Подковы на счастье

Заринские умельцы дарят городу бесценные подарки

00:00, 17 января 2014г, Общество 2700


Подковы на счастье Фото №1

Заринск небольшой, но очень красивый. И, как любой красивый город, имеет свои неповторимые фишки. Фонтан счастья, дерево влюблённых, часы с боем… А недавно появилось ещё одно чудо – верстовой столб, который венчает двуглавый орёл, выкованный вручную из меди, покрытый настоящим золотом.

На верстовом столбе – памятная книга из бронзы. Когда-то здесь через Сорокино (Северный микрорайон Заринска) проходил Екатерининский тракт. По нему в 1857 году из Семипалатинска в Кузнецк проезжал Ф.М. Достоевский. Об этом повествует надпись, выгравированная на книге. Рядом – лавочки с коваными ножками и ортопедическими (!) сиденьями, стилизованные урны, брусчатка со светодиодной подсветкой.

Словно по мановению волшебной палочки, на месте бывшей пивнушки был создан этот уютный уголок. Идея и финансовый вклад – заринского предпринимателя Бориса Прохорова. Воплощение – местных умельцев, на творчестве талантливых мастеров-единомышленников, подаривших городу настоящее произведение искусства стоимостью полмиллиона, не взявших за свою работу ни копейки.

Родственные души

Признаюсь, раньше в настоящей кузнице бывать не доводилось. Но укротители огня и металла, образ которых овеян сказками и легендами, представлялись этакими крепкими, могучими богатырями с бородой. И вдруг вижу молодого худенького парня, внешне скорее похожего на служащего какого-нибудь современного офиса. Здесь их двое таких – Евгений Корвяков и Евгений Билецкий. Двоюродные братья. Родственные души.

А началось всё с того, что семь лет назад бывший коммерсант Билецкий поехал на заработки в Липецк и случайно попал… в кузню. Новое ремесло увлекло настолько, что, вернувшись домой в Заринск, Женя купил оборудование и открыл собственную мастерскую. Позже втянул и младшего брата-сварщика Корвякова. Работали потихоньку, сами по себе… Пока не познакомились с Сергеем Дерябиным, который начал заниматься изготовлением корпусной мебели и подумывал о том, какую бы изюминку добавить в своё производство. Была столярка, к ней присоединилась кузня. Так появилась фирма «Хотей».

– Почему мне ребята понравились? Могут ночей не спать, пока не доведут начатое до совершенства. И у них нет никаких корыстных целей. В наше время такие люди на вес золота, – говорит Дерябин. – Труд кузнеца очень тяжёлый. И на нём сегодня не так легко разбогатеть, тем более если заниматься только штучной работой, в каждое изделие душу вкладывать. Но лично для меня это как раз и ценно.

Своими кузнецами Сергей Александрович очень гордится. Ни одной выставки старается не пропустить. На первом Всероссийском фестивале кузнецов, что прошёл нынешним летом в Белокурихе, кованое дерево заринских мастеров Корвякова и Билецкого заняло первое место. Это был настоящий большой успех.

Редкая профессия

Сейчас сезон не самый горячий, но работы хватает. Подковы на счастье всевозможных размеров – в эти дни на них большой спрос. Из сувениров в любое время года пользуются популярностью кованые розы. Востребованы также изделия, в которых металл сочетается с деревом – лавочки, столики, этажерки.

Кроме всего прочего здесь куют решётки на окна и заборы, камины, декоративные фонари, люстры, канделябры, садовые арки. Ковка практична и долговечна. И по российским меркам имеет не очень высокую цену при несомненных художественных достоинствах. К примеру, в Заринске один квадратный метр ажурной изгороди стоит 2,5 тысячи рублей, кованая кровать – 25 тысяч.

Настоящих кузнецов в городе можно по пальцам пересчитать. Профессия редкая, а потому и востребована. Мастерство включает в себя также сварку, литьё. А ещё они художники. Дерево, растущее прямо из камня, внушительный мангал в бронзовых кружевах и бахроме, пень с корнями и корой – всё это настоящие произведения искусства, созданные просто так, для души, на радость себе и людям. Но, как ни крути, придётся на поточное производство переходить – есть интересные предложения от сувенирных магазинов Новосибирска и Кемеровской области.

