«Наши кочегары получали меньше минималки»

Почему в Алтайском крае заметно подорожали коммунальные услуги

00:00, 26 января 2011г, Общество 3123


«Наши кочегары получали меньше минималки» Фото №1

Большинство жителей края еще ждут отрицательные эмоции. Но кое-кто уже получил квитанцию, в которой коммунальные за январь неприятно удивили. Общая сумма превышает ожидаемый рост в пятнадцать процентов. С чем это связано, мы попросили объяснить Сергея РОДТА, начальника управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

- Для разминки начнем разговор с газа. Ходили слухи, что цена на него будет изменяться дважды в течение года.

- Нет. Повышение на голубое топливо решено провести однократно с 1 января. До этого года были цены на пищеприготовление и на отопление. Теперь установлена единая усредненная цена, но по двум зонам. Первая из них - от входа магистрального газопровода в край в районе райцентра Тальменка до Барнаула и далее до райцентра Троицкое. Вторая включает в себя продолжение газопровода на Бийск и далее на Белокуриху и Горно-Алтайск с 87 км до границы Алтайского края.

В первой зоне стоимость тысячи кубометров природного газа составляет 3797,7 руб. Это на 13,5% выше прошлогодней цены на газ, используемый для отопления. А вот те, кто пользовался газом только для приготовления пищи, напротив, выиграют - для них цена даже снизилась на 0,35%. В Бийской зоне цена увеличилась на 11% - до 4831,5 руб. за тысячу кубов. Повышенное значение цен связано с тем, что Федеральной службой по тарифам (ФСТ) увеличены оптовая цена на газ для "Газпрома" и стоимость транспортировки газа до Алтайского края.

Несколько причин

- А насколько подорожала у наших «кочегаров» гигакалория?

- ФСТ установила Алтайскому краю предельный индекс роста тарифа на тепло по сравнению с 2010 годом в размере 17,2 %.
По муниципалитетам же существует разбег от 10% до 17 %. Причин тому несколько. Особенность нашего региона в том, что он обширный по площади, слабозаселенный, разветвленные теплосети и много предприятий. Есть теплоснабжающие организации, в которых по нескольку лет не меняли тариф. В других с целью выживания велась реорганизация: то перерегистрируют юридическое лицо, то раздробят предприятие...

Тарифы для них пришлось поднять выше средних темпов роста. Есть котельные, где тепло стало дешевле за счет объединения с другими котельными района в одну организацию.

Есть еще одна причина роста платежей. Существующие правила, когда приходится платить за свои коммунальные услуги и за соседа, который не имеет счетчика и потребил свыше отведенного ему норматива, приводят к несправедливости. Пересмотреть их непросто, потому что здесь много социальных аспектов, юридических неувязок.

- Но ведь, кажется, принято решение правительства о том, что граждане, не установившие счетчики до 2013 года, будут платить в четыре раза больше норматива?

- Ни одно министерство официально это не подтвердило. Летом мы на региональном уровне подняли нормативы потребления по коммунальной услуге "электроснабжение" для тех, кто не имеет приборов учета. Население Барнаула и края в целом должно, по идее, от этого роста ощутить эффект от обслуживания для общежитий, гостинок, малосемеек. Но не ощутило. Полная справедливость наступит, когда все обзаведутся счетчиками.

- Потребители коммунальных услуг не вполне понимают, почему ФСТ установила Алтайскому краю такой высокий предельный тариф на тепловую энергию? Мы в пятерке лидеров роста по стране. «Российская газета» объясняет такие цифры желанием регионов, в том числе и нашего, поправить дела в энергетике, реализовав инвестиционные проекты в рамках так называемого RAB-регулирования. А значит, необходимостью внесения в тарифы инвестиционной надбавки.

- Методика RAB-регу-лирования пока не утверждена правительством, и на 6 регионах хотели ее испытать. В том числе в Алтайском крае. Она предусматривает интересы стратегических инвесторов, собственников и гарантии для банков-кредиторов. По международным стандартам оценивается имущество энергетической компании, считается, что оно уже инвестировано в проект. В нашем случае это были магистральные тепловые сети Барнаула. Определяется эффективность инвестиционного проекта, который направлен на улучшение качества теплоснабжения за приемлемую цену.

Мы собирались войти в пилотный проект по RАB-регулированию, но в итоге отказались от этой, в общем-то, хорошей идеи, так как долгосрочная инвестиционная программа Барнаульского филиала «Кузбассэнерго» не уложилась в базовые параметры, предусмотренные Министерством энергетики и Минэкономразвития: 14-процентный рост для потребителей тепловой энергии города Барнаула.

Чем крупнее, тем дешевле

- Если инвестпрограмма сокращена, тогда почему такой рост?

- По Барнаулу он составил менее 14 %. По краю выше. Объясню, почему.

С одной стороны, мы руководствовались решением правительства не поднимать для граждан услуги ЖКХ выше 15 %
к тому, что было на конец 2010 года. И во всех муниципальных образованиях при тарифном регулировании этот параметр соблюден. С другой стороны, в коммунальных и тепловых тарифах нет инструментов развития. Они включают несколько примитивных блоков: затраты на топливо, зарплата с налогами, крохи на ремонты, проценты по банковским кредитам, амортизация или арендные
платежи.

