КАКОЕ-ТО ЗЫБУЧЕЕ У НАС БЛАГОПОЛУЧИЕ

КОММУНАЛЬНЫЕ ТАРИФЫ. СЕМЬ БЕД – ОДИН ОТВЕТ

00:00, 08 апреля 2010г, Общество 1744


КАКОЕ-ТО ЗЫБУЧЕЕ У НАС БЛАГОПОЛУЧИЕ Фото №1

Чем пристальнее смотрю…
…тем яснее понимаю: коммуналка, словно капризная содержанка. Живет на чужие деньги (наши с вами), то и дело набивает себе цену и если говорит "нет" – это значит "да", но не сейчас. Типа потом, позже… А может быть, и никогда.
– Тогда зачем она такая сдалась?! – периодически теряют спокойствие самые нетерпеливые. Вопрос хороший, но, скорее, риторический. Потому как дать ответ на него очень непросто. С одной стороны, именно "ТАКОЙ" коммуналки нам действительно не надо. Ни даром, ни за деньги. С другой стороны, в Сибири без отопления, воды и света вовсе никуда. Хоть ложись да помирай, как под танк без гранаты.
А еще больше жалко денег! Правильнее сказать, жаль платить по счетам, которые зачастую непонятны и завышены. Умом понимаешь, что иные поставщики коммунальных ресурсов и услуг держат нас за лохов, а доказать корысть их притязаний откровенно слабо. Вернее, было слабо.

Масштаб

Первый квартал 2010 года. Получив коммунальные квитанции, потребитель охнул и схватился за голову. А кое-кто и за сердце. Сначала последовал массовый выброс жалоб граждан по инстанциям.

Заметные акции состоялись в Калининградской, Саратовской, Иркутской областях. Тревожно зашевелились Омск, Новосибирск, Кемерово (всего более 30 городов по стране). Сами понимаете, это уже трудно назвать первыми ласточками. Это, скорее, большая птица Сирин,* со всей своей неизбывной печалью. Такую трудно не заметить, и потому наличие проблемы наконец признали на самом высоком уровне.

4 марта премьер-министр Владимир Путин поручил федеральной службе по тарифам пристальнее наблюдать за ситуацией, чтобы "все наши индексации пенсий не съедались тарифами". 9 марта вслед за премьером свое недовольство высказал спикер Госдумы, председатель высшего совета "Единой России" Борис Грызлов. А 15 марта прозвучало памятное выступление вице-премьера Дмитрия Козака на всероссийском селекторном совещании по вопросам ЖКХ (см. "АП" N 89-91 от 26 марта). И завертелось!

Большой "расклад"

Дмитрий Козак сформулировал тарифный вопрос как "остро политический", а про коммунальные нормативы сказал, что они "приобрели анекдотичный характер". По сути, вице-премьер передал региональным властям ультиматум президента Дмитрия Медведева "открутить" завышенные тарифы в сторону уменьшения.

Он призвал региональных чиновников провести "тотальный аудит" соответствия. Там, где есть тарифно-нормативное превышение – вернуть цифры на уровень не более 25%. И определил неделю срока. Руководитель Минрегионразвития Виктор Басаргин развернул тему шире.

По его словам, проблема является следствием реформы ЖКХ. Вместо ее последовательного проведения ряд муниципальных образований попросту форсировали события. В итоге оказались сбиты в одну кучу: предельные уровни тарифов (в законной их редакции), надбавки на ремонт и прокладку новых сетей, накрутки за протекающие трубы, увеличенные нормативы потребления. Отсюда двукратный и более рост гражданских платежей.

Факты

Земляки находятся в растерянности и недоумевают: почему коммунальщики третируют население, когда на жизнь не хватает тех же нерастущих зарплат и растущих пенсий.

О том в своих письмах вопрошают жители с. Баюновские Ключи (Первомайский район), инициативная группа из Горняка (Локтевский район), Любовь Богатова из с. Карамышево (Змеиногорский район), барнаулец Виктор Кирпичников и многие другие. В смысле: "Кто виноват?", "Доколе?!", "Примите меры!"

Следом за правительством начал раскручиваться алтайский маховик учета и контроля. 29 марта состоялось совещание в администрации края с участием первого заместителя губернатора Сергея Локтева.

В присутствии заместителей глав городов и районов рассматривалось "исполнение поручений Правительства РФ в части ограничения роста размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги". Основной доклад представил исполняющий обязанности начальника крайуправления по государственному регулированию цен и тарифов (ГРЦТ) Сергей Родт. Однако не буду забегать вперед…

Совещание

– По уровню коммунальных платежей граждан задача поставлена четко – 25 процентов и не выше, – сказал во вступительной речи первый вице-губернатор Сергей Локтев. – По устранению недочетов установлены жесткие сроки. Поэтому напоминаю: там, где поручение правительства не будет выполнено, в отношении глав муниципалитетов последуют соответствующие меры… Понимаете, насколько серьезен вопрос и какую работу мы должны проделать?!

Первый вице-губернатор акцентировал внимание участников на том, что суммы, израсходованные гражданами свыше означенного уровня, должны быть возмещены. И добавил:

– Основной причиной перекосов можно назвать некорректное заполнение стандартных документов-шаблонов отчетности представителями органов местного самоуправления. А значит, среди них имеют место отсутствие контроля за ситуацией, безответственное отношение к мониторингу, проводимому Правительством РФ и краевыми властями, и, конечно же, недостаточное информирование населения.

