«МАМИНА СЕМЬЯ»

00:00, 24 декабря 2010г, Общество 2221


«МАМИНА СЕМЬЯ» Фото №1

Сельская учительница, вырастившая четверых своих детей, взяла под опеку ребёнка-инвалида, который стал для неё родным и любимым.

Наталья + Сергей =...

В Натальином роду иметь много детей – дело обычное. У прабабки было 14 детей, бабушка девятерых родила, мама – пятерых. После войны родители Наташи помимо своих воспитывали еще троих осиротевших ребятишек. Всех вырастили, в люди вывели. Этот уклад большой дружной сельской семьи наша героиня впитала в себя как что-то абсолютно естественное и само собой разумеющееся.

Наталья Шехонина и Сергей Кириллов познакомились на биофаке Алтайского госуниверситета в конце 70-х. Она – будущий геоботаник, он изучал ихтиологию. Экспедиции, романтика – дружба переросла в семью. Жили у родителей Сергея, учились, подрабатывали кто где.

На четвертом курсе Наталья родила Людочку. А заканчивала университет она уже с Катюшкой под сердцем. С мечтами о научной работе ей пришлось расстаться, эту стезю она оставила мужу. После окончания вуза Сергей уехал в аспирантуру в Ленинград, а Наталья – к родителям в деревню Верх-Тула Новосибирской области. Там благодаря маминой помощи смогла выйти на работу, сначала в обычную среднюю школу учителем биологии, а потом – в школу для слепых и слабовидящих. Это был её первый опыт работы с инвалидами.

- Когда Сережа учился в Ленинграде, я съездила к нему в гости и «привезла» оттуда Димку, так что он у нас питерский, – рассказывает Наталья. – В 1985 году, когда муж закончил аспирантуру, нас стало уже пятеро.

Сергея Кириллова пригласили работать в АГУ. Он согласился и потом преподавал в этом вузе около 10 лет. Семья из деревни перебралась в Барнаул. Жили впятером в семейном общежитии. Наталья сначала работала в школе для слабовидящих, потом вела биологию и химию в 116-й школе. Но большая учебная нагрузка и воспитание троих детей давались ей нелегко.

В начале 90-х Кириллова ушла на опытно-исследовательскую работу в ботанический сад университета. Там её захватила идея создания в предгорьях Алтая производственного участка по выращиванию и изучению лекарственных трав. Наталья с детьми уезжает в село Сентелек Чарышского района, где погружается в дела новой агрофирмы, созданной университетом и одним из местных сов-хозов. Работа захватила её с головой, казалось, что она наконец-то нашла то дело, которое искала. Но профессиональная эйфория длилась недолго – перестройка поломала все планы, фирме не хватило средств на раскрутку.

Кириллова опять пошла учительствовать. Сергей приезжал к своим на лето и среди учебного года наездами бывал. Здесь, в Сентелеке, у них родился четвёртый ребенок – дочь Анютка. Старшие детки уже подросли, ходили в школу, успевали хорошо учиться и помогать маме по хозяйству (без скотины в деревне с таким семейством никак). Учитель Наталья Ивановна прекрасный. Её обожали и ученики, и коллеги. Заводная, увлечённая, отзывчивая, она была в курсе всех школьных дел. Выпускники Сентелекской средней школы 90-х годов до сих пор вспоминают её добрым словом.

Человек уходит, а любовь остаётся

Около пяти лет жила Наталья с ребятишками в этом красивейшем уголке Алтая. И еще бы жили, Сергей собирался бросить преподавание в вузе, где в ту пору совсем было худо с зарплатой, и перебраться в Сентелек. Но пришла беда...

Еще по молодости Сергей, катаясь на лыжах, упал и сильно ударился головой. Сначала он не придавал значения появившимся головным болям – у кого из преподавателей их не бывает. Но когда жуткие мигрени участились и Сергей стал падать в обмороки, все переполошились. Было это в августе 1997 года. Диагноз медиков прозвучал как приговор – неоперабельная опухоль головного мозга, надежды нет.

В горный Сентелек Сергею ехать было нельзя – давление, климат неподходящий, долго бы он там не прожил. А так хотелось хоть чуть-чуть оттянуть неизбежные минуты расставания, ещё пожить всем вместе, всей семьей!

