Судьба высокого накала

00:00, 21 января 2014г, Общество 2532


Судьба высокого накала Фото №1

Евгений Фёдорович Дорохов (на снимке), 90-летие которого 21 января 2014 года отметят близкие, друзья, коллеги в силовых структурах и Алтайское землячество в Москве, – человек необыкновенной, без преувеличения легендарной судьбы.

По происхождению он, что называется, крестьянской породы. Его дед Тимофей вместе с другими переселенцами приехал, видимо, в годы Столыпинских реформ на Алтай из Воронежской области. Осел вместе с многочисленными домочадцами примерно в 50 километрах от небольшого купеческого городка Бийска, основав посёлок Марчиха. Климат там по сибирским меркам был хороший, земля не паханая – целина. Стали обживать место, рожать детей. У деда Тимофея их было девять, да и сын его Фёдор (отец нашего героя) мало от него отстал (семь детей).

Все Дороховы занимались охотой. Зимой ловили зайцев петлями, горностаев, лисиц, в том числе чернобурых – очень дорогих. Это было хорошим подспорьем к столу и для семейного бюджета.

В 1929-1930 годы пришла коллективизация…

Отец и его братья в колхоз не пошли, а вступили в ТОЗ – товарищество по совместной обработке земли.

В поисках лучшей доли

Несмотря на все усилия отца, жить в деревне становилось всё тяжелее. А тут ещё в 1931-1933 годах – засуха и неурожай. Чтобы спасти семью от голода, отец в поисках лучшей доли перевёз её в Бийск. Но и там жили бедно. Денег хватало лишь на самое необходимое. Ещё школьником Жене пришлось поработать и на промывке россыпного золота, и на перегоне плотов по реке Бии, и его заработки стали подспорьем для семьи.

Надо сказать, в те годы криминогенная обстановка на Алтае была очень тревожной. В крае было много переселенцев, ссыльных и просто беглых преступников со всех уголков страны. Всё это вызывало у эмоционального мальчика глубочайшую ненависть к преступникам.

В январе 1942 года Женя с группой одноклассников-добровольцев, большинству из которых было лишь по 17 лет, отправился на фронт.

Но перед этим была учёба в полковой школе артиллерии. Курсанты изучали реактивные миномёты РС – «катюши» в городе Кстово Горьковской области.

А затем марш в самое пекло – в район Сталинграда.

Бои были страшные, потери с обеих сторон тоже. Вскоре из бийчан в 37-м отдельном гвардейском миномётном дивизионе Евгений остался в живых один… В одном из ожесточённых боёв он был ранен осколками мины в обе ноги. Немецкие танки шли напролом, давя наших раненых бойцов и стреляя из пулемётов. «Один из танков, – вспоминает Евгений Фёдорович, – пошёл в мою сторону. Что было дальше, я не помню, так как пришёл в сознание уже в полевом госпитале за Волгой. Кроме осколочного ранения одна нога была ещё и сломана проехавшим по ней немецким танком. Меня спасло только то, что бой происходил на арбузном поле, почва была рыхлая. Благодаря этому танк не смог совсем раздавить меня. Но близкий разрыв вызвал ещё и сильную контузию». После двух с половиной месяцев лечения его выписали из госпиталя и списали из армии.

С несколькими пересадками, передвигаясь на двух костылях, 19-летний Евгений приехал в Бийск. Сибирская алтайская закалка характера не позволила упасть духом, но надо было многое начинать заново. Проучившись несколько месяцев в автомобильном техникуме и получив справку об окончании средней школы, Евгений подал документы в Сибирский металлургический институт в г. Сталинске (ныне – Новокузнецк) Кемеровской области. Как фронтовик, он был зачислен без экзаменов.

Начались студенческие полуголодные будни. Нелегко давалась и учёба: поблажек никому, даже фронтовикам, не было. Здесь, в Сталинске, Евгений познакомился со своей будущей женой – весёлой и красивой сибирячкой из Иркутска Галиной Огиенко. Сыграли скромную свадьбу.

По распределению отправился на Красноярский завод самоходных комбайнов, затем вернулся на Алтай, в Бийск. Евгений всегда был человеком энергичным, неуёмным, творческим. При этом принципиальным, по-хорошему упрямым. Эти его качества были замечены, и молодого коммуниста пригласили на партийную работу в Бийский горком партии вначале инструктором, затем заведующим промышленно-транспортным отделом.

В 1951 году Евгений Фёдорович был рекомендован в Москву в одну из спецшкол Комитета госбезопасности.

После учёбы в Москве теперь уже Евгений Фёдорович (хотя ему не было ещё и 30 лет) работал в должности заместителя начальника управления КГБ по Горно-Алтайской автономной области, входящей тогда в состав Алтайского края, затем начальником одного из отделов краевого КГБ. Это уже в Барнауле. Не всегда складывались у ершистого, принципиального сотрудника нормальные отношения с руководством, и работа в КГБ стала, чего уж тут скрывать, его несколько тяготить. Но вскоре ему было предложено место начальника УВД Алтайского края. Так закончилась его карьера в органах КГБ и началась новая – в рядах советской милиции.

