Эйнштейн, Холмс и все-все-все!

00:00, 30 мая 2014г, Общество 1309


Эйнштейн, Холмс и все-все-все! Фото №1

«Вы любите читать? Я – очень! Особенно Конан Дойла в оригинале!» Баевская десятиклассница Юля Печатнова немало удивила жюри регионального конкурса студенческих и школьных научных проектов «Будущее в руках молодежи» Каменского филиала АлтГУ, когда на венчавшей его конференции стала общаться с преподавателями и профессорами на иностранном языке.

Раскрыв на безупречном английском (а потом еще и на русском) тему своей работы, связанную с менталитетом жителей Туманного Альбиона, школьница с нескрываемым удовольствием отвечала на вопросы судейской коллегии на двух языках.

Англия, бобры, радиоволны…

– Мы были поражены высоким уровнем подготовки баевских ребят, – рассказывает директор филиала АлтГУ в Камне-на-Оби Оксана Иванова. – Юля Печатнова, конечно, всех покорила свободной английской речью и выбором темы. В этом году было представлено большое разнообразие тематик: от создания видеоролика для уроков по физике до изучения популяций бобров и личинок. Мы присуждали места и гуманитариям, и естественникам. Но победителем мог быть только один. Впервые им стала сельская школьница.

Данная конференция в Камне проходила уже в шестой раз, она стала традиционной, вышла на уровень региональной. С 2011 года конкурс молодежных научных проектов Каменского филиала Алтайского госуниверситета входит в список мероприятий, поддерживаемых премией президента РФ. Так что Юля Печатнова не только блеснула знаниями и эрудицией, но и пополнила семейный бюджет на 30 тысяч рублей. Ее работа отныне считается официальным научным трудом, который будет опубликован в итоговом сборнике научных статей. Доступ к нему получат читатели пятнадцати крупнейших библиотек страны.

– «Персонаж Артура Конан Дойла Шерлок Холмс как образ типичного англичанина» – так называлась моя исследовательская работа, – рассказывает Юля. – Для сравнения характеров типичного англичанина и литературного персонажа Конан Дойла я взяла описание Англии советским публицистом Всеволодом Овчинниковым. Оказалось, что для создания более привлекательного образа британский писатель наделил своего героя некоторыми нетипичными для англичан чертами – эмоцио-
нальностью, общительностью. Однако цель моей работы шире простого сравнения. Хотелось создать образ подобающего поведения для россиян, решивших посетить Англию.

– Девочка очень способная и ставит себе высокую планку, – говорит учитель английского языка Баевской средней школы Светлана Сьянова. – Эту работу мы с ней обкатали на районной гуманитарной конференции, потом в Барнауле на краевом конкурсе «Озарение», где заняли (совсем неожиданно для себя) первую ступень пьедестала. Следующим шагом стала конференция в Каменском филиале АлтГУ. Юля за два дня до нее слегла с ангиной, температура под сорок, говорить не могла. Но не сдалась – сделала невозможное, приехала, выступила и взяла первую премию. Характер! Отличница, у нее нет четверок в принципе. В ее портфолио уже больше 120 грамот и дипломов за участие в очных и заочных олимпиадах, конференциях по разным предметам от районного до международного уровня. Творческая личность, очень пытливая, всем интересующаяся. Помимо учебы и английского языка в кругу ее интересов музыка, танцы. И, конечно, чтение. Участие в научных конференциях придает уверенности в своих силах, мотивирует продолжать исследовательскую деятельность.

Юлины родители не из числа сельских олигархов. Мама по образованию библиотекарь, папа – рабочий ДРСУ. В меру возможностей вкладываются в образование дочери, гордятся ее способностями, радуются тому, что ей есть где их проявить. И это действительно так – доступность образовательных и научных площадок, подобных тем, которые создает сегодня классический университет на базе своих подразделений, способствует развитию исследовательских навыков юных дарований на периферии.

Остановить образовательную миграцию

Первый набор абитуриентов филиал АлтГУ в Камне-на-Оби объявил в апреле 2004 года. Обучение сначала велось по двум направлениям. Со временем ширился спектр образовательных программ, появились бюджетные места, введены формы очного и заочного обучения. Помимо профессионалов высшего звена здесь начали готовить специалистов среднего профессионального образования, в том числе и на бюджетной основе.

Параллельно велась работа со школьниками. Постепенно каменское подразделение классического университета стало настоящим научным центром образовательного сообщества Камня и близлежащих районов. На его базе проводятся различные молодежные и преподавательские научно-исследовательские конференции, краевые и всероссийские олимпиады для школьников, различные форумы для талантливых детей. В середине июня филиал совместно с городским комитетом по образованию организует профильную летнюю смену «Хочу быть Эйнштейном!» для учащихся 8-10 классов. Это своеобразная школа интеллектуального роста, расширения кругозора, познания себя и своих возможностей в различных видах деятельности, погружение в любимые предметы. С одаренными школьниками будут заниматься ученые, аспиранты и магистранты АлтГУ, студенты и сотрудники филиала, а также педагоги центра дополнительного образования.

На днях стало известно, что филиал выиграл сразу два гранта. Первый, от Российского фонда фундаментальных исследований, позволит провести в Камне Всероссийскую научно-практическую конференцию «Развитие исследовательских компетенций молодежи в условиях инновационного кластера», причем в очной и заочной формах. Уже поступают заявки из стран ближнего зарубежья – Белоруссии, Казахстана. Так что уровень молодежного научного форума, организованного в сибирском провинциальном городке, уже вышел за рамки российского. Второй грант Каменский филиал АлтГУ получит от губернатора Алтайского края на проведение акции, приуроченной к Международному дню толерантности, а также на организацию Второй международной конференции «Путь в науку».

– У Алтайского государственного университета шесть филиалов, – говорит первый проректор по учебной работе АлтГУ Евгений Аничкин. – Во всех есть общие программы. Но и свои особенности есть практически у каждого.

– Очень важным мотивом объединения учебных учреждений разных ступеней стало желание остановить образовательную миграцию, – отмечает директор филиала Оксана Иванова. – Проанализировали статистику и пришли к неутешительным выводам. В 2010 году из Камня-на-Оби на учебу за пределы Алтайского края уехало 43% выпускников, в 2012 году – 45%, а в прошлом – уже 47%. После окончания вузов молодежь в родной город, а зачастую и в свой регион уже не возвращается. Наша задача – убедить школьников и их родителей в преимуществах получения высшего и среднего профессио-
нального образования в родном крае, в своем городе.

Наталья Исаева

Фоторепортаж