И Наталья судорожно начала искать село в равнинной местности. В начале октября 1997 года Кирилловы переехали в Верх-Аллак Каменского района.

Обосновались. Наталья вышла на работу в школу, а Сергей стал оформлять инвалидность.14 декабря ему наконец-то должны были дать «группу», но получать её уже было некому – 13 декабря он умер.

Одна в чужом селе с тремя ребятишками на руках... Благо хоть старшая Людмила, студентка биофака АГУ, была на попечении барнаульских бабушки и дедушки. Беда еще крепче сплотила теперь уже «мамину семью», как себя сегодня называют Кирилловы. Наташа не раскисла, не ушла в себя. Она погрузилась в работу, гармонично вписавшись в педколлектив Верх-Аллакской школы. Ее полюбили и коллеги, и ребятишки. Свои детки тоже не огорчали – отлично учились, во всём помогали. Неженок и белоручек у них не было.

 

Когда виртуальность спасает

Со временем жизнь Кирилловых вошла в нормальное русло. Переживать трудности помогали природное чувство юмора, общительность всех членов семьи, умение поддержать и подбодрить друг друга.

Шли годы. Старшие детки выпорхнули из маминого гнезда, создали свои семьи, нашли себе в Барнауле работу. Людмила и Катя пошли по стопам родителей – закончили биофак. Дима же решил приобрести «мужскую» профессию, мечтает стать программистом. В Верх-Аллаке с мамой осталась одна Анютка. И та закончит следующей весной школу и, скорее всего, тоже уедет из села.

Казалось бы, успокоение должно прийти в материнское сердце – дети устроены. Но оказалось, что у старшей внучки Софии, Катиной дочки, сложный порок сердца, девочку обязательно нужно было оперировать. Узнали родители об этом, когда малышке было около годика. Барнаульские врачи такие операции не делают, нужно было ехать в Москву. Где взять такие средства, как справиться с этой бедой? В отчаянии Катя искала поддержку у таких же матерей, как она. Случайно вышла на форум сайта Ева.ru, рассказала свою историю. Женщины из виртуального пространства вдруг стали реальностью, поддержали и, главное, помогли: морально и материально. Сонечке сделали две операции, одну – в Москве, в клинике имени Бакулева, другую – в Берлине. Сколько их ещё потребуется, не знает никто, болезнь уж больно коварная. Но теперь Катя не одна. Постепенно она сама вовлеклась в волонтёрскую деятельность Евы.ru. Сейчас она тоже помогает другим детям и их отчаявшимся родителям. А ещё – тем малышам, за которых некому бороться. Такой дочерью мама Наташа очень гордится: «Катя у нас особая девочка. Человек-мотор!»

 

Вовка

Первым «заданием» начинающего волонтёра Екатерины Юркиной стал Вовка Смирнов. Это было в октябре 2005 года. Катя приехала в одну из барнаульских больниц, где жили брошенные малыши, и попросила показать ей ребёнка, которому без помощи волонтёров не выжить. И ей показали. Тяжелейший порок сердца, почти полная слепота, кислородное голодание, лёгочные недуги и ещё букет сопутствующих «прелестей». Кате объяснили, что семнадцатилетняя мамаша, не имеющая ни паспорта, ни прописки, от ребёнка не отказалась, просто бросила его на попечение врачей и ушла.

Вовка Смирнов перевернул жизнь Кирилловых. Сначала Екатерина с другими «еварушницами», при поддержке журналистов краевого телевидения нашла мать мальчика. Ей помогли оформить документы себе и ребёнку, закончить среднюю школу (у нее было 5 классов образования), купили комнату в малосемейке, обеспечили средствами к существованию. Конечно, всё это они делали ради Вовки. Девчата приобретали ему лекарства, одежду, памперсы.

В 2006 году мамаша повезла малыша в Москву на операцию. Московские координаторы благотворительного фонда помощи встретили её радушно и из жалости стали давать на руки крупные по провинциальным меркам суммы, чтобы она могла что-то купить себе сама, куда-то сходить.