И каждая рядовая работа, будь то кровать, забор или лестница, неповторима. А рождается этот эксклюзив в непростых условиях. Попробуй-ка битых несколько часов подряд постой возле горящей печи, дыша пылью и гарью, под оглушительный грохот кувалды, то и дело уворачиваясь от брызг окалины. Не каждый сможет.

С Билецким, к сожалению, познакомиться не удалось – он был в отъезде. А вот Корвяков «колдовал» над лестницей в частный дом. Кузнец ловко переносит из горна раскалённый кусок металла и лёгким движением расплющивает железяку в ленту. Словно у него в руке не увесистый молоток, а тонкая кисть художника. Один взмах, другой – и лента превращается в округлую загибулину. Из таких элементов рождается целая лестница.

– В нашем деле важно терпение, – говорит умелец. – Мы делали двуглавого орла, а на нём 360 перьев, каждое – отдельно. Почти полгода кропотливой, ювелирной работы. Но когда получилось, сами удивились: неужели мы это смогли?

А я смотрю на часть Жениной лестницы, покрытой белоснежной патиной. Ручная работа. Ни шва, ни зазубрины. Одна балясина точь-в-точь повторяет другую, словно какой-то суперсовершенный механизм слепил этот тончайший образец точности и симметрии.

– Здесь нельзя ошибаться ни на один сантиметр, – поясняет Евгений Корвяков. – Я уже два года молот из рук не выпускаю, но никогда не позволяю себе торопиться. С другой стороны, раскалённый металл остывает быстро, надо успевать, пока он мягкий и податливый. Надо чувствовать.

На стенах кузни – причудливые узоры, прорисованные мелом. Это эскизы будущих шедевров. Никогда не рисовали ребята раньше. Но, пока осваиваешь ремесло, открываешь всё новые грани и возможности. Хотя настоящий мастер должен учиться всю жизнь. Это золотое правило.

Каток, кафе и… Гамлет

Из кузни, что находится на окраине города, мы направляемся туда, где дерево встречается с металлом. Добротное двухэтажное здание «Хотей» снимает в аренду. На первом этаже – столярный цех, а на втором мечтают открыть выставочный зал. Но пока весь верхний этаж занимает воронёнок с говорящим именем Гамлет. Птенца с подбитым крылом нашли на улице, теперь он – полноправный член коллектива.

– А ещё возле здания есть поляна, мы этим летом её расчистили, а на будущий год думаем залить каток, – делится планами Дерябин. – Подо льдом пустим светодиодные ленты. В нашем тёплом помещении ребятишки смогут перекусить и попить чаю.

Сейчас мастера делают красивую мебель для детского кафе – помогают другому предпринимателю.

– Деньги брать за свою работу не будем. Потому что это доброе дело. Ведь до сих пор в нашем городе не было ни одного безалкогольного кафе, куда можно сходить с детьми и не бояться, что они там увидят что-то непристойное, – говорит Дерябин.

– Когда мы оборудовали площадь с верстовым столбом, торопились ко Дню города и не успели закрепить одну ручку у лавочки. Звонят знакомые: «Серёга, ручка от лавочки отваливается». А я специально не спешил исправлять. Интересно было, как народ вести себя будет. Пережила наша ручка и День ВМФ, и День ВДВ… Вот что удивительно, люди снимали, но ставили на место! Я убедился: в каждом человеке есть хорошее, надо только это разбудить.

– Когда мы установили орла, прохожие любовались и радовались, – продолжает собеседник. – А нам большей награды и не надо. Ведь это память на века! Можно сказать, что жизнь мы прожили не зря. Думаете, я романтик? Наверное, в какой-то степени да. Но я точно знаю: жизнь и сказка отличаются друг от друга. Мы в сказках отдыхаем, а жизнь – это работа.

*   *   *

Попросили как-то Дерябина и компанию песочницу возле городского Дома культуры «Строитель» сделать, так они целую беседку соорудили. Даром.

КВН в городе прошёл. Бесплатные призы от «Хотея» – кованые статуэтки, маски, глобус для победителя – пожалуйста!

К Новому году для главного Деда Мороза посох смастерили – с наконечником в виде большой, светящейся всеми цветами радуги снежинки. Подсветку можно регулировать – включать и выключать при помощи небольшого пульта. На радость всей детворе, в том числе и маленьким жителям окрестных сёл, побывавшим в Заринске на окружной губернаторской ёлке. Это ли не настоящая сказка?

Ольга РОДИОНОВА

Фоторепортаж