ДАРОВАНИЕ ПЛЮС ТРУД

"ТРЕБОВАТЬ ОТ РЕБЕНКА ЗРЕЛОСТИ" – ТАКОВ СЕКРЕТ ПЕДАГОГА БАРНАУЛЬСКОГО МУЗКОЛЛЕДЖА ЕЛЕНЫ ГЕСИНОЙ

00:00, 07 июля 2010г, Культура 2513


ДАРОВАНИЕ ПЛЮС ТРУД Фото №1

Позади учебный год и долгие месяцы интенсивных занятий. Для юных барнаульских пианистов Алины Жилиной и Марка Парфенова особенно напряженной и плодотворной выдалась весна. Хотя Алина и Марк занимаются в разных музыкальных школах, фортепианной игре они учатся у педагога Барнаульского музыкального колледжа Елены Гесиной. Но не только это их объединяет: ребята любят музыку и уже достигли больших высот в исполнительском искусстве. За пару последних месяцев Алина и Марк привезли престижные награды с крупных музыкальных конкурсов Санкт-Петербурга, Вологды и Омска.

Отправной точкой весенних побед стал Международный конкурс-фестиваль искусств "Виват, талант!" в Санкт-Петербурге. Марк Парфенов в ансамбле со скрипачками Татьяной Крячковой и Дарьей Кулишкиной завоевал Гран-при. Алина Жилина завоевала Гран-при в номинации "Соло", покорив жюри блестящим и виртуозным исполнением "Фантазии-Экспромта" Шопена. Вернувшись из Северной столицы, Алина отправилась в Омск на III открытый конкурс юных пианистов Сибири имени М.А. Апехтиной, где исполнила большую программу из четырех произведений – и опять безоговорочная победа! Хрупкая девочка показала себя сложившимся музыкантом, которому не чужды боевой дух и выдержка. Чуть позже Марк Парфенов стал лауреатом второй премии на Международном юношеском конкурсе имени Валерия Гаврилина в Вологде, где были представители всех сильнейших фортепианных школ России. Победа далась нелегко: в свои тринадцать лет он соревновался с 15-16-летними музыкантами.

Рояль важнее машины

Победы Марка уже не удивляют, поскольку самое ценное качество этого музыканта – индивидуальность – не может остаться незамеченным. В столь юном возрасте он в хорошем смысле фанат своего дела: постоянно слушает классику, общается с музыкантами из других городов, обменивается с ними впечатлениями и планами. И обладает вполне сформировавшимся музыкальным вкусом – предпочитает интеллектуальное исполнительство и содержательную манеру игры. Его любимые исполнители – Евгений Кисин, Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс, и пока к их уровню мастерства юный талант двигается с помощью ежедневных пятичасовых занятий за инструментом. Впрочем, на досуге Марк слушает и более "приземленную" музыку – группу "Бумбокс", Эдварда Майю и Крейга Дэвида. При напряженном распорядке дня находит время на футбол, Интернет, компьютерные игры и прогулки с друзьями.

– Мне просто необходима разнообразная жизнь, – объясняет Марк. – Нельзя замыкаться на чем-то одном. Если бы я занимался только музыкой, у меня бы просто портилось настроение, а то и выработался комплекс неполноценности из-за отсутствия друзей и увлечений. Поэтому, когда есть возможность, гуляю и играю за компьютером.

Жизнь 13-летней Алины Жилиной тоже не ограничивается музыкой. Девочка четвертый год успевает заниматься в секции фигурного катания! Причем на льду проявляет не меньшую отвагу, чем на сцене. Говорит, что не боится падать и не собирается покидать секцию. Еще она с четырех лет изучает английский, много читает, слушает современную музыку, играет с подружками… В общем, ребят не назовешь "ботаниками".

Конечно, в успехе маленького музыканта немалую роль играют родители. Марк рано начал заниматься музыкой благодаря маме, которая работает хормейстером в музыкальной школе: с трех лет – вокал, с четырех – фортепиано. Родители Алины, хоть их профессии и не связаны с музыкой (папа занимается бизнесом, мама работает референтом), тоже всячески поощряют устремления дочки, которая говорит, что никогда не сомневалась в правильности своего выбора. Она не мечтает о престижной работе, ее цель – стать первоклассной пианисткой и педагогом.

Заветное желание Марка – доучиться и стать профессиональным исполнителем. Еще хотелось бы купить рояль марки "Стейнвей" и автомобиль. Правда, рояль куда нужнее, признается музыкант.

В музыке, как в спорте

Выездные конкурсы, безусловно, огромное событие в жизни юного музыканта – незабываемое волнение перед выходом на сцену, аплодисменты…

– Если бы не отдаленность нашего региона, мы бы гораздо чаще участвовали в конкурсах, как это делают дети из европейской части России, – рассказывает педагог Елена Гесина. – Сегодня они – в одном городе, через неделю – в другом, а еще через какое-то время уже в Европе. Для сибирских музыкантов это сопряжено с большими тратами, поездки обходятся не в один десяток тысяч. А значит, на наши плечи ложится огромная ответственность перед теми, кто помогает выехать. Всякий раз волнуемся – а вдруг подведем, вдруг не получится? Хотя, вообще говоря, музыкальные конкурсы ничем не отличаются от спорта: сегодня удача на твоей стороне, а завтра – нет. К сожалению, очень редко в подобных поездках помогают бизнесмены. В последний раз Марку выделили на поездку 12 тысяч рублей члены "Ротари-клуба". Найти спонсоров нелегко, особенно сейчас. И раньше-то были отказы, а с кризисом стало еще сложнее.

Самостоятельно отмечать свои ошибки особенно важно и полезно, уверена Елена Гесина. Иногда ребята приходят к педагогу домой и вместе слушают музыку. Уходят от нее с книгами, дисками – и пищей для размышлений.

– Однажды я поняла, что от ребенка нужно требовать исполнительской зрелости, – продолжает Елена Гесина. – Ни в качестве, ни в технике, ни в понимании музыки не нужно делать скидку на возраст. Необходимо, чтобы ученик мыслил теми же категориями, что и взрослый.

Педагог говорит своим ученикам, что победа на конкурсе – не главное. Куда важнее достичь своего максимума, поделиться собственными мыслями и чувствами и, раскрыв замысел автора, проявить в то же время свою индивидуальность. Чудес не бывает, и, как в спорте, все планируется и достигается в результате упорного труда. Ребята солидарны с педагогом: 99 процентов успешного выступления – это труд педагога и ученика на уроке и интенсивные домашние занятия и лишь 1 процент – везение на конкурсе.

Алена СИТКАЗИНОВА.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж