С. «Город на песках. Барнаул неформальный» (публицистика); Сергей Тепляков. «Следы 1812 года» (историческое исследование).

– Прошедший конкурс был интересным опытом проведения такого мероприятия без участия в нем властных структур, что зачастую вызывает у людей, близких к литературному процессу, некоторое отторжение и сомнение в объективности результатов. Здесь же, думаю, выбор был действительно объективным, – говорит член экспертного совета конкурса историк и краевед Евгений Платунов. – Очень хорошо было бы продолжить это дело, и здесь помешать может по большому счету только одно: наберет ли будущий год для следующего конкурса столько же или еще больше интересных номинантов…

*   *   *

«Спектру» - 25!

26 ноября в библиотеке им.В. Башунова состоялось чествование литературного объединения «СПЕКТР» по случаю его 25-летия. Аббревиатура «СПЕКТР» расшифровывается так: союз поэтов-единомышленников, которые такие разные. Со времени основания – 26 ноября 1989 года – двое из «разных» сумели стать лауреатами Пушкинской премии, пятеро были приняты в Союз писателей России, а всего за четверть века объединение объединило 62 стихотворцев. Было выпущено пять коллективных и 62 индивидуальных сборника стихов.

В день праздника в зале собрались любители творчества алтайских писателей, члены литературного объединения – «спектровцы» всех поколений, друзья из ЛИТО Новоалтайска, Шелаболихи, Павловска и посёлка Сибирского. Почетные гости – руководитель Алтайской краевой писательской организации А.В. Кирилин и директор Алтайского дома литераторов Ю.А. Нифонтова. Они поздравили юбиляров и вручили благодарственные письма и подарки.

Прозвучали слова искренней признательности своей альма-матер бывшей «спектровки», а ныне члена Союза писателей России Татьяны Гаврилиной. Музыкальными подарками были песни на стихи поэтов-«спектровцев» в исполнении певцов-композиторов И. Швенк, В. Ярмолинской, А. Лобанова и семилетней Ксюши Скуратовой.

Юбиляры подарили гостям свой новый коллективный сборник поэзии и прозы «Листая памяти альбом» и музыкальный диск с песнями на стихи поэтов – участников литературного объединения.

*   *   *

«Разобрались» по-студенчески

28 ноября в Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА) состоялось очередное (уже четвёртое по счёту) заседание «Школы рецензентов». На суд студентов были представлены две новые книги алтайских писателей, выпущенные в этом году в рамках серии «Городская библиотека»: сборник стихов Владимира Соколова «Ягодка вселенской голубики» и проза Владимира Шнайдера «На купеческом подворье». Мероприятие подготовили студенты пятого курса филологического факультета АлтГПА. В программе были презентация книг, интервью с В. Соколовым, а также конкурс рецензий.

Первое место среди рецензий на книгу Владимира Шнайдера «Купеческое подворье» получила работа Ирины Мушкет, со стихами Владимира Соколова лучше всех «разобралась» Наталья Ануфриева.

Гости «Школы рецензентов» – сам Владимир Соколов и ряд других известных и менее известных литераторов в целом остались довольны. На очереди – Пантюховские чтения и рецензии на книгу «Горнист, играющий зарю».

Фоторепортаж