Чужого горя не бывает

00:00, 10 марта 2011г, Общество 1675


Чужого горя не бывает Фото №1

«Край остается достаточно спокойным регионом, однако считать вероятность проведения террористических актов на Алтае было бы по меньшей мере недальновидно». Так говорит руководитель аппарата регионального оперативного штаба Эдуард Недорезов.

Предупрежден - значит, вооружен

- Эдуард Александрович, мы находимся далеко от «горячих точек» и тем не менее регулярно сообщается о проведении в городах и районах края различных мероприятий, учений…

- Решения, принятые в 2006 году, позволили создать совершенно новую систему противодействия терроризму. Помимо правоохранительных органов и ФСБ, ведущих поиск и разработку лиц, причастных к террористической деятельности, в нее вошли антитеррористическая комиссия и оперативный штаб. Основной задачей АТК является профилактика и устранение предпосылок к совершению терактов. Для этого проводится постоянная работа с участием органов местного самоуправления, предприятий и учреждений.

В случае возникновения непосредственной угрозы совершения теракта к работе приступает ОШ. В его задачу входит комплексное применение сил и средств всех ведомств и организаций, задействованных при проведении контртеррористической операции. Таковых более десяти, а численность группировки – свыше двенадцати тысяч человек. Задача оперштаба – сделать так, чтобы все структуры, как детали одного механизма, оперативно и четко работали по единому замыслу. Для этого нужны тренировки, ведь в сложной ситуации речь идет о жизни людей.

За пять лет оперативным штабом в крае проведено 18 антитеррористических учений и тренировок, удалось значительно повысить уровень межведомственного взаимодействия.

- Помогают ли учения выявить уязвимые места?

- На них порой моделируются настолько сложные ситуации, что даже опытные специалисты испытывают трудности. Но начинается мозговой штурм, и… выход находится. Все прекрасно понимают, что не в игры играют - на карту поставлены жизни людей. Все службы должны действовать согласованно, профессионально. С «террористами» работают переговорщики, МЧС эвакуирует людей, сотрудники органов внутренних дел оцепляют опасный район, оперативные подразделения выявляют пособников, боевая группа планирует действия при худших сценариях развития событий и так далее. Работа может одновременно идти по нескольким десяткам направлений. Естественно, слаженности добиться непросто. Задача членов ОШ - максимально быстро оценить изменения оперативной обстановки и принять нужные решения.

Чтобы совершенствовать систему, учения каждый раз проводятся по новому сценарию. В крае они проходили в местах массового пребывания людей (стадион «Динамо»), на промышленных предприятиях (ТЭЦ-1), объектах транспорта (в аэропорту, на железнодорожном вокзале, в речном порту), в органах государственной власти. Всего в крае определено более 100 объектов, для которых вырабатываются дополнительные меры антитеррористической защищенности. Это объекты стратегические, пожаро- и взрывоопасные, на них хранятся взрывчатые вещества, ядохимикаты и т.д. В ходе учений оцениваются действия их охранных служб, сотрудников и, естественно, правоохранительных органов. Ошибки разбираются со всеми участниками тренировок, вырабатывается комплекс мер, направленных на устранение недочетов.

- Как показывает опыт, особого внимания требуют транспорт и его инфраструктура…

- Я бы не стал выделять что-то особняком. Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, чтобы громко о себе заявить. Ставка делается на то, чтобы пострадало как можно больше людей. И необязательно они будут повторять взрывы в аэропортах или на вокзалах. Есть другие многолюдные места. В транспортной инфраструктуре, конечно, существуют недостатки, но они выявляются в ходе плановых проверок.

Реакция есть

- Насколько затратна работа антитеррористических структур? Ведь речь идет о тысячах людей. Не проще ли направить деньги на социальные программы, чтобы лишить террористов возможности пополнять свои ряды из необеспеченных слоев населения?

- Расследования громких терактов последних лет показали, что терроризм в России год от года становится все более не средством борьбы, а бизнесом на крови. Поэтому пока в мире есть люди, готовые платить деньги за смерть и горе наших сограждан, надо быть готовыми к четкой реакции на любые террористические проявления.

