Через годы и невзгоды

00:00, 21 апреля 2011г, Общество 1245


Через годы и невзгоды Фото №1

Скоро мы встретим 66-летие Великой Победы. Но не заканчиваются наши повествования о том, что довелось пережить людям старшего поколения, которых обожгла своим огнем та страшная война. 

Военное детство

Осенний ветер бьет дождинками в детское лицо, но едва одетая шестилетняя девчушка бежит по грязной деревенской дороге, будто не замечая его. Маленькими ручонками она прижимает к себе, укрывая от дождя, жестяную баночку, в которой еще теплится древесный уголек.

«Успеть, успеть...» - как молоточком стучит в голове.

Почти семьдесят лет прошло с того времени. Но Фрида Густавна Гуськова помнит все, что довелось ей пережить в те далекие военные годы, так ясно, будто это было вчера.

Спичек не было. Тетя Лида, бывало, выйдет на улицу, посмотрит, в каком доме из трубы дым пошел, и посылает меня за угольком, чтобы печь затопить. Не успею донести – тумаков получу. Вот и бегу сломя голову, – рассказывает наша героиня. – Досталось нам, детям переселенцев, оставшимся без родителей в чужом краю.

В Сибирь ее родители попали вместе с другими немцами, переселенными в августе 1941 года из Поволжья. Местом жительства семьи Эмили и Густава Гертер и их пятилетней дочки Фриды стала деревня Велижановка Панкрушихинского района. Но недолго им всем вместе довелось там пожить.

– Спустя неделю после того, как здесь оказались, мы с родителями ехали на подводе с бригады, где они работали, и тут к нам подлетели на лошадях какие-то люди. Они остановили повозку, сбросили меня наземь, а родителей увезли куда-то. Потом из разговоров взрослых я узнала, что их забрали в какую-то трудармию. Мы даже не успели попрощаться. Мама плакала, сидя в телеге, а я, уревываясь, бежала следом, пока не выбилась из сил, – вспоминает Фрида Густавна.

Приютила девочку жительница деревни, у которой было своих двое сыновей-погодков: одному – два года, другому – три. Пятилетняя Фрида стала для них нянькой.

В шесть лет она еще и пасла коров. Грела босые ножки в коровьих “лепешках”. Женщины, которые приходили в полдень доить своих буренок, приносили ей кто кусочек хлеба, кто картошку.

– Правду в народе говорят: что нас не убивает – то закаляет. Так оно и есть, – заключает моя собеседница.

Детский дом

Дети в сложных жизненных ситуациях взрослеют быстрее. Вот и Фрида уже понимала, что выбраться из этой ситуации ей поможет детский дом, о котором она прослышала от других ребят.

– Я стала проситься, чтобы меня отправили в детдом. Поначалу тетя Лида не хотела, но, видя мою настойчивость, враз сгребла, замотала меня в какое-то тряпье и отвезла в Велижановский детский дом. Потом я оказалась в каменском...

В приюте для сирот тоже был не мед: и голодно, и холодно. Но все равно Фриде здесь было лучше. Угнетало только то, что некоторые ребятишки называли ее фашисткой, немчурой. Но она быстро освоила русский язык, нашла подружек. Активная, трудолюбивая, дисциплинированная девочка пришлась по нраву воспитателям, нянечкам. Время шло, ей исполнилось шестнадцать, и девушка оказалась на пороге взрослой жизни.

Отличалась трудолюбием

Волею судьбы Фрида попала в колхоз имени Чапаева Каменского района, который в ту пору возглавлял Сергей Фомич Горбачев. Он и принял на работу девушку, у которой за плечами было всего четыре класса, жизненная закалка, а главное – большое желание трудиться.

Вот Фрида на фотографии – в рабочем комбинезоне, маленькая, хрупкая, вместе с другими девчатами у гусеничного трактора. Как она справлялась с этой железной махиной, трудно представить. Но, видно, неплохо, потому что в документе, выданном по окончании СПТУ-19 и свидетельствующем о присвоении ей специальности тракториста, в графе “производственная практика” стоит “отлично”.

Недавно, листая подшивки каменской районной газеты прошлых лет, наткнулась на фото в номере за 2 февраля 1976 года. Председатель райкома профсоюза работников сельского хозяйства А.Шкуркин вручает переходящий кубок “Лучшая доярка” победителю трудового соревнования Фриде Гуськовой, доярке Чапаевского отделения совхоза “Октябрь”. За свой ударный труд впоследствии она будет удостоена высокой награды – ордена “Знак Почета”, поощрена поездкой в Москву на ВДНХ.

Сорок лет Фрида Густавна проработала в совхозе “Октябрь”. Была трактористкой, дояркой, последние одиннадцать лет до пенсии – осеменатором. Но кем бы ни работала, на каком бы производственном участке ни трудилась, выполняла свои обязанности с душой и большой ответственностью. Потому и уважением пользовалась, и наград у нее не счесть.

Не хлебом единым

Фрида с детских лет была очень активной, озорной, любила петь и веселиться. В совхозе постоянно участвовала в художественной самодеятельности. Об этом свидетельствуют многочисленные почетные грамоты, которыми ее награждали.

И сегодня Гуськова в гуще городского ветеранского движения Камня-на-Оби. Несмотря на свои 75 лет, она легка на подъем, участвует во всех мероприятиях, проводимых городским клубом “Ветеран”, поет в хоре “Горячие сердца”. Слова известной песни как нельзя кстати подходят к ней: “...Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути”. У нее на все хватает сил и времени: на домашние и на общественные дела, на творчество и на своих любимых внуков и правнуков. Не растеряла она человечности, жизнелюбия, пронеся их сквозь годы и невзгоды. 

Любовь СИДОРЧЕНКО.

Фоторепортаж