Поддержали коллеги

Наряду с борьбой с преступностью пришлось в срочном порядке решать вопросы обеспечения сотрудников, в первую очередь семейных, жильём, перебазирования отделений милиции в обеспечивающие оперативность работы помещения, подготовки профессиональных кадров и др. «Большой кадровый некомплект, – рассказывает Евгений Фёдорович, – порождённая низкой зарплатой текучесть, частые нарушения дисциплины – пьянки, прогулы, опоздания, несвоевременное или неполное исполнение указаний и приказов, хамское отношение к заявлениям граждан и общая разболтанность. Часто арестовывались невиновные люди, дела прекращали, масса отказов и укрытий преступлений. Нередки были случаи совершения преступлений сотрудниками милиции.

Пришлось использовать всё, что было наработано за все предыдущие годы. «В одиночку бы мне, – признаёт Евгений Фёдорович, – конечно, со всей этой массой сложнейших проблем не справиться. Но мои порой не совсем традиционные подходы и методы поддерживали многие мои коллеги и соратники по работе».

Ситуация с преступностью в крае была тем не менее тревожной. Было немало серьёзных преступлений. Но все преступники были выявлены и понесли заслуженное наказание.

Значительное внимание Евгений Фёдорович, как начальник краевого УВД, уделял решению таких вопросов, как обеспечение сотрудников милиции жильём, медицинским и санаторно-курортным обслуживанием, переезд отделений милиции в новые здания, оснащение их мебелью и соответствующей техникой, а также решению многочисленных социальных вопросов. Он многое сделал для создания ансамбля песни и пляски милиции, развития спортивной охоты и рыболовства, становления футбольного клуба «Динамо». По его инициативе был реконструирован городской стадион, который не только увеличил вместимость с 16 до 22 тысяч человек, но и стал любимым местом отдыха горожан, а также основной тренировочной базой спортсменов.

Дорохов много раз избирался депутатом районных, городских и краевого советов, был членом крайисполкома. Ему удалось почти невозможное в тех условиях – поднять престиж профессии милиционера.

Он не был, по собственному признанию, особенно мягким, сентиментальным человеком: работа в милиции к этому не располагает. Но всегда был глубоко порядочным и честным, что позволяло ему, иногда даже нарушая инструкции и предписания, приходить на помощь случайно оступившимся людям. И это всегда оставляет след в сердцах людей. Проработав в милиции на Алтае относительно недолго – с начала 1965-го до конца 1972 года, он оставил о себе в крае самую добрую память.

После отъезда с Алтая Евгений Фёдорович ещё много лет продолжал работать в органах милиции, только теперь эта работа была в структуре МВД и академии МВД. В создании академии он принимал самое непосредственное участие, а затем работал заместителем начальника.

После выхода на пенсию тоже не сидел дома. Перестройка позволила испытать себя в новых делах. Вместе с руководителями предприятий Алтайского края он провёл ряд успешных проектов. Среди них – создание совместной российско-итальянской фирмы по обработке овечьих шкур и пошиву из них дублёнок. В конце 80-х – начале 90-х годов это было более чем актуально. Притом что появились новые рабочие места, хороший по тем временам заработок сотрудников фирмы, налоговые поступления в бюджет края.

Затем Евгений Фёдорович вместе со своим давним другом и соратником, в прошлом вторым секретарём Алтайского крайкома партии, Владимиром Васильевичем Поляковым и группой энтузиастов земляков во второй половине 90-х годов создаёт Алтайское землячество в Москве. Всем так хотелось объединить земляков и сделать что-то хорошее для своей малой родины.

По-прежнему в строю

Евгений Фёдорович Дорохов, являющийся членом совета старейшин, по мере сил и сегодня помогает землячеству. Годы бегут, иногда пошаливает здоровье, но его неуёмная натура не позволяет почивать на лаврах. Он по-прежнему в строю. В строю тех, кто всю жизнь защищал страну от врагов – сначала на фронтах Великой Отечественной войны, затем на фронтах борьбы с преступностью.

Позади у супругов Дороховых не только золотая, но и бриллиантовая (60 лет) свадьбы. Этому замечательному, достойному восхищения брачному союзу уже почти 70 лет. Евгений и Галина родили и воспитали прекрасных детей – сына и дочь.

Родина высоко оценила его боевые и трудовые подвиги. Е.Ф. Дорохов награждён орденом Великой Отечественной войны I и II степени, орденом Трудового Красного Знамени, множеством боевых и трудовых медалей. Такие люди – гордость, честь и слава нашей великой Родины, нашего родного Алтая. В канун его юбилея от имени всех земляков я хочу пожелать ему прежде всего доброго здоровья и сохранения всегда присущих ему энергии и оптимизма. Так держать! Я могу характеризовать Евгения Фёдоровича Дорохова словами, каждое из которых пишется с большой буквы – Человек, Гражданин, Патриот.

 

В. ДЕМЬЯНЕНКО, член Алтайского землячества.

Новости партнеров
Фоторепортаж