Налет на Формозу

Наш земляк – летчик Федор Полынин, которого в Китае называли генерал Фынь По, командовал легендарной военной операцией

00:00, 22 апреля 2011г, Общество 4854


Налет на Формозу Фото №1

О разгроме американцев в бухте Пёрл-Харбор написаны книги и сняты фильмы. Между тем японцы просто хорошо выучили преподанный им урок: внезапный налет на базу флота США во многом копировал разгром японской базы ВВС на острове Формоза (Тайвань) 23 февраля 1938 года, когда бомбардировщики Китайской народно-освободительной армии сожгли десятки самолетов, уничтожили трехгодичный запас авиатоплива. Дата атаки была выбрана неспроста: все летчики на 28 бомбардировщиках были советскими добровольцами, а командовавший группой генерал Фынь По на самом деле был советский капитан Федор Полынин, наш земляк.  

Подвиг их неизвестен

Не все на планете Земля считают, что Вторая мировая началась 1 сентября 1939 года. В Китае - а это полтора миллиарда человек - многие убеждены, что «Мировая антифашистская война» (так называют войну в КНР) началась 7 июля 1937 года, когда рота японцев напала на китайских солдат неподалеку от Пекина. Для китайцев словосочетание «инцидент у моста Лугоуцяо» звучит так же, как для нас строчка «22 июня, ровно в четыре часа...»

Японцы «осваивали» Китай с 1931 года и даже создали на его территории марионеточное государство Маньжоу-Го. Укрепление Японии на континенте не устраивало СССР, и Москва в этом конфликте поддержала Китайскую республику с Чан Кайши во главе. В 1937 году пришла пора от слов перейти к делам.

В первых боях с японцами китайцы потеряли почти всю авиацию, артиллерию и танки. СССР начал поставки военной техники в Китай еще до подписания всех необходимых документов. По оценкам экономистов, в 1938-1939 годах займы СССР Китаю составили 250 миллионов долларов США. (Весь остальной мир наблюдал за их борьбой с Японией в общем-то безучастно: Британия выделила китайцам 3 млн. фунтов стерлингов, а займы Соединенных Штатов китайцам составили всего $25 млн., тогда как своему будущему врагу Японии США в те же годы выдали кредитов на $125 млн.).

В ноябре 1937 года в Китай была направлена группа бомбардировщиков СБ-2 (скоростной бомбардировщик) под командованием капитана Федора Полынина. В ее состав входили 31 пилот и 31 штурман, а также соответствующий инженерно-технический персонал (всего около 150 человек).

Полынин уже служил в Китае - в 1933 году доставил сюда советские самолеты Р-5 и По-2 и потом учил китайцев летать на них. Но с началом войны, в которой СССР не мог обнаруживать своего прямого участия, капитана переименовали в генерала Фынь По, а на наших самолетах СБ-2 нарисовали 12-конечные белые на синем фоне звезды Гоминьдана.

На пределе возможностей

В начале 1938 года благодаря действиям советских добровольцев ситуация в небе над Китаем изменилась: потери японской авиации были настолько велики, что Япония начала новые закупки техники в европейских странах. Из-за налетов китайской авиации на Шанхай японцы свозили новые самолеты на тайваньский остров Формоза, где была главная база ВВС Японии.

В своей книге «Боевые маршруты» Федор Полынин, уже генерал-полковник, вспоминал: «Китайскому командованию стало известно, что на Формозу прибыл очередной караван с авиационной техникой. Самолеты в разобранном виде, упакованные в контейнеры, доставлены на аэродром. Там же, на стоянках, находится немало машин, уже собранных и подготовленных к перелету в Шанхай. Завезены большие запасы горючего. Мы стали готовить воздушный налет по этому объекту»...

Операция была засекречена накрепко. Один из ее участников, летчик Яков Прокофьев, потом вспоминал: «22 февраля 1938 года, под вечер, в канун 20-й годовщины Красной армии, всю нашу группу перевели на аэродром Наньчана, где базировались остальные советские летчики-добровольцы. Думаем: «Не иначе как китайское командование и наше руководство хотят в честь праздника грандиозный банкет закатить!» Поздно вечером командир группы Федор Полынин строго секретно, только лётному составу, поставил боевую задачу: мы должны вылететь на рассвете и нанести бомбовый удар по японской авиационной базе у г. Тайбэя на о-ве Тайвань. Вначале нам даже показалось, что командир ошибся - до Тайваня и обратно путь неблизкий, а по маршруту - сплошные горы и широкий пролив»...

Обычно на цель сухопутная авиация шла вдоль берега, чтобы было где сесть в случае поломки, которые тогда были не редкость. Однако от Ханькоу до Тайваня больше тысячи километров, что для СБ-2 и так предел дальности. Решили лететь по прямой, над проливом, да еще и на высоте 4-5 километров - в разреженном воздухе расход топлива меньше. Кислородных масок у экипажей не было, поэтому оставалось надеяться лишь на богатырское здоровье летчиков.

Получайте, самураи

23 февраля 1938 года. Начало светать. Вдруг раздался сигнал тревоги - к аэродрому летели японцы! «Мне редко изменяло хладнокровие, а тут, откровенно говоря, по телу пробежали мурашки, - вспоминал Полынин. - Самолеты до предела заправлены горючим, и бомбы уже подвешены. Взлететь не успеем, на рассредоточение самолетов тоже времени нет. Вот подловили, гады».

И еще одна мысль была у всех - неужели японцы как-то прознали о налете на Формозу?! Но японцы вдруг повернули влево и скоро пропали на горизонте.

