Екатерининские сибиряки

Село Екатерининское, пожалуй, одно из самых красивых не только в Третьяковском районе

00:00, 11 февраля 2011г, Общество 3579


Екатерининские сибиряки Фото №1

Оно вольно раскинулось на границе степи и первых отрогов Рудного Алтая. Ширине улиц и их благоустройству могут позавидовать городские проспекты. Застроено село в основном коттеджами, которые соперничают друг с другом оригинальностью проекта и умением так разместить хозяйственные постройки, чтобы они не разрушали, а достойно дополняли архитектурный ансамбль усадьбы.

- Вольготно живут екатерининские сибиряки, - рассказывал мне перед командировкой сосед, помогая расчищать выезд от гаража на дорогу. – Там по зиме за улицами следят и солярки не жалеют, - ворчал он. – А видел бы ты Екатериновку по лету, особенно в осеннюю пору – вся полыхает цветниками. Богатеи там живут, по две машины на двор держат.

От такой восторженной информации, замешанной на тихой зависти соседа, мое желание узнать как можно больше только укрепилось: а кто же они такие, «екатерининские сибиряки»?

 

По царёву указу и с именем царицы

Первое упоминание о «екатерининской деревне» согласно районной летописи относится к 1782 году, когда в России проводилась четвертая по счету ревизия, то есть перепись населения.

Вот что записано в ревизской сказке: «Староста Пимен Назаров по силе её императорского величества и в народ опубликованного манифеста даю сию сказку о том, что помянутая екатерининская деревня вновь заведена после бывшей в 1763 году ревизией, заселена в 1766 году, вывезенными из Польши беглороссийскими, оставшимися от выбора для формирования вновь в Сибири пехотного Томского и Селенгинского полков, не способными к службе за старость и болезнями людьми».

Эту ревизскую сказку существенно дополняет и уточняет в своих записках учёный муж государства Российского и путешественник Паллас: «Екатерининская деревня заведена после бывшей в 1763 году ревизии, заселена в 1766 году такими же людьми, что и Староалейское. А также… прибыли после ревизии в разные времена как сдаваемые в зачет рекрутов на поселение, так и освобожденные от тюремных острогов, наказанные кнутами, каторжные колодники и определенные за преступления…»

И дальше уточнялось, что появилось село не на голом месте. Прежде здесь было военное казачье поселение, охранявшее в Сибири южные рубежи Российской империи. И, наконец, немало было арестантов, которым острог заменяли ссылкой, а также беглых крепостных. А названо село, надо полагать, в честь царицы Екатерины II.

Так на юге Алтая получили прописку переселенцы из многих европейских губерний России, которые со временем и стали называться екатерининскими сибиряками. А в 20 веке с образованием на территории местного сельсовета колхоза «Сибирь» это прозвание и вовсе вошло в обиход.

 

Трудолюбивым – застой не помеха

С колхозом «Сибирь» связана особая золотая страница в биографии села. И его расцвет, который, кстати, пришелся на так называемые застойные годы в истории страны.

Но природному трудолюбию местных земледельцев застой не стал помехой. И подтверждение тому - слова председателя «Сибири» с 30-летним стажем Анатолия Курьянова, сказанные им на общем собрании в феврале 1994 года: «Я благодарю судьбу, что мне довелось работать в застойные времена, за которые колхоз из самого отсталого хозяйства Третьяковского района превратился в один из лучших.

Вот они, показатели «застоя»: производство молока увеличили в два раза, мяса – в 2,5, шерсти – в 3 раза. И это притом, что в 1975 году нас постигло несчастье и мы весь крупнорогатый скот ликвидировали.

Построены около 200 квартир, отличный Дом культуры, школа и детский сад. Возведены складские помещения, животноводческие фермы, гаражи и мастерские, село Екатерининское превратилось в одно из самых благоустроенных в крае».

Таким оно остается и по сей день. Вот уже несколько лет Анатолий Филиппович на заслуженном отдыхе, а хозяйством руководит его преемник - Александр Вяткин.

 

Привычное дело

Ушли в былое годы застоя, ставшие для екатерининских сибиряков временем расцвета, за чертой века остались перестройка и лихие 90-е, которые подкосили соседние хозяйства, доведя их до разорения… «Сибирь» же выстояла, более того, даже приободрилась в делах.

Едем с Вяткиным в Новокамышенку, где на ферме № 5 работают первые доярки-пятитысячницы. По дороге и решаю задать председателю вопрос, ответ на который ищу давно: «Что же помогло сибирякам сохранить былую колхозную славу да и само хозяйство?»

С ответом Александр Иванович опять же не торопится, знать, и для него он не прост. А когда наконец-то решается, то начинает издалека.

- А вот скажите, что для вас значит – работать со старанием. Правильно – хорошо и увлеченно. Так вот у нас в «Сибири» это вошло в силу привычки. Стараются люди крепче жить, детей учить. А для этого и в хозяйстве, и на своем подворье работают с одинаковым трудолюбием. Это для них привычное крестьянское дело.

Уже на подъезде к камышенской ферме я получил еще одно веское подтверждение словам Вяткина.

- Сейчас познакомлю вас с человеком редкого трудолюбия, - завидев идущий навстречу мощный «Кировец», председатель останавливает машину. А вскоре и трактор замирает в пяти метрах от нас.

- Знакомьтесь, Анатолий Артамонович Петров. Ему - 71, а он тракторист от Бога и по сей день молодым фору дает. Нынче зяби вспахал больше всех в районе. На этом «Кировце» он 30 лет работает. И пашет, и корма подвозит. А в перерыве и лес из тайги мигом выдернет. На работу в шесть утра приходит.

- А не рановато ли? - сомневаюсь я.

- Самый раз, - улыбается Петров. – Для нас, селян, это привычное дело. Да и старики еще говаривали: «Кто рано встает, тому Бог дает».

Вот такой достойный ответ на свой вопрос получил я сразу и от руководителя, и от старого тракториста. Вяткин к тому же позже добавил еще несколько веских аргументов.

- Люди хорошо понимают, в какое жестокое время мы живем, - продолжил он со свойственной ему прямотой. – И верят, что колхозом они – сила. А также научены теперь, что надеяться им надо только на коллективный труд: что произведем, тем и жить будем.

А живет по нынешним временам «Сибирь» очень даже неплохо. Многие соседи давно отказались от социалки, а тут ее активно поддерживают, в колхозе работает единственный на весь район комбинат бытового обслуживания, клуб славится своей самодеятельностью на весь край, улицы освещены за счет колхозного бюджета, а дороги всегда чисты и проезжи – только в прошлую зиму на их чистку из кассы было потрачено 700 тысяч рублей.

Работая в колхозе, ты всегда можешь надеяться, что домашний скот в зиму будет с кормами, вовремя подвезут и дрова, и уголь.

Колхоз старается для людей, а те в свою очередь помогают сохранить ему былую славу передового хозяйства. Вот и нынче «Сибирь» возглавляет трудовое соревнование. А в абсолютных лидерах - ферма № 5, которой руководит уже не одно десятилетие Владимир Пастухов.

- Казалось, давно ли наша Волженина первой надоила пять тысяч, а нынче таких рекордсменок в районе уже семь. Будет и больше, – уверен Владимир Георгиевич. – Надои возрастут. От наших симменталок можно получать и шесть, и семь тысяч.

- А что, Пастухов прав, - в поддержку словам бригадира я услышал уже на обратном пути. - И шесть, и семь сможем. С такими-то людьми…

Валерий СЛОБОДЧИКОВ
Третьяковский район.

Фоторепортаж