С учетом того, что оборудование изношено, давно не переоценивалось, развиваться только за счет амортизационных отчислений не получается. Кроме того, у абсолютного большинства предприятий коммунального комплекса Алтайского края была мизерная зарплата. Кочегары получали меньше минималки. Это запрещено законом. Мы в разы отставали от отраслевого тарифного соглашения. В рамках трехсторонних переговоров между работодателями, профсоюзами и краевыми властями мы договорились о поэтапном повышении зарплаты, чтобы избежать резкого роста тарифов. Подняли ставку первого разряда в коммунальном комплексе до 2385 руб.

Если говорить о средней зарплате, то только у нескольких предприятий она выше 8 тысяч рублей, у основной массы – меньше.

На тариф повлиял и рост социальных налогов, которые решением федеральных властей для предприятий выросли с 26% (а для «упрощенцев» - с 14%) до 34 %.

- В то же время соседняя Новосибирская область чуть ли не меньше всех в стране индексировала тарифы на тепло. Чем это можно объяснить?

- У новосибирцев в основном крупные предприятия коммунального сектора, которые находятся в лучших экономических условиях. Чем крупнее предприятие, тем ему легче найти средства для развития. И наоборот. Допустим, отапливает котельная 10 домов. Ее доходов не хватает, чтобы покрыть свои расходы и еще выкроить какую-то сумму на приобретение современного экономичного котла, чтобы в дальнейшем снизить потери и тем самым поднять рентабельность.

Поднять доходы за счет увеличения тарифа не получается, так как он и так высокий. Но тариф не может быть низкий по умолчанию, поскольку мелкое предприятие несет почти такие же затраты на содержание помещения, оборудования, теплотрассы, управленцев, как и большое, отапливающее сотню домов. Но большое при расчете тарифа делит эти условно постоянные затраты на сто, а маленькое - на десять.

Поэтому мы и хотим во всех районах края создать единые многоотраслевые хозяйства. Предполагается, что они возьмут на себя весь комплекс коммунальных услуг. У крупного предприятия больше шансов выжить, распределив риски между различными бизнесами, реализовать инвестиционный проект, таким фирмам банки лучше дают кредиты. Укрупнение позволит нам на ближайшие 2-3 года избежать спекуляций на тему необоснованного роста тарифов.

Свет - по рыночным ценам

- Давайте теперь поговорим об электрической энергии. Для населения она выросла на 10 %. А насколько больше будут платить предприятия?

- Для юридического лица цена в фактуре складывается как набор ставок: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, услуги сетевых компаний по передаче энергии. (Уже в прошлом году каждый потребитель для одинаковых уровней напряжения оплачивал одну сумму, независимо, в каком районе или городе края он находился). Следующая составляющая – инфраструктурная. Это плата системному оператору и совету рынка (структура, которая следит за торгами на оптовом рынке). Самая же большая доля приходится на плату оптовому рынку. В 2010 году она была на 13% регулируемая, а на 87% – свободная. В этом году плата рынку полностью формируется на основе спроса и предложения. Остальные надбавки мы регулируем.

- Насколько они увеличились?

- По-разному. Например, услуги по передаче выросли на 22%. Сбытовая надбавка изменилась в зависимости от того, с какой сбытовой компанией работает потребитель. Цена оптового рынка сформируется от того, насколько сбытовики сумеют закупить дешево или дорого энергию.

Если предприятие, покупающее электроток, не устраивают расценки его сбытовой компании, оно может расторгнуть договор и перейти к другой. С нынешнего года это стало сделать проще.

- Чубайсовская реформа в электроэнергетике предусматривала в том числе отмену перекрестного субсидирования, когда на предприятия ложилась часть затрат населения. Эта идея воплощается в жизнь?

- Бизнес хоть и в меньшей степени, чем раньше, но еще будет платить за граждан ориентировочно до 2014 года. Затем предполагается установить социальную норму, сверх нее придется рассчитываться по рыночной цене.

- И много еще предприятий платят за население?

- Прилично.

- То есть потенциал роста тарифов для физических лиц в Алтайском крае есть?

- К сожалению, есть. Дело в том, что другой такой обширный и одновременно разрозненный и слабозаселенный регион в России трудно найти. Приходится содержать огромной протяженности сетевое хозяйство, тянуть провода, обслуживать трансформатор в деревушке, где живет десяток семей. Это ведет к большим удельным затратам на доставку электроэнергии.

- Но население в этом не виновато. Если государство заинтересовано, чтобы сохранить небольшие населенные пункты, а не собрать всех в мегаполисы, оно должно компенсировать затраты.

- Поэтому перекрестное субсидирование пока присутствует, но в масштабах региона. А вот межрегиональное субсидирование отменено. Каждая область и край платят за себя. Почему в Иркутской области тарифы существенно меньше? Да потому что там население проживает компактно и доставка дешевой энергии от расположенной в области ГЭС обходится относительно недорого.

