00:00, 28 июня 2014г, Общество 1462


Везёт же! Фото №1

Райцентр Завьялово – один из немногих в крае, где со всеми селами района есть автобусное сообщение. Так называемые внутренние рейсы, мягко говоря, нерентабельны.

И тем не менее с прошлого года по здешним сельским дорогам курсируют автобусы АТП «Завьяловское», на радость жителей Овечкино, Малиновского, Глубокого и других поселений.

15 дорог

Директор АТП «Завьяловское» Валерий Булаев более десяти лет работает на междугородных рейсах и маршрутах по райцентру Завьялово. Идею организации межпоселковых перевозок жителей 15 сел района он вынашивал долго: прибыли от них никакой, зато ответственности выше крыши. Год назад Валерий Александрович решился на социальный эксперимент, тем более что власть районная обещала поддержку. Принимать важные решения Булаеву не впервой. К началу 21 века в Завьялово и автовокзала-то как такового не было. Булаев отремонтировал здание пришедшего в упадок госпредприятия «АТП «Завьяловское», приобрел автобусы. Первый рейс отправился в Барнаул в 2002 году. Вроде вчера все было, но иным завьяловцам уже кажется, что автобусы из райцентра ходили всегда и повсюду.

Новую социальную услугу народ примерял постепенно. Если в прошлом году автобусы «Завьяловского» перевезли по району 10 тысяч жителей сел (притом что маршрутами по райцентру воспользовались 25 тысяч человек), то сейчас востребованность внутренних, межпоселковых рейсов выросла в два раза, судя по итогам работы первого полугодия. Что ж,
можно поздравить толкового предпринимателя с успешным проектом? Наш визави, практик и немножко прагматик, к эйфории не склонен:

– На пустом месте успеха не бывает. Мы просчитываем все до рубля. Есть такой штамп – оптимальное соотношение цены и качества. Если ГСМ, то такие, чтобы движок не чихал, автобусы – чтобы работали безотказно в нашем климате, а водители – обязательно асы. Без них все остальное не имеет значения. У водительского состава – высшее техническое образование через одного. К тому же обслуживать межпоселковые рейсы помогает районная администрация, компенсируя убытки на рейсах социально значимых, но низкорентабельных. В 2013 году мы получили из бюджета 240 тысяч рублей. Социальное партнерство продолжается, ежедневно из автопарка уходит по селам шесть машин.

О «вредных» пассажирах

Автопредприятие – объект режимный, часть системы охраны – громогласный, но милый сторожевой пес Омон. Из рейса только что вернулся Юрий Говоров, водитель молодой, но опытный. Ребенок, жена, любимая работа – все у парня в жизни прочно и надежно. Магомет Хайбулаев в два раза старше Юрия, у «многодетного» деда уже шесть внуков подрастают. Живет Магомет Абдурахманович в Харитоново, но когда год назад ему предложили работу в АТП «Завьяловское», минуты не раздумывал: «Коллектив здесь хороший».

В свод правил для водителей пассажирских автобусов входят обязательные предрейсовые медосмотры, умение оказать первую техпомощь забарахлившему в дороге автобусу и первую медицинскую – пассажирам. Про подвиги водителей автобусов, спасающих людей с сердечным приступом или принимающих роды в дороге, коллеги Валерия Булаева наслышаны. С позиций человеческих и он восхищается людьми, не теряющимися в форс-мажорных ситуациях. Но уверен, что «подвигов» можно и нужно избегать:

– У наших водителей большой стаж и хорошая подготовка, если понадобится – помогут. Но мы ведь в 21 веке живем. Зачем «геройствовать» и рисковать, если есть камеры видеонаблюдения и система ГЛОНАСС? Случился на борту форс-мажор – можно связаться с диспетчером МЧС, ближайшей больницей, полицией. По спутниковой навигации автобусы следуют и сельскими рейсами, и междугородными. Своих ребят я бы назвал героями по другой причине. Не каждый способен общаться с любыми пассажирами, гасить конфликты, без раздражения принимать их плохое настроение.

Что ж, в водительской среде «вредные» пассажиры – притча во языцех.

– Да, – соглашаются коллеги Булаева, – мы тоже с этим сталкиваемся. Но люди ведь не просят многого. Не хами, не слушай громко свою любимую музыку, она не всем может нравиться. Попросит бабушка за сто метров до остановки остановиться – останови, раз ей так удобнее. И не кури в салоне. Глядишь, и «вредности» в пассажирах поубавится.

К слову, Говоров и Абдурахманов относятся к курящему меньшинству водителей АТП «Завьяловское». Затянуться получается только на конечных пунктах, в короткий перерыв, и они подумывают бросить вредную привычку, как бросил полгода их директор. «Неожиданно для самого себя», – поясняет Валерий Булаев. Как-то он закурил на привокзальной площади и к нему подошел страж порядка: нарушаете, мол, нельзя дымить в общественном месте. Того как булавкой кто в язык кольнул, он возьми да и ответь: «А я совсем брошу». И бросил, куда ж было деваться-то. «Иногда тянет закурить, но молодые наши пацаны свидетелями были, я не могу сорваться», – закинув в рот барбариску, улыбается директор.

Пока не окончен рабочий день, торопимся отметить командировочные удостоверения в администрации района. Подбросил по доброте сердечной Валерий Булаев, включил по дороге свое любимое «Дорожное радио». «А дорога серою лентою вьется», – тихонько напевал в тему Леонид Агутин.

Фоторепортаж