Бойцы специального назначения

5 июня исполняется 15 лет, как в УФСБ России по краю было создано подразделение – руппа сопровождения оперативных мероприятий

00:00, 03 июня 2011г, Общество 2861


Бойцы специального назначения Фото №1

Когда жизнь состоит из командировок в «горячие точки», сложных боевых операций, сопряженных с риском для жизни, и постоянных тренировок, спасает… чувство юмора – такой секрет открыли спецназовцы ФСБ корреспондентам «АП».

… Вертолет висит в воздухе над полем неподалеку от Барнаульского аэропорта. Высота – 13 метров. И вот из люка появляется человек в камуфляже, по канату спускается вниз на землю, за ним – другой, третий… Погода к прогулкам, мягко говоря, не располагает – дует пронизывающий ветер, накрапывает холодный дождь. Мы мерзнем и наблюдаем за беспарашютным десантированием (так называется то, что отрабатывают в этот день спецназовцы) издалека. А сотрудников отряда сопровождения оперативных мероприятий, похоже, скверная погода волнует меньше всего. После тренировки они возвращаются разгоряченные и радостные – все получилось как надо, да по-другому не могло и быть. Это одна из рядовых, плановых отработок того, что потом приходится делать в боевых условиях.

То есть в борьбе с терроризмом, в том числе на Северном Кавказе, наркобизнесом и торговлей оружием. Нужно уметь действовать быстро и четко. Приобретенные во время тренировок навыки часто спасают жизнь бойцов.

 

«Команда»

Как и задумывалось при создании таких отрядов территориальных управлений ФСБ России в 90-х годах прошлого века, когда терроризм стал реальной угрозой для страны, они – мобильные, высокопрофессиональные, боеспособные. На счету алтайского спецназа десятки успешно проведенных операций по обезвреживанию террористических групп и незаконных вооруженных формирований. О них рассказывают полученные награды: орден Мужества, медали «За заслуги перед Отечеством», «За отвагу», Суворова, Жукова, медаль ФСБ России «За участие в контртеррористической операции».

Хотя, как говорят сами спецназовцы, вся жизнь протекает на работе, у них есть семьи, увлечения, мечты, эмоции. Дом – это тыл, где изредка можно отоспаться, прийти в себя. Конечно, очень важны понимание и забота родных, легко ли жене терпеть постоянные и опасные командировки мужа? Такое может выдержать лишь по-настоящему любящий человек.

В спецназ идут только по желанию, иначе результата не будет. Интересуюсь, а сколько нужно времени, чтобы из обыкновенного парня получился настоящий спецназовец? «Смотря какой «материал», - отвечает один из бойцов, Денис, - но не менее пяти лет». И добавляет: «Мы не зря постоянно вместе тренируемся, все должно быть отлажено до мелочей. В экстремальной ситуации уже понимаем друг друга без слов, по жестам, наклону головы я узнаю, что в следующий момент будет делать мой товарищ. У нас никто не выпячивается, не важно, сколько очков заработаешь ты лично, главное, действовать в команде. От этого зависит жизнь не только твоя, но и товарищей… »

 

Одного желания мало

Конечно, в вузах на спецназовцев не обучают. Это тот случай, когда, наверное, большую роль играет судьба. Например, Денис, сын пограничника, отслужив в армии, учился на социологическом факультете одного из барнаульских вузов. Поступив на службу в ФСБ, выбрал спецназ.

Однако важно не только желание, надо, чтобы человек был подготовлен физически и психологически. Железная выдержка, крепкие нервы здесь просто необходимы. Самое трудное для любого человека – ждать и догонять - спецназовцу приходится делать постоянно, и важно не пропустить момент, когда пора действовать.

 

Северный Кавказ прошелся по судьбам

Так получилось, что юбилей спецназа УФСБ совпал с печальной датой в истории управления: 15 лет назад в ходе работы в Чечне погибли двое сотрудников управления.

При выполнении оперативных задач по спасению солдат, попавших в плен, 5 марта 1996 года боевиками был захвачен подполковник Дмитрий Шелестов, который после пыток в бандитском плену 16 июля 1996 года скончался в московском госпитале. 12 июля 1996 года в ходе боестолкновения с бандгруппой принял огонь на себя, получил тяжелое ранение, от которого скончался в госпитале, подполковник Сергей Чебеков.

К сожалению, в ходе противодействия террористическому бандподполью на Северном Кавказе гибнут люди и в наше относительно мирное время. Поэтому тем, кто едет в командировку на Северный Кавказ, спецназовцы ФСБ неизменно произносят одно и то же пожелание – обязательно вернуться.

 

На родной алтайской земле

Не остаются без работы сотрудники спецназа и на территории края. Их опыт используется при задержании преступников, в том числе вооруженных. Например, в январе 2006 года алтайские спецназовцы в Кулунде захватили боевика Адама Муталиева, который через территорию края направлялся на Северный Кавказ для участия в боевых действиях. В начале 2011 года в ходе судебного разбирательства было доказано участие Муталиева в тяжких преступлениях, за что он был приговорен к 25 годам лишения свободы. («АП» сообщала об этом).

При всей своей занятости сотрудники спецназа ФСБ России по краю уделяют время работе с подростками. Каждый год, когда проходят городские и краевые соревнования военно-патриотических и военно-спортивных клубов, они помогают при их организации и вручают победителям «Тропы разведчика» специальный приз, учрежденный управлением ФСБ. «Работа военно-патриотических клубов очень важна. Она помогает ребятам подготовиться к службе. А работа – Родину защищать – будет всегда!» – говорит один из бойцов – Олег.

*   *   *

Как все начиналось

Справка «АП»
Полковник Юрий Иванович Ликучев стоял у истоков создания штатной антитеррористической оперативно-боевой группы управления. Ее первый руководитель. В 1996 году участвовал в антитеррористической спецоперации на Северном Кавказе. Награжден грамотой председателя КГБ СССР Ю.В. Андропова, медалями «За безупречную службу» и «За отличие в воинской службе». Ведет большую общественную работу. Президент краевого общественного фонда имени А.А. Кадочникова. Неоднократный чемпион Алтайского края по тяжелой атлетике.

Юрий Ликучев:

– Когда началось формирование группы специального назначения в УФСБ по краю, за Уралом такое подразделение было лишь в Хабаровске. Трудно было с материальной базой, имелись сложности с финансированием. Но главное – требовались квалифицированные кадры. Задача по их подбору была возложена на меня.

Я сформировал команду, где в основном были люди, имевшие опыт оперативной работы. Кроме того, многие знали иностранные языки. И все занимались разными видами спорта, владели приемами рукопашного боя.

Конечно, при подборе людей в команду обращались к психологам. Был случай, когда я рекомендовал человека на службу в группе спецназа, а психологи посоветовали этого не делать. Пришлось человеку отказать, потом жизнь показала, что психологи были правы…

Выдержка, крепкий внутренний стержень – это главное в характере наших ребят. Ведь то, с чем столкнулись мы на Кавказе, начиная с первых командировок, людям послабее было бы не вынести.

Фоторепортаж