К несчастью, после операции, длившейся 12 часов (а потом ещё несколько суток в искусственной коме), у малыша случился инсульт. Его парализовало, и домой он вернулся в очень плохом состоянии: не двигался, не глотал, только мычал и хлопал глазками. Девчата-волонтёры не давали молодой женщине отчаяться, оплачивали услуги няни, которая помогала выхаживать мальчика. Потом ещё были поездки в Москву на реабилитацию. И опять москвички помогли деньгами. Этого искушения девушка не выдержала, стала собирать у себя гульбища, ходить по злачным заведениям. Волонтёры отказали ей в материальной помощи. Няню пришлось уволить. Правда, Вовку не бросили. Точкой в этой истории стал поступок горе-мамаши, который поверг всех в шок. Она уехала справлять Новый, 2010 год к друзьям в другой город, бросив беспомощного малыша одного на верную смерть. Вовку спасли Катя и Анютка, приехавшая к сестре на каникулы. Они пришли в квартиру Смирновых посмотреть, в каком состоянии хозяйка оставила жилище, зная, что девушка должна была уехать с Вовкой. Каково же было их удивление, когда на их голоса откликнулся брошенный мамой мальчик. Срочно вызвали милицию, ребенка увезли в больницу. Сейчас на его мать заведено уголовное дело за оставление в опасности лица, заведомо беспомощного.

 

Добро пожаловать домой!

Решение Кирилловы принимали всей семьёй. Чтобы взять ребёнка под опеку, особенно такого непростого, Наталья Ивановна должна была получить согласие родных детей. Все четверо поддержали мать – раз она решила, значит, так надо. С июля 2010 года Вовка Смирнов живет в Верх-Аллаке с новой мамой Наташей и сестренкой Аней. Благодаря регулярному лечению в новосибирской клинике, неустанной заботе и материнской любви мальчик постепенно выправляется. Теперь он может глотать пищу, сидеть в кресле с помощью специального корсета, шевелить ручками, выражать эмоции мимикой и звуками. Красноречивее всего за него говорят его карие глаза. В них всё, что он пока не может сказать словами.

Чего всё это стоит Наталье, знает только она сама. Любимой верх-аллакскими ребятишками учительнице пришлось уйти из школы. Свой педстаж она выработала, льготную пенсию заслужила. Коллеги очень жалеют, что Кириллова ушла. Директор школы Оксана Родионова говорит, что без этой деятельной, увлечённой, неравнодушной учительницы, которая с лёгкостью вела ребят за собой, без отзывчивой и безотказной в помощи Натальи Ивановны коллективу стало сиротливо.

Животину со двора Кирилловым тоже пришлось вывести – некогда с ней управляться, уход за ребёнком требует много времени и неусыпного внимания.

- Я боюсь ночью крепко уснуть, – сетует Наталья Ивановна, для которой сегодня весь мир сосредоточился вокруг этого обаятельного пятилетнего мальчика. – Вовку ночью надо ворочать, чтобы мокрота в лёгких не застаивалась и он во сне не задохнулся. Будильник могу не услышать, поэтому вечером пью побольше чая, чтобы организм сам меня ночью поднял с постели...

Но на лице и в словах этой мужественной женщины нет ни следа жалобы или усталости. Наталье Ивановне в ноябре исполнилось 55 лет. На вид ей этих лет не дашь. Она же просит у судьбы лишь терпения, чтобы хватило сил бороться за жизнь своего пятого ребёнка.

- Мы купили пульсометр, ингалятор, лекарства будем получать бесплатно, – с оптимизмом рассказывает Наталья. - Стараюсь беречь Вовку. У него очень слабый иммунитет, ему никак нельзя подхватывать инфекции. Он очень тяжело переносит температуру – учащаются и ужесточаются приступы эпилепсии, его буквально скручивают судороги. Нам бы с последствиями инсульта справиться, тогда есть надежда, что мальчик ходить сможет. Будем продолжать лечение в Новосибирске. Денег нам хватает – две пенсии, моя и Анюткина (по потере кормильца), пособие опекунское. Лишь бы Вовке было хорошо. Я буду любить его, пока он живёт...

Наталья ИСАЕВА

Фоторепортаж