Иван да «Широн»

00:00, 06 февраля 2014г, Общество 1636


Иван да «Широн» Фото №1

Новому оборудованию и внедрению передовых технологий на производстве требуется специалист, отвечающий требованиям сегодняшнего дня. Поэтому мало просто трудоустроить человека. Его нужно вооружить необходимыми знаниями, умением, навыками. Чтобы тот стал квалифицированным работником и производил продукцию высокого качества. К счастью, такие люди у нас есть. С одним из них познакомился на Алтайском заводе прецизионных изделий (председатель правления – Виктор Герман).

С порога

Среди немногих в России промпредприятие использует самые современные технологии в машиностроительной отрасли. Но более всего меня удивило, что все эти сложности удается приручать совсем молодому человеку.

Предваряя рассказ, необходимо отметить, что АЗПИ производит форсунки и распылители к двигателям, которыми комплектуется техника, работающая на дизельном топливе: разного рода сельхозмашины, автомобили, катера и т. д. Продукция очень важная. Ведь она заведует впрыском топлива и весьма миниатюрна в размерах. А отдельные детали позволяют лишь микронные или даже милимикронные допуски в изготовлении. Это первая особенность.

Второй момент. Сверхточности в обработке крайне чувствительных к любой погрешности механизмов можно добиться только с помощью новейших станков, до краев напичканных электроникой.

Третий фактор. Управляться с такой техникой под силу лишь спецам высокой квалификации. Очень высокой. Как, например, у наладчика станков и манипуляторов с программным управлением Ивана Овсянникова.

Иду по заводу. Вокруг светло, просторно, практически стерильная чистота. Стройные ряды мудреных агрегатов. В голове вертится образ седовласого, умудренного жизнью Ивана Федоровича в промасленном халате, берете и очках с большим количеством диоптрий. Ошибся. Ну натурально попал впросак!

Передо мной стоит парень 24 лет от роду и прямо соответствует строчке известного стихотворения: «Среднего роста, плечистый и крепкий…» В ладной фирменной спецовке и кепке. И знак АЗПИ на груди у него.

«Оно и правильно, – думаю про себя. – XXI век на дворе, давно пора расстаться со стереотипами». Сопровождающий меня представитель завода словно мысли читает:

– Иван начинал трудиться в цехе малых серий – ЦМС. Подразделение – экспериментальное, люди там работают с опытными партиями изделий. Допустим, конструкторы придумали нечто, нарисовали чертеж, а Овсянников и его коллеги воплощают оный в металле. Исключительно штучный товар. Испытывают, пробуют на зуб. Если опытный образец хорошо себя показал, его направляют в серию. Разумеется, поэтому в ЦМС трудятся классные специалисты.

Секреты…

– Наши ребята сумеют разложить по полочкам любой техпроцесс, – подтверждает Иван Овсянников. – Библиотека – наш дом родной, в Интернете зависаем на профессиональных форумах машиностроителей, общаемся через него с иногородними талантами. Да и своя голова на плечах есть – сами изобретаем, не сидим сложа руки, все время ищем новые подходы.

– Простите, каким тогда ветром занесло наладчика-виртуоза ЦМС на участок обработки корпуса форсунки? – киваю в сторону приметной таблички на стене.

– Ветром производственной необходимости, – улыбается новый знакомый. – Веду наладку линии немецких станков «Широн» (Chiron. – Прим. авт.). Они снабжены программным управлением и предназначены для обработки металлов резанием. Ранее задействовались знаменитой фирмой Bosch для изготовления корпусов форсунок для своих изделий – «Фольксвагена», «Ауди» и тому подобных.

По информации собеседника, изготовленная на АЗПИ продукция гарантирует получение максимальной мощности агрегатов с высокой экономией топлива и требуемых экологических параметров. Зачастую те превосходят мировые стандарты.

Полагаюсь исключительно на слова Ивана. Здоровенный куб «Широна» утыкан множеством кнопок и датчиков, за окном защитного кожуха щедро фонтанируют струи охладителя и густо кудрявится стружка. Дисплей панели управления выдает загадочные цифры. Внутри определенно угадывается некое упорядоченное движение. В остальном суть для меня остается абсолютно туманной.

– Потом корпуса распылителей и корпуса форсунок проходят еще долгий путь по технологическому процессу, прежде чем попадут на сборку, а затем к потребителю, – продолжает Овсянников.