Мы писали несколько писем в Минэнерго с просьбой каким-то образом выравнять тарифы в масштабах Сибирского федерального округа, но перспективы, что нас услышат, небольшие. Наши соседи вряд ли по доброй воле согласятся платить за нас и Республику Алтай, где ситуация в этом смысле еще хуже. Выход здесь видится в адресной социальной помощи.

Не путайте два понятия

- И все-таки, как сказал президент Дмитрий Медведев, граждане за коммуналку не должны платить больше 15%, чем в декабре?

- Следует различать два понятия: плата граждан за коммунальные услуги и плата граждан за жилые помещения. 13 августа прошлого года вступил в действие федеральный закон № 237, который отменил государственное регулирование роста платы граждан за жилое помещение. В коммунальные услуги граждан входят электроэнергия, газ, вода холодная, горячая, водоотведение, отопление.

Именно этот перечень услуг имел в виду президент, когда говорил, что их суммарный рост не должен превышать 15 %.

Содержание лифтов, общих территорий, ремонт и содержание жилья, вывоз мусора по Жилищному кодексу относятся к жилищным услугам. Их стоимость определяется рыночным путем. Власть лишь может давать рекомендации об уровне тарифов предприятиям, оказывающим услуги. Например, барнаульская мэрия требует от поставщиков жилищных услуг калькуляции затрат и выдает рекомендации об уровне тарифов.

Теоретически управляющая компания, ТСЖ должны провести конкурентный отбор заявок от желающих обслуживать жилищный фонд. Выигрывают те, кто предложит более дешевую и качественную услугу.

У нас очень мало управляющих компаний, которые берут 7 рублей с квадратного метра и делают много, а есть, которые берут десять и не делают ничего. Казалось бы, заменить ее, и все дела. Но оказывается, чтобы принять решение, они не могут собрать нужное количество голосов. «У нас гигантский дом», - говорят. Вот это самая острая проблема в коммуналке.

- А что если здесь власть употребить?

- Либеральные рычаги, заложенные в закон, не позволяют власти напрямую вмешиваться. Эти функции теперь возложены на общественные, саморегулируемые организации. Все должны понимать, что сегодня никто не наведет порядок в их доме, пока они сами не объединятся и не возьмутся за дело.

- Но как быть тем гражданам, у кого после уплаты за коммунальные услуги не остается денег на хлеб?

- Если коммунальные затраты превышают 22 % совокупных доходов семьи, проживающей на данной жилплощади, то она имеет право на субсидии. Эта работа налажена. Она синхронизирована с управлением по ЖКХ, с Главсоцзащитой.

У нас есть села, где тарифы неподъемные, потому что, как я уже объяснял, централизованно отапливается несколько домов. Мы считаем, что в таких случаях на рост тарифов могут повлиять и местные депутаты, выделив средства из районного бюджета. Речь идет о нескольких сотнях тысяч рублей. Не более.

- Откуда их взять, если районные бюджеты и так дефицитные?

- Одна из задач местных властей - достижение энергоэффективности. Поэтому, например, можно сэкономить на платежах, поставив прибор учета в каком-нибудь муниципальном помещении.

Прогноз

- Какими темпами, по-вашему, коммуналка продолжит рост в 2012-2013 годах?

- Со следующего года электрические сети будут регулироваться долгосрочными методами, то есть тарифы определятся не менее чем на три года.

Думаю, темпы роста будут ниже на один-полтора процентных пункта, чем в этом году, но более точные цифры можно назвать в марте, когда Мин-экономразвития подкорректирует индексы среднесрочного плана.

Вся логика регулирования состоит в том, чтобы каждый отдельный тариф для каждого отдельного предприятия на основе его производственной программы считать экономически обоснованным методом. Поэтому мы и настаиваем на укрупнении предприятий коммунального сектора.

Справка «АП»

Какие виды тарифов регулирует управление

Являясь единым тарифным органом на территории края, управление регулирует конечную цену на газ для населения, в части электроэнергии конечные тарифы для населения, услуги по ее передаче по территории края, так называемые котловые тарифы, и индивидуальные тарифы на передачу энергии между сетевыми организациями.

Также регулируются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (ОАО «Алтайэнергосбыт», ОАО «Барнаульская горэлектросеть», ОАО «Алтайкрайэнерго» и ООО «Заринская горэлектросеть»). Кроме этого, есть независимые электросбытовые компании. Это посредники между оптовым рынком и конкретными предприятиями. Со своими потребителями они договариваются самостоятельно, но населению не могут продать энергию дороже конечной цены, установленной краевым регулирующим органом.

Управление регулирует тарифы всех теплоснабжающих предприятий, производящих и реализующих теплоэнергию потребителям.

13 августа принят федеральный закон №237-ФЗ, согласно которому с муниципального на региональный уровень переданы полномочия по регулированию тарифов на коммунальные услуги: водоснабжение, водоотведение, захоронение твердых бытовых отходов, горячая вода.

Фоторепортаж