ПРОФЕССИЯ ПЫТЛИВЫХ УМОВ

ВЫРАЖЕНИЕ «ШИРОКО ОТМЕЧАЕТСЯ», НАВЕРНОЕ, БЫЛО ПРИДУМАНО СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЭТОГО ПРАЗДНИКА

00:00, 03 декабря 2010г, Общество 1368


ПРОФЕССИЯ ПЫТЛИВЫХ УМОВ Фото №1

Правоведы работают во всех отраслях народного хозяйства, их услугами пользуется практически каждый. «В этот день поздравляют всех тех, кто выбрал делом своей жизни благородную профессию юриста, но официально принято считать его праздником нашего ведомства, - говорит начальник управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю Алексей КУЛИК. – У других структур в календаре есть еще один свой красный день, а у нас его нет. Так или иначе мы готовы поделиться с коллегами хорошим настроением…»

- Алексей Владимирович, вы уже больше тридцати лет занимаетесь юридической деятельностью. Ни разу не пожалели?

- Нисколько. Жизнь сводила меня со многими юристами, у которых я учился, которых глубоко уважаю, потому что они честно несут звание государственного человека. В нашем управлении только восемь человек имеют стаж работы десять лет и выше. А остальные – молодые, талантливые специалисты. Это не может не радовать. Они работают не считаясь со временем. У некоторых производительность труда в три-четыре раза выше, чем во времена моей молодости. Иначе и нельзя. Количество принимаемых нормативных актов в крае ежегодно увеличивается почти на четверть.

- Не много ли их принимается? В народе говорят, что принятие новых законов вносит только путаницу…

- От этого никуда не уйти: чем больше развито общество, тем больше требуется законов. Количество действующих нормативных актов в России приближается к 300 тысячам: 5700 из них принято законодательной и исполнительной властью Алтайского края и около пяти тысяч – в муниципалитетах. После принятия все они проходят экспертизу. Если принимается положительное решение, вносятся в федеральный регистр. Если вызывают возражение (по причине нарушения юридической техники или несоответствия федеральному законодательству), дается отрицательное заключение. Ошибки бывают разные. К примеру, после введения должности губернатора во многих нормативных актах Александра Богдановича Карлина по-старому называли главой администрации края. С правовой точки зрения была совершена ошибка, так как разночтения подразумевают два разных должностных лица.

- Я правильно понимаю: чем профессиональнее юристы на местах – тем меньше работы у вашего ведомства?

- Это так. Как правило, все наши требования по устранению нарушений выполняются, однако низкое качество принятых документов наблюдается во многих муниципалитетах. Даже их уставы удается зарегистрировать со второго или третьего захода. Долго, к примеру, мы не могли добиться внесения изменений в уставы Новоалтайска и Белокурихи. В Косихинском районе местные депутаты тоже никак не могли привести муниципальное законодательство в соответствие с федеральным. Пришлось обратиться за помощью к губернатору, после вмешательства которого дело сдвинулось с мертвой точки. Зачастую правовой спор затягивается на месяцы. Допустим, до сих пор управление лесами края не подготовило регламент лесопользования. Согласование уже затянулось на год. То ли еще будет…

- Особое значение придается антикоррупционной экспертизе законов, но, как показывает практика, злоупотреблений меньше не становится. В чем дело?

- Большую роль в предупреждении коррупционных проявлений должны сыграть регламенты, регулирующие деятельность государственных структур. Только в Алтайском крае их уже принято более ста. Эти нормативные акты позволяют даже в конкретных деталях поставить деятельность чиновника в рамки закона и исключить злоупотребления. Кроме того, все нормативные акты проверяются на коррупциогенность. В основном мы сталкиваемся с тем, что в документах «закладываются» полномочия, которые не даны чиновнику изначально. Порой в актах встречаются пункты, которые позволяют представителям власти в той или иной ситуации действовать по своему усмотрению.

Чтобы искоренить коррупцию, нужно продолжать «очистительную» работу. При всем при этом надо понимать, что мы находимся на начальном пути. В качестве примера приведу результаты мониторинга, который мы провели в августе-сентябре текущего года. Анкетировали общественность края с наиболее высоким уровнем правового сознания: юристов, адвокатов, нотариусов, представителей общественных правозащитных организаций. Сначала попросили дать оценку действиям властей по борьбе с коррупцией: 42% ответили, что пока не наблюдают изменений, 22% - что коррупция растет. Снижение отметили только 11% и 22% – затруднились ответить.

- Эти цифры показательны…

- Да, но между тем анкетирование показало, что юристы вносят огромную лепту в изменение существующей картины. Отмечалось, в частности, что увеличилось количество принятых нормативных актов, направленных на борьбу с коррупцией. Называя пути решения проблемы, во главу угла опрошенные поставили обязательную правовую экспертизу принимаемых законов, кадровую работу в ведомствах и проведение контрольной работы по борьбе с коррупцией. Примерно 30% считают принимаемые меры неэффективными. Для повышения эффективности большинство из них предлагают ужесточить ответственность должностных лиц, повысить уровень зарплаты госслужащим, усилить работу правоохранительных органов и судов.

- Кадровая работа упоминается как основная. Скажите честно, как оцениваете нынешнее качество подготовки юристов в вузах края?

- Для меня это больной вопрос. Юристов готовят не только профильные вузы, но и все те, кто желает на этом заработать. При устройстве на работу бывшие студенты проходят экспертизу качества знаний и выясняется, что юристы с высшим образованием элементарно не знают государствоведения, не знакомы с Конституцией РФ или не имеют представления о структуре органов власти края. Таких «правоведов», к сожалению, большинство.

Ведущими вузами по подготовке квалифицированных юристов являются АГУ, ААЭП и Академия государственной службы РФ. Подавляющее большинство выпускников других вузов, по существу, не владеют профессией. При приеме на работу в ту же адвокатскую палату экзамен не сдают 60% кандидатов. В нотариальной палате – процент еще выше. В судебном департаменте отсеиваются пятьдесят процентов, а из тех, что допускаются к работе, 70% сдают экзамен на «удовлетворительно». И эти люди будут работать судьями! Единственное радует, что в общей массе встречается немало талантливых, пытливых молодых умов, за которыми будущее юриспруденции.

И в нашем коллективе работают высокопрофессиональные и добросовестные юристы. Их я хочу поблагодарить за профессионализм и преданность делу. Отдельно хочу поздравить коллективы нотариусов, адвокатов и приставов. В этот день нельзя не вспомнить ветеранов-юристов, отдавших свою жизнь утверждению добра и справедливости: Гущина Ивана Павловича, Суховеева Михаила Дмитриевича, Пропадимова Владимира Васильевича, Курковского Иосифа Иосифовича, а также Андронова Николая Дмитриевича, Гладкова Евгения Михайловича, Проценко Николая Александровича, Кияна Ивана Антоновича, Колесову Валентину Платоновну, Гавло Вениамина Константиновича, Савчука Владимира Анатольевича и многих других.

Фоторепортаж