…И секретики

– Наверное, часто приходится отвлекаться на чужие станки? – не отстаю от спеца.

– Да разве они чужие?! – удивляется. – Мы тут все трудимся на одном предприятии, на родном заводе, и я рад помочь своим товарищам. Новое знание всегда интересно и полезно. Да и начальнику цеха по производству форсунки Игорю Ефанову не могу отказать, все-таки общее дело делаем. А вообще, надо сказать, что к заводу я прикипел всем сердцем, ведь люди здесь очень хорошие, всегда придут на помощь, поделятся знаниями. С ними, как говорится, хорошо и комфортно. Это Сергей Смагин, начальник ЦМС, опытные специалисты Сергей Блязер и Виктор Снегирев, да всех и не перечислишь…

Чувствуется, о тонкостях профессии он может говорить часами. И еще знаю, что это не заученный текст, не наивное восхищение размахом интересной работы. Это уверенность человека, знающего самые глубины любимого дела. Интересно, откуда у него подобная целеустремленность?

Ученье – свет

Иван – коренной барнаулец. Сразу после школы поступил в АлтГУ на факультет политических наук (ФПН).

– Хотел пойти на психолога, да все бесплатные места оказались заняты, – рассказывает. – Пришлось податься в политику.

– Мне кажется, несколько далековато от производства…

– Так я же поступил на заочное отделение, – поясняет. – А раз уж заочник, то нужно где-то искать работу. Потыкался-помыкался и однажды выяснил: солидную зарплату получают наладчики станков с ЧПУ.

Это он правильно заметил. В смысле, насчет зарплаты. На днях полистал список заводских вакансий Барнаула и узнал: сплошь и рядом работодатели сулят наладчикам-«автоматчикам» от 30 тыс. руб. А такие деньги, сами понимаете, на дороге не валяются. Правда, действительно существует проблема. Постигать профессию, скорее всего, придется не за партой, а на практике, начиная с токарных азов.

– Попал на «Трансмаш», – вспоминает Иван, – а там как раз огромный заказ, обещали хорошую зарплату… Тем не менее рабочую науку пришлось постигать самостоятельно. Мужики не спешили помогать салаге – кому нужен очередной конкурент. Лучшие наставники – библиотека, практика, собственные ошибки. Знакомые немного подсказывали…

В итоге окружающие приметили Ивановы старания и усидчивость. Приняли за своего. Овсянников добром вспоминает старших коллег Юрия Распопова, Владимира Мурзина, Игоря Петраченкова. Короче, стал-таки Иван Федорович наладчиком. Отдал первому в своей жизни заводу около полутора лет.

– А потом меня позвали на АЗПИ, – резюмирует. – И этот завод стал главным в моей жизни.

Напоследок

– Федорович – это, наверное, греет душу, когда ты популярен как специалист?

– Почему бы и нет. Но и требований к наладчикам много, – замечает. – Вроде бы по Единому тарифно-квалификационному справочнику для нас очерчен меньший круг задач, но в силу производственных особенностей… Просто мы сами прекрасно понимаем: только нам и справляться с новым оборудованием. Иначе понадобятся дополнительные спецы и в результате удовольствие получится дорогим. Мы готовы программировать, корректировать техпроцессы, сами их создавать. Впрочем, этим и занимаемся в ЦМС. Да и технологи не сидят сложа руки, ведь экспериментальных деталей вагон и маленькая тележка.

Будучи молодым да ранним, Иван хорошо владеет тонкостями общения с новичками. Знает подход. Уверен: принцип здесь довольно простой. Как правило, кто-то отсеивается, не без того. А вот если остаются – толк обязательно будет. Главное – желание работать, учиться, расти профессионально.

– Многие ребята, кстати, получают образование за счет предприятия, – подчеркивает он. – Виктор Адольфович Герман, наш председатель правления, в данном отношении ведет целенаправленную политику. Получить специальное образование, повысить квалификацию? Всегда пожалуйста!

Примечание: Иван немного поскромничал. Он – бригадир, шеф-наставник, к которому мечтают попасть на обучение новички. Всем, кто только пришел на предприятие, он желает: «Не бойтесь работы, не бойтесь осваивать новое, ведь жизнь нас ждать не будет! Каждый день – это движение вперед, к неизведанному, к тому, что сейчас кажется невыполнимым!»

Фоторепортаж