Средства же, расходуемые на деятельность АТК и ОШ, минимальны. Ведь оба органа имеют лишь несколько постоянных штатных сотрудников. Все привлекаемые к их работе участники изо дня в день выполняют свои должностные обязанности по месту работы: врачи лечат больных, пожарные тушат пожары, сотрудники оперштаба планируют и проводят учения, добиваются устранения недостатков и так далее. У них, как и у всех сотрудников правоохранительных органов, ненормированный рабочий день. А большинство учений проводится без развертывания основных сил и средств на местности.

- Как реагируют на учения обычные люди? Ведь они испытывают неудобства…

- Полностью избежать этого невозможно, но при планировании мероприятий мы стараемся свести их к минимуму. Но по-другому нельзя. Люди реагируют по-разному, но в большинстве относятся с пониманием, ведь все видели по ТВ последствия страшных терактов. В последнее время на те же бесхозные свертки, пакеты и сумки, как правило, реагируют, сообщая в правоохранительные органы. Надо отметить, что АТК ведет масштабную разъяснительную работу среди населения: как себя вести при обнаружении подозрительных вещей, что делать, если, не дай бог, окажешься в заложниках. Грамотность медленно, но верно растет, особенно среди молодежи. Школьники, в частности, знают, как действовать в случае эвакуации, на какое расстояние отойти от опасного места и т.д. Они прекрасно понимают, для чего этого делается.

- О разумной бдительности. В нашу редакцию обратились родители, дети которых учатся в барнаульской школе-гимназии «Сигма». Несколько дней они не могли попасть в здание школы, чтобы встретиться с учителями. Им говорили, что в школе проходят антитеррористические учения. На входе взрослых не пропускали люди в камуфляжной форме, объясняя, что руководствуются вопросами безопасности…

- Это явный перегиб. Антитеррористическая работа должна проводиться в разумных пределах, чтобы не создавать дополнительные сложности для нормальной жизнедеятельности. Плохи беспечность и равнодушие, но и нагнетание тревожности, ожидание теракта тоже не будут способствовать нормальной обстановке в обществе.

Надо реально смотреть на вещи. Ни один регион не может со стопроцентной уверенностью исключить террористическую опасность. Последние факты показывают, что география экстремистских вылазок расширяется. Из Северного Кавказа терроризм шагает в регионы, в которых раньше было тихо и спокойно. Алтайский край исторически находится на главных путях сообщения с Центральной Азией, где о терроризме, увы, известно не понаслышке.

В прошлом году нам удалось предотвратить незаконный сбыт жителем Змеиногорска более двух килограммов промышленного аммонита, пресечь создание в одном из исправительных учреждений края экстремистской ячейки международной террористической организации «Хизб-ут-Тахрир». Ранее в Кулундинском районе офицерами антитеррористического спецподразделения УФСБ был задержан участник незаконных вооруженных формирований Адам Муталиев. Этот террорист был причастен к нападению 22 июня 2004 года на Назрань и совершению еще двух преступлений в составе банды: в обстреле вертолета и нападению в июле 2002 года на станицу Асиновскую. В обоих случаях тогда погибли люди.

Все это тревожные сигналы, на которые нужно отвечать. Уже в 2007 году представители НАК и специальных учебных заведений, побывав на наших учениях, по достоинству оценили степень готовности Алтайского края на случай возможных проявлений и угроз терроризма. С тех пор сделано немало. Практически все командиры побывали в «горячих точках» и приняли участие в организации и проведении антитеррористических мероприятий. Будем держать планку.

Справка «АП»
Пять лет назад президент РФ подписал указ «О мерах по противодействию терроризму». 10 марта 2006 года в России был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК), что позволило сформировать единую общегосударственную систему. Ее элементами в Алтайском крае являются антитеррористическая комиссия (АТК) под руководством губернатора края Александра Карлина и оперативный штаб (ОШ), возглавляемый начальником УФСБ генерал-майором Виталием Трушевым.

Фоторепортаж