Живописные места и… штраф - рублей от ста

В регионе 13 тысяч озер и 17 тысяч рек, главная – Обь. Только в пределах Алтая ее длина составляет 493 км

00:00, 10 июня 2011г, Общество 1365


Живописные места и… штраф - рублей от ста Фото №1

Про Обь-матушку и поговорим. Вернее, про один из ее живописных участков в Шелаболихинском районе. Там мы побывали в специальном рейде с руководителем группы патрульной службы № 1 центра ГИМС МЧС России по краю, старшим госинспектором Владимиром Ивановым.

ГИМС и все, все, все

Поясняю. ГИМС – Государственная инспекция по маломерным судам. Основные задачи (цитирую справочник): «…гос- и технадзор за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах... обеспечение (в пределах компетенции) безопасности людей на водных объектах. А также для участия в поиске и спасении граждан на водных объектах Алтайского края».

Проще говоря, это структура вроде ГИБДД, только на воде. Хотя, сказать по чести, мне показалось, что подобное сравнение ГИМСовцам не очень нравится. Впрочем, не суть важно. Примечательно другое. Оказывается, за обскими (и не только) лодочниками тоже глаз да глаз нужен.

Еще по дороге Иванов пояснил, что место рейда выбрано не случайно. В районе села Кучук левый берег Оби так же крут, как и в нагорной части Барнаула. Но в отличие от узкой прибрежной полоски в краевом центре (возле речного вокзала) кучукская аппарель довольно широка. От подножия взвоза до воды метров 350-400. На этом месте и раскинулись вольготно огороды старой деревеньки Сибирка. Так и живут: Кучук - наверху, Сибирка - внизу.

«Верх» рулит социальными благами – сельсовет, школа, магазин. У «низа» привилегия по большей части сезонная. Летом тут беспредельно властвует одна всепоглощающая страсть – ее величество рыбалка. И подчиняет она себе не столько сельчан, сколько приезжих поклонников. Тех здесь называют городскими, и к моменту нашего прибытия их действительно понаехало.

Газу!

Оно и понятно. Путь до Сибирки пролегает сначала по Каменской трассе, включая небольшой отрезок кучукской грунтовки и вполне приличный съезд (для сухой погоды) непосредственно к Оби. То есть добраться до заветного места особого труда не составляет.

Приехали, погода шепчет, берег щетинится множеством удочек. В прямой видимости готовятся к отплытию и уже резвятся в акватории суда-маломерки - резиновые лодки, алюминиевые казанки (в просторечии – «козы») и прочее плавучее добро. Насчитал десятка три, потом сбился.

- Вроде будет где развернуться, - замечаю куратору мероприятия. Некоторое время Владимир пристально изучает оперативное пространство и выносит свой вердикт:

- Дели пополам. Они ведь мотаются туда-сюда. Но явно не на безрыбье попали.

- Ну да, гуляют, отдыхают, - соглашается добровольный помощник из местных Евгений Петин. – С утра на правой стороне городские туристы лагерем встали. Сосед на моторке уже раз пять к ним сгонзал – народ и вещи перевозит.

В нашем отряде поклажи немного, загружаемся быстро. Надеваем спасательные жилеты, коротко рыкает 40-сильный лодочный движок «Меркурий», и сразу в лицо ударяет свежий ветерок. После жаркой суши – сущая благодать…

Как я узнал ранее, рейд подра-зумевает значительный охват. Действовать предстоит на участке от Сибирки на 20 км вниз по Оби и от того же села примерно на 15 км против течения. До Шелаболихи, вверх по реке Иня до одноименного поселка, с попутным обследованием ининских и обских проток. Однако не буду забегать вперед.

Правобережье

Обогнув обширный остров Кучукский, мы высаживаемся на низком правобережье недалеко от знака «375-й километр» (речной). Воздушный поток с реки отгоняет сухопутных комаров-кровососов в глубь забоки, волны плещут, солнышко клонится на закат – есть счастье в мирной жизни!

В направлении соседнего палаточного городка с отдыхающими снова проносится катер, упомянутый Евгением Петиным. Помимо рулевого в нем двое пассажиров. Мы провожаем его взглядом, и Владимир прерывает мою лирику - напоминает о делах насущных:

- Точно, гостей переправляет. Кажется, шестой заход уже, но работает без фанатизма… Только не будь нас, вряд ли он так челночил бы да бензин жег. Наверняка загрузил бы народ под завязку. А это грубое нарушение.

- Нарушение чего? – спрашиваю.

- Норм пассажировместимости судна. Видишь, какая волна поднялась от ветра? Тяжелую лодку захлестнет запросто. А если спасжилетов на всех нет?.. Чуешь, чем обернется?!

- Тогда почему не устроить ему проверку? На всякий пожарный? – не отстаю от командира.

- Уже! - смеется Анатольевич. – Пока ты в Сибирке цветочки изучал, я к нему подходил - документы в порядке, спасательные средства в наличии.

Ликбез

По словам Владимира Иванова, служба ГИМС стоит на трех китах. Во-первых, надзирает за соблюдением правил судовождения. Проводит регистрацию, учет и техническое освидетельствование, осмотры маломерных судов. Во-вторых, контролирует безопасное пребывание граждан на воде. В-третьих, участвует в поиске и спасении людей на водных объектах региона.

- Перво-наперво находящиеся в лодке должны иметь при себе спасательные жилеты, - просвещает Владимир.

- Не на себе, а при себе? – уточняю я.

- Лучше на себе, можно и рядом, но обязательно под рукой, - продолжает он. – В случае непредвиденной ситуации надо, чтобы люди могли оказать помощь не только себе, но и тем, кто терпит бедствие… Вот и в данном рейде проверять будем комплектность судов, отсутствие дефектов – пробоин, каких-либо еще повреждений, которые тоже могут влиять на безопасность.

…А я-то думаю, чего это он сначала внутрь лодок заглядывает.

- Кстати, по весне произошел случай с двумя охотниками на уток, - вспоминает собеседник. – Расселись они в плоскодонке, отплыли. Один - с правого борта целит, другой – с левого. Птицы взлетели, они и пальнули. Челнок качнуло, он и кувыркнулся…

Хорошо что бедолаг углядели с берега. Правда, не сразу – начинало темнеть. Когда добрались спасатели, тот, что помоложе, еще мало-мало держался за борт, а второй - пожилой мужчина - в холодной купели совсем сдал, едва успели вытащить.

 

Справка «АП».
С начала 2011 года на водных объектах края погибло 16 человек, из них семь детей. За такой же период в прошлом году – 26 человек, из них четыре ребенка.

 

Печали и последствия

В начале апреля шестилетний мальчик с мамой переходили реку Барнаулку. Ребенок поскользнулся, упал в речку и его унесло течением. Тело нашли только через неделю… Молодой мужчина решил прокатить семью на катере. Будучи под хмельком, заложил на стремнине чересчур крутой вираж. Всех и выбросило. Погиб сам, жена, двое малолетних детей…

Печальный список достаточно велик. И не вилами на воде писан. Почти за каждым фактом стоят человеческие трагедии. По данным инспекции, за прошлый год в водоемах края утонули 145 человек. Из них - 17 детей. Более половины взрослых до своей гибели находились в состоянии алкогольного опьянения. А ребятишки попадают в беду там, где за ними нет должного присмотра.

Вот почему одним из основных направлений деятельности инспекторов и патрульных служб ГИМС являются профилактические беседы все на ту же тему безопасности. Помимо вышеперечисленного спецы терпеливо стараются втолковать доморощенным «мини-капитанам», чтобы те не пересекали путь в опасной близости от встречного водного транспорта. Чтобы следили за бревнами-топляками, не привязывались к бакенам, дабы не загораживать оные от прочих участников речного движения. (Бакен может означать мель или опасный предмет под водой. – Прим. автора.) И многое тому подобное…

А вот вам еще из классики рейдового жанра. Иванов останавливает лодку с двумя рыбаками. Солидный дядя у руля начинает исподволь прощупывать почву. Упоминает фамилии влиятельных якобы знакомых, пробует качать права и вроде бы даже повышает тон. Но поднятая им «волна» безнадежно разбивается о вежливое спокойствие инспектора. Сотрясание воздуха – дело десятое, а прокол – проколом. Плавсредство не прошло техническое освидетельствование, значит – штраф.

Пыл нарушителя окончательно остужает мой коллега с фотоаппаратом.

- А чего это он фотографирует? – волнуется мужчина.

- Как чего?! Для протокола, - строго замечает Владимир. И гражданин… внезапно смиряется. Пар выпущен, расставание проистекает на удивление мирно. Даже с улыбками.

…Три дня пролетели быстро, словно корабль на подводных крыльях. И мне остается добавить немногое. За период нашего рейда происшествий на маломерных судах не случилось. Народ рыбалит, комары зудят, великая Обь течет в ту же сторону. А руководство управления ГИМС предупреждает: халатности и шалостей вода не прощает - не умеет, знаете ли.

*   *   *

Стоп, машина!

За три дня рейдовых мероприятий патрульное судно в общей сложности прошло 125 км. Руководитель группы патрульной службы № 1 центра ГИМС МЧС России по краю Владимир Иванов осмотрел 17 лодок. Профилактическими беседами охвачены 27 человек. Составлено четыре протокола об административных правонарушениях. На трех плавсредствах отсутствовали документы по техническому освидетельствованию. Одно вовсе оказалось не зарегистрированным в инспекции. К хозяевам применены соответствующие штрафные санкции.

Фоторепортаж