УРОКИ ИСТОРИИ

В ПОНЕДЕЛЬНИК, 22 МАРТА, В САНАТОРИИ "СОСНОВЫЙ БОР" ОТКРОЕТСЯ ЮБИЛЕЙНЫЙ, 20-Й КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА АЛТАЯ"

00:00, 20 марта 2010г, Общество 2447


УРОКИ ИСТОРИИ Фото №1

"Сосновый бор" для этого конкурса – место вовсе  не случайное. Дважды, в 1993 и 1994 годах,  с помощью учительского профсоюза удавалось привезти сюда бывших участников конкурса на творческие дачи. Как выяснилось с годами, эти "дачные" две недели стали для конкурсантов одним из самых ярких в жизни впечатлений…

Могучая кучка

Этой зимой на сайте "Одноклассники" было создано сообщество "Учитель года Алтая" ("УГА"). Очень активная, надо сказать, группа. Тему для обсуждения участники ее выбрали такую: "Если конкурс живет 20 лет – значит, это кому-то нужно?" И на самом деле, зачем и кому нужен этот конкурс? И почему так активно сообщество его участников?

– С самого начала, – рассказывает Людмила Зозуля, координатор первых четырех алтайских конкурсов, – мы говорили новичкам, что это – не соревнование, это школа мастерства, возможность улучшить всю систему образования. А если так, проигравших не может быть по определению. Ты уже выиграл, если попал на конкурс. А возможности конкурс и в самом деле предоставлял редкие – никакой вуз не даст подобной подготовки за столь короткое время. Между собой общаются учителя разных предметов, из разных мест – лучшие из лучших. Все время идет живой обмен опытом, и каждый уезжает обогащенный ценными находками. И человек дальше по жизни уже представляет не одного себя, а всех участников конкурса.

На этой основе, заложенной в фундамент "УГА", и родилось уникальное братство "бэушников" – так себя называют бывшие участники конкурса.

Конечно, я не знакома со всеми – за 20 лет в конкурсе почти 600 человек приняли участие. Но есть в этом уникальном движении некое ядро, творческая группа, которая каждую весну приходит на помощь новым конкурсантам. Подставляет, так сказать, плечо.

Эти люди на собственном опыте когда-то убедились, как важно почувствовать, что ты не один, получить верный настрой – на общение, на дружбу.

На "УГА" попадают сплошь звезды педагогики, и каждый приезжает сюда за победой, за первым местом. И если оставить человека наедине с таким настроем, получится не праздник общения, а сплошные слезы да обиды.

Не бойся, мы с тобой…

Сергей Писарев (участник "УГА-94") вспоминает, как быстро сбили с них спесь психологи, нашли слова, чтобы до каждого дошло – все мы пришли сюда за опытом.

– Была установка: помогать друг другу. И, как ни странно, эти слова прозвучат, все-таки речь идет о конкурсе, соревновании – это действительно был коллективный труд. Казалось бы, ну что такое неделя, проведенная вместе, а многие плакали, когда пришлось расставаться. Это ли не показатель того, что нас действительно удалось сплотить?!

Но самое интересное, что все эти яркие эмоции, переживания, выпавшие на конкурсные дни, не оказались сиюминутными. Как сказала Ольга Сироткина ("УГА-94"), отношения между ними сложились такие, какими и должны быть в идеале отношения между людьми.

Лидия Дроздова, словно продолжая Ольгу, добавляет: "Если бы в учительских шли такие споры, царил такой дух, как на конкурсе, – это была бы совсем другая школа".

Нина Скворцова писала, обращаясь к конкурсантам 98-го года:

– Конкурс начнется 16 марта. Но не думайте, что 23-го он закончится. Этого не будет никогда. Не верите? Спросите любого "бэушника"!

И вот в нынешнем марте, словно доказывая это на деле, бывшие участники "УГА" пошли со своими предложениями о том, каким может стать юбилейный конкурс, в краевое управление по образованию, к Юрию Абдуллаеву, заместителю начальника управления и председателю оргкомитета конкурса. Они легко нашли общий язык. И неудивительно – Юрий Геннадьевич стал победителем "УГА" в 2001 году, когда работал словесником в сельской школе. А нынешний координатор конкурса Ирина Калашникова получила звание лауреата конкурса в 2003 году.

Так что новички могут быть спокойны, их на конкурсе ждет дружеская поддержка "бэушников". Елена Кораблина, Сергей Писарев, Лидия Дроздова – все вечера уже расписаны. И это еще не все имена, наверняка к ним присоединятся и Марина Королькова, и Нина Скворцова, и Андрей Минаков, и Сергей Зарубин. Если, конечно, их отпустят школьные проблемы. Во все районы и города края заранее ушли письма, адресованные руководителям комитетов по образованию, с просьбой отправить в Барнаул ветеранов конкурса.

А еще активисты "УГА" отпечатали в типографии открытки-приглашения и разослали их по краю – каждому из 577 конкурсантов-2010. Макет и текст – Лены Кораблиной и Александра Куимова, дальше за дело взялся Сергей Писарев. Причем Елена живет под Новосибирском, а Александр – в Павловске.

Трудный подросток Красная Шапочка

Между тем днем в "Сосновом бору" шла напряженная работа. Занятия, правда, проходили порой прямо на лугу, под пение лягушек и кукушек. Но вот обрывки разговоров, которые мне удалось в те дачные дни услышать.

