ВОДА УХОДИТ, А ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ

00:00, 15 июля 2010г, Общество 1696


ПЛАВАЕМ... Фото №1

Наконец-то отступает от Камня-на-Оби вода, пришедшая в город со второй волной паводка. Оголяются вымокшие огороды с остатками растительности, некогда бывшей саженцами. Зияют отвалившейся штукатуркой стены подтопленных времянок, бань, сараев. Постепенно "переезжают" в свои еще влажные жилища домашние животные, переселенные на время паводка на места повыше и посуше. Вода уходит, а горожане грустно глядят на то, что она натворила с их усадьбами…

Камень-на-Оби, расположенный главным образом вдоль левого пологого берега реки, всегда был подтопляемой территорией. Обычно его прибрежная часть подвергается нашествию водной стихии два раза в год. Первый – ранней весной во время ледохода, когда в узких и извилистых местах русла Оби образуются ледяные заторы и река, не находя другого пути, заходит в город. Второй раз – во время так называемой коренной воды, в мае – июне. Обычно вторая волна паводка к концу июня спадает, и люди, чьи огороды оказались на время подтопленными, начинают в спешном порядке вновь засеивать грядки и высаживать томящуюся на окнах рассаду. Но в нынешнем году привычный ритм совместной жизни человека и природы сбился.

С божьей помощью первое затопление каменцы миновали – запоздалый ледоход, несмотря на большую толщину льда, прошел относительно спокойно. Но неожиданно в первой декаде мая, еще до прихода коренной воды, Обь вдруг круто поднялась. Уровень ее в районе Камня превысил критическую отметку (701 см над нулем водомерного поста) на 8 см. И прибрежная зона "поплыла"… Специалисты объяснили "внеплановый" разгул стихии сходом талой и дождевой воды с полей, не впитывающих влагу из-за сильного промерзания почвы нынешней зимой.

Страдало не только мирное население, но и служба коммунального хозяйства. В текущем году работникам МУП "КаменьВодоканал" досталось больше всех – зимой перемерзали и рвались водопроводы, а весной паводковые и грунтовые воды заполнили прибрежные системы канализации под завязку, и все это "добро" пошло из люков верхом прямо на городские улицы. Коммунальщики и специалисты Роспотребнадзора на жалобы горожан об антисанитарии лишь разводили руками – стихия, мол, что тут поделаешь.

К счастью, та волна быстро схлынула. Люди, за много лет привыкшие к капризам природы, отряхнулись, "подсушили перышки" и вновь принялись засаживать приусадебные участки, хотя знали – коренная вода еще впереди.

Вторая волна паводка (а по сути – третья) оказалась гораздо сильнее предыдущей. Если в первый раз вода остановилась на отметке 709 см, то во второй поднялась уже до 721 см. Не столь высоко, как в 2004 году, когда Обь поднималась больше чем на полметра выше критического уровня. Зато надолго. Месяц вода стояла во дворах и огородах каменцев, в погребах и подпольях их домов. "Плавали" бани, углярки, дровяники, сараи. Всего подтопленными оказались 87 приусадебных участков на десяти улицах. В городском парке около каруселей, на набережной, вокруг офисов организаций, расположенных на берегу, образовалось зловонное болото – потоки воды вновь "промыли" системы канализации, подняв их содержимое на поверхность.

– Что теперь делать, ума не приложу! – бессильно разводит руками пенсионерка Галина Губина, жительница дома
N 104 по ул. Ленина. – Мой крохотный огородик меня весь год кормит. С чем теперь зимовать буду, не знаю – ни картошки, ни овощей…

Такая же ситуация у всех ее соседей. Ольга Лобанова ведет личное подсобное хозяйство.

– Скотина стоит в сараях в "растворе" навозной жижи по колено. Убрать все это нет возможности, и перевести животных мне некуда – вся ограда затоплена. Гибнут цыплята, поросята не растут, продавать придется маленькими. Покосились сараи, баня в воде…

Ольга Анатольевна – председатель уличного комитета. Когда начался паводок, она пошла на прием к главе города Андрею Плясову и попросила оказать материальную помощь жильцам ее участка по ул. Ленина, чьи постройки и огороды пострадали от наводнения. Мэр выслушал ее, объяснил, что на существенную помощь она и ей подобные рассчитывать не могут, поскольку домов подтопленных нет, режим чрезвычайной ситуации в городе не вводился (а только в этом случае региону выделяются средства по линии МЧС на ликвидацию последствий разгула стихии), а в городском бюджете средств не имеется. Пообещал рассмотреть все заявления, поступающие от жителей приусадебных участков, пострадавших от наводнения. А также посоветовал страховать свое имущество.