Отсюда напрашивается и "политический" аспект проблемы. Недостаток четкой информации позволяет иным представителям "оппозиции" затевать определенные игры. Согласитесь, провести митинг легче, нежели кропотливо и каждодневно пытаться помогать людям. Помитинговал – глядишь, и "политкапитал" заработал…

Расходы

Итак, что мы имеем реально? Главэкономика в своих расчетах на 2010 г. 25-процентной черты не переходила. Однозначно. Соответственно не должны были "дико зашкаливать" и расходы граждан. Но у многих потребителей, например, плата за отопление зимой весьма повысилась, хотя их дома снабжены общими теплосчетчиками…

– Неудивительно, что обрушился вал жалоб, – отметил в докладе и. о. начальника управления ГРЦТ Сергей Родт. – Потребитель возмущен и требует объяснений, дескать, почему объявили индекс повышения на 18 процентов, а лично у него он вырос на 30, а у соседа – на 25, а у кого-то еще – на 12… Мы должны в кратчайшие сроки выстроить качественную систему мониторинга, обеспечить целостность информации принципиальной важности.

Насчет тепла необходимо пояснить следующее. В связи с установкой приборов учета объем потребления услуги может и возрасти. Ведь там, где есть счетчики, вся фактическая оплата приходится только на отопительный сезон, летом денег с жильцов не берут. А граждане, греющиеся по нормативам, рассчитываются круглогодично – понемногу, но каждый месяц. Вот вам и разница.

Причем нормативная оплата тепла не зависит от уличной температуры, а стоимость тепловой энергии по счетчику привязана к ней напрямую. И, кстати, может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону. Таким образом, 25-процентное ограничение указанной ситуации не касается. А равно перерасчета в текущем месяце коммунальной платы за предыдущий период.

Также поручение президента РФ не относится к ценам (тарифам) на нерегулируемые услуги (размер которых определяется гражданами самостоятельно). В соответствии с Жилищным кодексом РФ вопрос по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения решается на общем собрании собственников с учетом предложений управкомпании. Размер устанавливается на год. Все условия оговариваются в договорах на управление многоквартирным домом.

Но исходя из множества гражданских обращений невольно напрашивается вывод о том, что собственники жилья крайне пассивны в реализации своих прав. Может, просто из лени на собрания не ходят, а, скорее всего, подписывают договоры не читая. После этого если и появляются претензии к управкомпаниям, то жильцам нужно обращаться в прокуратуру.

Напоследок добавлю. По словам Сергея Родта, сроки отчетности региональных властей разбиты на несколько ключевых дат: 8, 14 и 21 апреля. Среда 21 апреля именуется юридическим сроком – конец мониторинга, начало следующего этапа. И дольше оговоренного числа никто никого ждать не станет.

P.S. Мониторинг по изменению индексов размера платы продолжается по всем муниципальным образованиям края. Информация по результатам будет освещаться в СМИ. "АП" внимательно следит за развитием событий. Подробности читайте в ближайших номерах.

Кстати

1. Полномочия по регулированию тарифов на коммунальные услуги

Тарифы на тепловую и электрическую энергию, розничные цены на сжиженный и природный газ устанавливаются региональным органом регулирования. (В настоящее время – краевым управлением по государственному регулированию цен и тарифов. Ранее – Главным управлением экономики и инвестиций. – Прим. редакции.)

Тарифы на водоснабжение и водоотведение, в зависимости от количества муниципальных образований, на территории которых осуществляется услуга, и объемов реализации данной услуги регулируются либо региональным органом регулирования (5% организаций), либо органом местного само-управления (95% организаций). Во всех городах тарифы на водоснабжение и водоотведение устанавливаются органами местного самоуправления.

2. Периоды тарифной установки и действия

На тепловую и электрическую энергию тарифы устанавливаются с начала финансового (календарного) года, кроме тарифов для вновь созданных в течение года организаций. Для них тарифы устанавливаются в течение текущего года и затем с начала следующего календарного года.

Розничные цены на природный и сжиженный газ в зависимости от срока предоставления материалов-расчетов газоснабжающими организациями или установления Федеральной службой по тарифам оптовых цен на газ. Так, на природный газ ФСТ России установлены оптовые цены с 1 января и 1 апреля текущего года. Аналогично с розничными ценами. В 2009 г. оптовые цены повышались ежеквартально.

Тарифы на водоснабжение и водоотведение вступают в силу не ранее чем через месяц после их установления и должны действовать не менее года. Обязательность установления данных тарифов с начала календарного года в законодательстве отсутствует.

3. Экономически обоснованные тарифы

В экономически обоснованных тарифах определяется финансовая потребность организаций для реализации производственных программ. Проводится экономическая экспертиза расчетов.

Расходы организаций включаются только обоснованные и подтвержденные документально с соблюдением действующего законодательства. После экономической экспертизы регионального регулирующего органа затраты, представленные организацией, могут быть снижены от 20 до 50%.

4. Установление индексов размера платы граждан за коммунальные услуги

Индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются региональным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством.

Рассчитываются они в среднем по каждому муниципальному образованию. И не по отдельной коммунальной услуге, а в целом за все (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (централизованная канализация), отопление, газоснабжение, электроснабжение, поставка твердого топлива для печного отопления).

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов к данной категории не относится, это жилищные услуги.

По данным краевого управления по государственному регулированию цен и тарифов.

Фоторепортаж