«У НАС С ДОЛЖНИКАМИ ОСОБО НЕ ЦЕРЕМОНЯТСЯ»

КРИСТИНА СУДНИЦИНА ПОМОГАЕТ ТЕМ, КТО ОСТАЛСЯ ОДИН НА ОДИН СО СВОИМИ КРЕДИТАМИ

00:00, 24 декабря 2010г, Общество 1863


«У НАС С ДОЛЖНИКАМИ ОСОБО НЕ ЦЕРЕМОНЯТСЯ» Фото №1

Нет хуже ситуации, когда не в силах погасить свой долг. А что делать, если у должника не один, а несколько кредитов, и все кредиторы одновременно требуют вернуть деньги? С такими историями не понаслышке знакома начальник юридического отдела Алтайского долгового консультационного кризисного центра Кристина Судницина.

«Бороться с телефонным рэкетом можно»

– Как вы относитесь к людям, которые, говоря простым языком, погрязли в долгах?

– Сначала они вызывали недоумение, почему оказались в такой ситуации, неужели не понимали, что делали? Теперь большинство вызывает сочувствие, ведь не по глупости и алчности они попали в трудное положение, просто что-то в жизни не так повернулось. В любом случае стараемся помочь, хотя, конечно, не всегда это получается. Но если раньше бытовало мнение, что банки всегда выигрывают, то сейчас уже можно утверждать: у заемщиков много возможностей отстоять свои права.

– С какими долговыми проблемами к вам чаще всего приходят?

– Массово обращаются люди с просрочками по ипотечным кредитам. Проще, наверное, по пальцам пересчитать тех, кто вовремя гасит ипотеку. Проблемы ведь возникают не только в связи с погашением самого кредита, но и с выплатой страховки, про которую люди часто забывают. А это является основанием для обращения на взыскание заложенного имущества.

Не переставая идут с банковскими кредитными картами. Люди, как правило, снимают с них деньги, а потом долго выплачивают эту сумму, которая нарастает как снежный ком. Им начинают поступать звонки из банка с угрозами, люди приходят к нам, плачут. Это серьезная проблема.

– Что, на ваш взгляд, вынуждает людей активировать эти кредитные карты?

– Убежденность в том, что банк предоставляет кредит на определенных условиях и не будет изменять процентные ставки, накручивать дополнительные комиссии, страховки и так далее. Увы, действительность с этой излишней доверчивостью граждан зачастую не в ладах.

– Вы сказали, что банки нередко оказывают давление на заемщиков. А насколько это законно?

– Когда звонят родственникам, друзьям, соседям, а иногда даже коллегам должника и называют его «мошенником» или «аферистом», то это уже переходит за грань закона. Но проблема в том, что, подписывая заявление на выдачу кредита или получение карты, где мелким шрифтом зачастую напечатано, что заемщик согласен на право кредитной организации распространять о нем какую-либо информацию, передавать персональные данные и т.д., клиент как бы разрешает банку подобное давление. Однако и в этой ситуации бороться с телефонным рэкетом можно и нужно.

В США, например, система кредитования пронизывает всё и вся, и, наверное, любое имущество американца взято в кредит. Но там сотрудникам агентств по возвратам кредитов запрещено использовать в своем лексиконе слова «долг» и «должник» – по их  меркам, это ущемляет достоинство граждан. У нас проще – с клиентами, имеющими просрочки, особо не церемонятся.

 

«Уголовное право – это фантастика»

– Сегодня спрос рождает предложение на ваши услуги или наоборот?

– Рынок кредитования потребителей сегодня заметно оживился. Поэтому и клиентов с просрочками меньше не становится. Это связано еще и с тем, что в крае пока, видимо, нет других фирм, которые оказывают реальную помощь должникам. Во всяком случае я о таких не слышала. Проблема выплаты кредитов, в том числе и ипотечных, очень специфична, поэтому не многие готовы ее решать, легче заниматься бизнесом с более гарантированными доходами.

– Вам приходится оказывать клиентам еще и психологическую помощь?

– Считается, что самые циничные профессии – это врачи и юристы. Но у меня пока опыт работы в сфере решения долговых проблем небольшой – всего полтора года, поэтому еще не научилась абстрагироваться. Практически каждый день приходят люди, у которых страх и ужас в глазах: они не знают, что делать. Женщины в большинстве случаев плачут, срываются. Мужчины держатся, но видно, что загнали переживания вглубь. Стараюсь успокоить, подсказать, как выйти из той или иной ситуации. Поэтому помимо юридического хочу получить второе высшее образование – психологическое.

– Откуда у вас эта страсть к юриспруденции?

– Вероятно, от отца. У него тоже юридическое образование, 25 лет работал в органах внутренних дел. Он часто мне говорил: «Кристина, ты себе даже не представляешь, насколько интересно римское право. А уголовное – это вообще фантастика». Хотя в детстве я мечтала стать врачом, но потом поняла, что боюсь вида крови, к тому же не очень люблю химию и биологию. Поэтому решила учиться на юриста.

– Помните свой первый день работы?

– Конечно, я пришла будучи студенткой четвертого курса юрфака АлтГУ и меня взяли на стажировку. В первый день дали задание – написать кассационную жалобу по ипотеке. Для меня тогда слово «ипотека» вообще ни о чем не говорило. Я открыла закон и, основываясь только на решении суда, нашла, за что можно зацепиться. И вы не поверите, с легкой руки новичка решение суда отменили. Это было летом 2009 года, когда судебные процессы по ипотеке еще не шли так массово.

– Какими наиболее громкими делами вы занимались?

– У меня в практике был случай, когда у женщины были два ипотечных кредита в разных банках. Она довольно успешно вела свой бизнес, но в 2009 году на неё было совершено разбойное нападение, нанесен тяжкий вред здоровью с восстановлением более года. Естественно, женщина потеряла источник дохода, у нее возникли большие просрочки. Банк решил наложить арест на имущество – квартиру, в которой она проживала. Это была одна из тяжелых ситуаций, которую переживали вместе с клиенткой. Она плакала, было ее очень жалко. По одному процессу удалось добиться для неё отсрочки взыскания имущества на год. За это время она может вновь встать в график платежей, и тогда ее не выселят на улицу.

– Не слишком это утомительно для молодой девушки?

– Мне нравится моя работа. Я считаю, что работа юристов в нашей организации – это такой опыт, который нигде больше не получишь. Когда юристы работают в банках, налоговых и других государственных структурах, то они занимаются более узкоспециальными вопросами. Это порой довольно монотонно и скучно. А мне нужно, чтобы в день было по три-четыре процесса, чтобы постоянно звонили телефоны и я не успевала даже присесть. Мои друзья, однокурсники, говорят, что за последний год я сильно изменилась, стала более общительной.

Справка «АП»
Кристина Судницина, 22 года, родилась в Барнауле. Окончила школу с серебряной медалью. Выпускница юрфака Алтайского госуниверситета, обладательница красного диплома. Не замужем. Хобби – фотографирование.

Новости партнеров
Фоторепортаж