Вскоре после того, как Ольга Лобанова отнесла в городскую администрацию коллективное заявление на оказание материальной помощи за подписью 12 домо-владельцев, из мэрии поступил ответ. По сути он один в один отражал все сказанное главой города председателю уличного комитета при личной встрече: "…финансовая помощь из регионального бюджета оказывается при наступлении ЧС и при материальном ущербе свыше 5 млн. рублей. Финансовая помощь из федерального бюджета – при ущербе свыше 500 млн. рублей. В соответствии со ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или повреждения имущества несет его собственник. Вы вправе принимать меры по добровольному страхованию своего имущества. Администрация города изыскивает возможность оказания материальной помощи…"

Страдает от наводнений и Каменский район. В зоне подтопления – села Обское, Мыски, деревня Духовая. Нынче Мыски отделались легким испугом, в Обском затопило десять огородов, в Духовой – два. Селяне в плане компенсаций за причиненный ущерб мало чем отличаются от горожан.

Наибольшие неудобства в периоды разгула водной стихии испытывает заречная часть Каменского района. Одиннадцать правобережных населенных пунктов, в которых в общей сложности проживает более двух тысяч жителей, ежегодно остаются во время ледохода практически отрезанными от "большой земли" – связь с левым берегом, с городом, где расположены административный центр района, центральная районная больница, осуществляется только посредством пешеходного перехода через железнодорожный мост. В подобной ситуации единственный заречный городской населенный пункт – станция Плотинная. Как ни добивались главы города и района строительства автомобильного моста вместе со вторым железнодорожным, как ни поддерживал их в этом вопросе губернатор Алтайского края, ОАО "РЖД" на дополнительные затраты не пошло, ограничившись лишь сооружением пешеходного перехода, по которому идти хватает духу только у людей с крепкими нервами и не боящихся высоты.

А потому здесь выкручиваются как могут. Заречный Аллакский сельсовет, не дождавшийся автомоста, приобрел катер на воздушной подушке, чтобы в период отсутствия ледовой или водной переправы иметь возможность оперативно доставлять больных из-за реки в Камень, осуществлять перевозки людей в экстренных случаях. Шестиместный катер передан сельсоветом в оперативное управление администрации Каменского района, чтобы через единую диспетчерскую службу муниципалитета этим транспортным средством могли в нужный момент воспользоваться жители всех одиннадцати заречных населенных пунктов района.

А вот с доставкой за реку крупногабаритных грузов, автотранспорта в периоды ледохода и прихода коренной воды проблемы остаются. Грузоперевозками через реку занимается компания "Пристань Камень". В период последнего разлива реки предприятие столкнулось с серьезной проблемой – из-за подтопления причала на городском берегу паром не ходил почти неделю. Руководство Каменского района совместно с дирекцией компании изыскало возможность произвести подсыпку городского причала 120-ю тоннами щебня. Только после этого движение парома возобновилось.

Сейчас уровень воды в Оби постепенно спадает. Уходит река с городских улиц медленно – слишком велики разливы на окрестных лугах. Вода уходит, а проблема подтопления остается. Зарядившие проливные дожди заставляют жителей прибрежной зоны Камня-на-Оби и Каменского района с тревогой прислушиваться к метеопрогнозам и сообщениям о новом подъеме уровня рек в горах. Но существует ли кардинальное решение этой проблемы?

В идеале выход есть, и о нем любят порассуждать каменские "мечтатели" – нужно отсыпать дамбу вдоль всего затапливаемого участка хотя бы метра полтора высотой. Но деньги на это нужны колоссальные: "Ни в краевом, ни тем более в местном бюджете таких средств нет, – говорит глава города Андрей Плясов. – Нужно попасть в какую-нибудь федеральную программу по линии МЧС. К тому же и топит нас не с той регулярностью, чтобы государство обратило на Камень свое внимание и такие средства даже в рамках федеральной программы нам на эти цели выделило".

Так что и в обозримом будущем этот вариант реализовать невозможно. Есть менее затратный, требующий определенной настойчивости от местных и краевых властей, – необходимо убедить руководство Новосибирской области и Новосибирской ГЭС производить своевременный, достаточный по объемам водосброс. Нынче соседи его произвели только после того, как обская вода их дачи залила.

Существует и самый простой, быстрый и эффективный способ уменьшить свои неприятности, даже свести их на нет. Это – страхование имущества от наводнения, о чем неустанно напоминают каменцам в городской администрации. На вопрос – почему не делаете этого, люди отвечают по-разному. Часть каменцев страхует и дома, и землю, и все, что на ней построено. Потому что недвижимое имущество у них законно оформлено. Другие загодя застраховали жилье, а вот огороды и надворные постройки у них внеплановые, поэтому ни одна компания ими не занимается. Третьи задумались на этот счет, только когда пришла вода, но от них страховщики, конечно же, отмахнулись. Так и живут люди, каждый год надеясь на авось да небось. И переезжать никуда не собираются. Почему? На этот вопрос большинство подтопленцев отвечает: "Где ж мы столько денег возьмем, чтобы нормальное жилье купить?! За наши "поплавки" мы много-то не выручим. Да и прижились здесь, корнями как кувшинки к этому берегу приросли. Вот и плаваем…"

Ну, а если прижились, а "плавать" не очень хочется, то, может быть, пора подумать о том, как самим, пока без помощи государства, облегчить свою участь? Начинать же, как мне думается, следует с похода в серьезную, надежную и известную всем страховую компанию…

Наталья ИСАЕВА

Фоторепортаж