КАСАЕТСЯ КАЖДОГО

ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕНСИОННОЕ ДЕЛО – ЭТО РЕАЛЬНО. В НЕДАЛЕКОМ БУДУЩЕМ

00:00, 30 октября 2010г, Общество 1984


КАСАЕТСЯ КАЖДОГО Фото №1

В Отделении Пенсионного фонда России по Алтайскому краю прошел «круглый стол» на тему «Партнерство как фактор своевременной реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение». 

На первый взгляд, заявленная тема кажется сугубо технической и может представлять интерес разве что для специалистов, работающих в обозначенной сфере. Но первое впечатление обманчиво.

…Подошло время вашего ухода на заслуженный отдых. Вы идете в управление Пенсионного фонда по месту жительства со своей трудовой книжкой, необходимыми справками и… Вдруг выясняется: в записях в трудовой есть какая-то нестыковка. Или сегодняшнее название предприятия не соответствует тому, что значится в документах. Или специальность (должность), по которой вы работали 20 лет назад, именуется уже по-другому, а то и вовсе выпала из каких-то утвержденных списков или циркуляров. Или в вашей фамилии откуда-то взялась (или исчезла) лишняя буква – а в документе 30-летней давности она есть. Поверьте, таких «или» может быть бесконечное множество.

«Обратитесь с запросом о подтверждении…» - советуют вам. Куда? На предприятие или в организацию, в которой работали. А их, может, давно уже нет. В архив, или в ЗАГС, или в суд. И т.д. Установление пенсии, которую вы надеялись получить в положенное время, отодвигается на неопределенный срок. Кто виноват? Это уже другой вопрос. Но документы должны быть предоставлены в полном объеме и соответствии требованиям закона. Позиция Пенсионного фонда однозначна и понятна.

Но даже если вы, как рекомендуют специалисты ПФ, заблаговременно, за год до достижения пенсионного возраста, обратились к ним со всеми документами для предварительной проверки, не факт, что пенсию вы получите вовремя. Переписка по поводу запросов, например, в другой регион, где вы жили и работали раньше, может тянуться долго. А если речь идет о странах, относящихся теперь к ближнему зарубежью? Нам выпало жить в эпоху перемен – и этим все сказано.

Сегодня Пенсионный фонд предоставляет государственные услуги по назначению и выплате пенсий, ежемесячных денежных выплат, различных социальных пособий, реализует программы по материнскому капиталу, софинансированию пенсионных накоплений, осуществляет персонифицированный учет застрахованных лиц, администрирование страховых взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. А еще участвует в реализации социальных программ в субъектах Российской Федерации. ПФР обладает самой полной и объемной базой данных на застрахованных лиц. Но чтобы качественно и своевременно осуществлять все перечисленные функции, Пенсионному фонду необходимо оперативно получать информацию как от работодателей, так и партнеров-ведомств. Работодатели – понятно. А кто эти партнеры?

Заместитель управляющего Отделением ПФ по Алтайскому краю Тамара Загнетина в своем докладе на заседании «круглого стола» условно разделила их на несколько групп. Партнеры–участники процесса назначения пенсий и компенсаций – это органы образования и занятости населения, ЗАГСы, соцзащита, миграционная служба, архивы, медико-социальная экспертиза, силовые ведомства. Партнеры по процессу выплаты и доставки пенсий и компенсаций – Почта России, кредитные учреждения. По программе материнского капитала – ЗАГСы, органы опеки и попечительства и др. Да простит меня читатель, может, кто и пропущен в этом всеобъемлющем перечне служб и ведомств. Представители большинства из них, кстати, и приняли участие в работе «круглого стола».

Взаимодействие с партнерами всегда было (и есть) условием успешной деятельности Пенсионного фонда в целом и своевременности денежных выплат каждому их получателю в области социального обеспечения. А этих получателей в крае – свыше миллиона ста тысяч человек! Речь, понятно, идет не только о пенсионерах.

В перспективе это взаимодействие ПФ и партнеров перейдет на новый, более высокий качественный уровень. Реализация федеральных законов № 210-ФЗ и № 227-ФЗ ставит в повестку дня предоставление государственных услуг в электронном виде, развитие электронного документооборота между смежниками. Предусмотрено пять этапов перехода на предоставление государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении пенсий в электронном виде. Уже с 1 июля 2012 года управления ПФ не должны будут требовать от заявителей документы, необходимые для установления пенсий, если они имеются у организаций, предоставляющих госуслуги. Переход к конечному, пятому этапу запланирован на 2015 год. К тому времени самые продвинутые пользователи смогут через портал госуслуг подать в Пенсионный фонд, например, заявление об установлении пенсии и необходимые документы и начать получать ее на основе сформированного электронного пенсионного дела, без предоставления каких-то документов на бумажных носителях.

Электронные технологии и автоматизация процессов взаимодействия в Пенсионном фонде используются и сейчас. Уже 15 лет ПФР ведет персонифицированный учет пенсионных прав граждан только на базе современных информационных технологий. Вся информация об индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц хранится в электронной базе. И СНИЛС – номер страхового свидетельства (той самой светло-зеленой карточки) – сегодня это инструмент идентификации гражданина, его персональных данных, и не только в Пенсионном фонде. Так что и электронное пенсионное дело – это не сказка из далекого будущего.

Об организации взаимодействия Главалтайсоцзащиты и Отделения по назначению федеральной социальной доплаты к пенсии рассказала участникам «круглого стола» Наталья Третьякова, заместитель начальника управления по социальным выплатам Главалтайсоцзащиты.

Сотрудничеству архивов и управлений ПФР в городах и районах по подтверждению стажа в процессе установления пенсии было посвящено выступление заместителя директора по справочно-информационной работе КГУ "Государственный архив Алтайского края" Ларисы Богомоловой. С интересными сообщениями выступили представители краевого управления по труду и занятости населения Николай Сидоров и отдела ЗАГС в г. Бийске и Бийском районе Лариса Таменко. У большинства партнеров-ведомств заключены с краевым отделением и на местах с управлениями в городах и районах соглашения об информационном взаимодействии, но пока еще далеко не везде это взаимодействие проходит по каналам электронной связи. Так что «круглый стол» еще раз обозначил проблему неэффективности обмена информацией на бумажных носителях и подчеркнул необходимость скорейшего перехода на современные технологии документооборота.

В финале «круглого стола», после обсуждения докладов, участники определились с приоритетами и обозначили направления, которые касаются взаимодействия с конкретными ведомствами-партнерами.

- В Алтайском крае 706 тысяч пенсионеров.

- 296 тысяч граждан получают ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ).

- 68 тысячи граждан получают социальную доплату к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума, устанавливаемую неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже его величины.

- У нас 47 тысяч владельцев сертификатов на материнский (семейный) капитал. Его размер с 1 января 2010 г. составляет 343378,80 руб. Ожидаемый размер в 2011 году – 365000 руб. 

Фоторепортаж