– Почему бабушка Красной Шапочки живет в лесу, если где-то неподалеку дочь и внучка? И как могла мать отправить ребенка в лес, если знала, что там волки? Может быть, девочка ей просто мешала, и она ее спровадила? Налицо трудное детство в неполной семье. Не так уж просто разглядеть таких с виду благополучных красных шапочек среди своих учеников…

– Что такое трудный ребенок? Тот, которому трудно.

– Меня ужаснула психологическая игра, в которой мы передавали друг другу несложную фразу, и последнему игроку не досталось ни слова правды. Все переврали! Ну да, мы не слышим детей, друг друга, я это и раньше знала, но чтобы до такой степени!

Они учились разбираться в себе, принимать себя, любить. А иначе, как объяснял мне психолог Анатолий Мажник, они не смогут дружелюбно, с вниманием относиться ни к детям, ни к коллегам.

Людмила Зозуля вспоминает, что в начале 90-х многие были против подобной "лирики" на конкурсе. "Главное – это урок, а все эти тренинги, увлечения и "визитки" – никому не нужная ерунда".

– Но нам хотелось представить учителя не просто урокодателем, – говорит она. – Хотелось, чтобы все увидели, какие это талантливые, яркие, интересные люди. Живые люди, чьи-то дети, мужья и жены, родители. И без психологов на таких конкурсах тоже нельзя – слишком много переживаний, сильных эмоций. Тут без врачевателя не обойтись. На первых конкурсах, когда в Барнаул приезжали по 50-60 человек, работали целые группы психологов. И эта практика полностью оправдывала себя. На конкурсы приезжают и в самом деле люди талантливые, неординарные, каждый – личность, и какая! Ну так пользуйся,  говорили им,  этой уникальной возможностью пообщаться с такими же "белыми воронами", как ты сам. Да, твой педагогический опыт имеет большую ценность, но присмотрись к другим – и у них есть чему учиться.

Не вышел в финал? Не беда, подставь плечо тому, кто стал финалистом. Потому что на пьедестале будет стоять лучший представитель учительского сообщества Алтая. И "на России" по нему будут судить об уровне всех алтайских учителей.

Точно так же вели себя наши делегации на российских конкурсах в Москве. Чем повергали в шок своих соперников. Те не сразу поверили, что люди могут вот так бескорыстно прийти на помощь своему конкуренту.

Не по учебникам

И если уж обращаться в честь юбилея к истории, то надо сказать, что наши педагоги на российских конкурсах смотрятся совсем неплохо. Начиная с Валерия Булатова, который умудрился выступить еще на Всесоюзном конкурсе. Через год, в 1991-м, Константин Березиков, первый победитель "УГА", стал лучшим учителем физкультуры в России. Сильное впечатление на столичных светил педагогики произвел и учитель физики из 27-й барнаульской школы Николай Бедарев. Знаменитый Караковский на его уроке толкал все время локтем в бок руководителя алтайской делегации Людмилу Зозулю и восторженно шептал: "Ты где такого парня взяла?!" Один недостаток – подать себя эффектно не умеет, Николай Васильевич и до сих пор не научился пускать пыль в глаза. Но его ученики по-прежнему прямо на уроке делают маленькие открытия, и так работать умеет только Бедарев.

Еще одна "тихоня", которую хорошо знают в России, – Нина Скворцова, историк из 85-й гимназии. Ее опыт уроков "не по учебнику", ее авторские пособия вошли в республиканский банк педагогической информации. И совсем не случайно ее ученики помнят уроки истории долгие годы.

Татьяна ИЛЬИНА.

Но вернемся к вопросу, с которого мы начали: зачем и кому он нужен, этот конкурс. Марина Королькова, заместитель директора барнаульской школы N 80, давно мечтает о создании клуба участников конкурса. Она много лет помогала организаторам "УГА", жила интересами конкурса и прекрасно видела, как нужен человек, который бы занимался этим профессионально.

– С каждым годом участников все больше, и грешно бросать их, выпускать из поля зрения. Институт повышения квалификации учителей издает, конечно, сборники и видеоуроки конкурсантов активно использует на курсах повышения квалификации, – говорит она. – Все так. Но знаете, чего не хватает сегодняшней школе? Интерактивные доски, DVD, медиапроекторы – все это замечательно, но этого мало. Нужны идеи, а там, на конкурсе, они легко рождались. Я до сих пор, когда у меня 11-е классы, даю урок по рассказам Бунина, который мы придумали с другими словесниками в "Сосновом бору". Нам тогда еще здорово помогли учителя музыки, подсказали, чьи произведения подобрать к каждому рассказу – о любви и нелюбви. Видели бы вы глаза ребят, у меня и у самой мурашки по коже каждый раз, когда звучит вальс Свиридова или марш А.Петрова из "Жестокого романса".

Конкурсный урок Юрия Абдуллаева был посвящен "Робинзону Крузо" – "Как остаться человеком на необитаемом острове?" Все последние дни, пока я общалась, готовя этот материал, с участниками прежних "УГА", мы только об этом, кажется, и говорили. Как остаться человеком в наше время? В школах люди разобщены, каждый воюет за свои баллы поодиночке и видит в коллеге только соперника.

Меняется руководство школ, сюда приходят молодые жесткие функционеры, умеющие зарабатывать деньги. Но если школа перестанет быть оплотом интеллигентности, как это всегда было в России, ничем хорошим это для общества не обернется.

Фоторепортаж