Сразу после этого экипажи построились, и полковник Рычагов, руководитель советских летчиков-добровольцев, сказал несколько напутственных слов. «В заключение он напомнил, что сегодня 23 февраля, и призвал достойно отметить праздник нашей доблестной Красной армии!» – пишет в мемуарах Полынин.

Японцы, как позже и американцы на Пёрл-Харборе, не ждали гостей - по их мнению, база на острове Формоза была недостижима для авиации. Даже возле зениток не было никого.

«На аэродроме шла спокойная работа. Самолеты стояли четкой линией в два ряда. У ангаров большие контейнеры, около них самолеты без крыльев. За ангарами белые бензобаки, складские помещения и ряды других зданий» - такой увидел Формозу за считанные секунды до начала бомбардировки один из советских пилотов.

То, что началось потом, можно попробовать вообразить по американскому фильму «Пёрл-Харбор»: наши СБ-2 один за другим начали сбрасывать бомбы. На аэродроме мгновенно началась паника - никто не успел взлететь, даже зенитки не начали стрелять. К тому же начали рваться цистерны с горючим. В общем, для японцев это был кромешный ад...

Подарки от «далай-дамы»

Обратно, до базы в Ханькоу, добрались уже к вечеру. Операция заняла семь часов. На базу вернулись все.

Узнавшие о бомбежке Тайваня китайцы устроили народные гулянья. У японцев настроения были совсем другие: начальник военно-воздушной базы был отправлен под суд, губернатор острова смещен, а комендант аэродрома сделал себе харакири. В Токио – паника: там решили, что у Чан Кайши появилась морская авиация, что могло в корне изменить войну. На бирже упали в цене японские акции.

А китайцы устроили в честь советских летчиков прием (чифан), на который приехала жена Чан Кайши Сун Мей-лин, являвшаяся де-факто министром китайской авиации. Наши добровольцы за широту полномочий звали ее «далай-дама».

«Меня, как руководителя группы, Сун Мей-лин посадила рядом, - вспоминал Полынин. - Первый тост она провозгласила за советских авиаторов-добровольцев, за успешный налет наших бомбардировщиков на крупнейшую военно-воздушную базу противника. В разгар чифана официанты, одетые в черные фраки, принесли огромный торт. На нем цветным кремом было написано по-русски: «В честь РККА. Летчикам-добровольцам».

От Советского правительства Полынин получил награды посущественнее: прямо из капитанов «прыгнул» в полковники, а по возвращении в СССР получил звание Героя Советского Союза.

А японцам потом снова и снова приходилось привыкать к тому, что для авиации нет расстояний. 1 марта наши летчики потопили на реке Янцзы авианосец водоизмещением 10 тысяч тонн - это единственный случай в истории советской авиации. А в ночь на 20 мая 1938 года обученные советскими инструкторами летчики-китайцы пролетели над японскими островами и сбросили миллион листовок.

В память о героических делах советских летчиков в городе Ухань был сооружен обелиск. Портрет генерала Фынь По и его товарищей и сегодня есть в китайских учебниках истории. В городе Ханькоу, где базировались советские бомбардировщики, сохранен Музей авиации, главные экспонаты которого рассказывают об атаке на остров Формозу. Китайцы этого подвига не забыли. А в СССР про него в общем-то и не знали. Только в 60-7-е годы прошлого века советские газеты опубликовали эту историю - чтобы напомнить маодзэдуновскому Китаю, кому он обязан своей независимостью. Потом, за политической ненадобностью, историю вновь отправили в архив.

Сломать «Аэрокобру»: долго ли умеючи?

В 1944 году генерал-лейтенант авиации Федор Полынин был назначен командующим ВВС Войска польского. Поляки перекрестили его в Теодора. Полынин летал тогда на американской «Аэрокобре» (на таком же истребителе, как и знаменитый ас Покрышкин). У «Аэрокобры» были свои недостатки: слабое вооружение (наши устанавливали на американские самолеты свои пушки) и хрупкое хвостовое оперение, которое начинающие авиаторы ухитрялись разломать за минуты. Когда американцам сообщили о проблемах с хвостовым оперением, они не поверили. Полынин пишет: «Тогда командировали в США летчика-испытателя НИИ ВВС инженера Кочеткова. В присутствии хозяев фирмы и специалистов Кочетков в воздухе за три минуты начисто сломал «Аэрокобру» и выбросился с парашютом. Американцы согласились, что доработки нужны».

P.S.

У Константина Симонова есть рассказ «Случай с Полыниным», сюжет его таков: молодая московская актриса Галина Прокофьева вместе с фронтовой актерской бригадой едет на Карельский фронт, где знакомится с командиром авиационного полка Полыниным. Она уезжает, Полынин остается воевать, пишет ей письма и в конце концов решает жениться на Галине. В 1971 году по рассказу был снят фильм с Олегом Ефремовым и Анастасией Вертинской в главных ролях.

Реальный Полынин воевал примерно в тех же местах. Во время войны и после нее он был довольно известным в СССР человеком. Чтобы выяснить, мог ли он быть прототипом героя рассказа, мы позвонили Алексею Симонову, сыну великого писателя.

- Я никогда не слышал от отца, что у его Полынина есть прототип, - выслушав нас, сказал Алексей Симонов. - Думаю, это просто совпадение фамилий. У отца есть такие строки:

«Сколько б ни выдумывал фамилий

Мертвым из моих военных книг,

Все равно их где-то хоронили,

Кто-то ищет каждого из них».

У него часто так бывало: даст придуманному человеку в книге фамилию, а потом идут письма, пишут те, кто считает, что он с этим человеком воевал, его родственники. Ведь десятки миллионов прошли через войну...

Евгений ПЛАТУНОВ, Сергей ТЕПЛЯКОВ. 

 
Новости партнеров
Фоторепортаж