Дичь и дикость

Нынешней осенью в Алтайском крае запретили стрелять гусей

00:00, 21 октября 2011г, Общество 1515


Дичь и дикость Фото №1

Сейчас среди охотников-любителей активно обсуждается и тема возможного закрытия весенней охоты вообще. Насколько это обоснованно с научной точки зрения? С таким вопросом мы обратились к известному в нашем регионе специалисту - доктору биологических наук, профессору кафедры общей биологии, физиологии и морфологии животных Алтайского государственного аграрного университета Сергею Снигиреву.

Кто есть кто

- Сергей Иванович, большей частью и, к сожалению, охотники у нас не склонны к природным тонкостям. Разнообразие животного мира на той стороне прицела называют просто – добыча, дичь… Напомните, пожалуйста, кем представлен на Алтае замечательный отряд гусеобразных?

- Наиболее распространен серый гусь. Он гнездится отдельными парами на больших заросших озерах и болотах, чаще – в лесостепной зоне. До этого периода кормится на полях и лугах. Есть гуменники. По размерам и общей окраске похожи на серых собратьев, но отличаются более темным оперением буроватого оттенка и расцветкой клюва.

- А иже с ними?

- Также встречается белолобый гусь. Тот мельче предыдущих видов и выделяется широкой белой полосой вокруг основания клюва. Гнездовой ареал почти полностью совпадает с ареалом пискульки. В свою очередь напоминает уменьшенную копию белолобого. Остальные виды - сухонос, горный, белый, белошей – редки.

- Почему возникла эта редкость, отчего?

- Я бы сказал, от начала 20 века. Тогда вовсю практиковался массовый отлов линной* птицы ради мяса. Масштабно собирали и гусиные яйца. Разумеется, последовало резкое сокращение численности. Как следствие, дальнейший запрет промысла.

Справка «АП».
*Линная – линяющая птица. В определенный период она сбрасывает маховые перья и на время теряет способность летать.

Метет метла…

- Много ли выбивалось любительским порядком?

- Примерно пятая часть от общего количества добываемой пернатой дичи. Если точнее, до 21 процента.

- Но ведь не только охота прореживает летающих?

- Нет, конечно. На птичью жизнь активно воздействует внешняя среда, равно как и факторы внутри популяций. К первой я отношу хищничество, погодные условия, ресурсы пищи, сроки размножения, гнездовой паразитизм. Ко вторым – эмбриональную смертность, возраст родителей и постоянство пар, плотность популяций и социально обусловленную смертность птенцов, степень развития полигамии* и другие особенности брачных систем.

- И тем не менее?

- Охота - единственный фактор, который обычно рассматривается отдельно от всех других. Она - одна из основных причин сокращения гусей. А поскольку самцы и самочки на расстоянии малоразличимы между собой, от выстрелов много достается и гусыням.

Справка «АП».
*Полигамия - спаривание самца с несколькими самками (полигиния) или самки с несколькими самцами (полиандрия).

Утраты

- Допустим, охотник подстрелил одну-единственную несушку…

- И тем самым прямо нарушил половую структуру отдельно взятой популяции.

- Настолько обширно и безвозвратно?

- Рассмотрим на примере тех же серых особей. Средняя – ожидаемая – продолжительность жизни в природе - 2,8 года, максимальная - 17, в неволе - 27 лет. Уберем одну самку из популяции в сезон охоты. То есть её убьют, она вый-дет из цикла воспроизводства, а могла бы, подчеркиваю, снестись дважды. Яиц в кладке - от двух до десятка, в среднем – шесть. Значит, теряем сразу два выводка, а охотхозяйство весной не получит дюжину молодых птиц.

- Это же целая стая!

- О чем и говорю. В прошлом году мы провели некоторые расчеты. В семи «гусиных» районах края определили предположительное количество - 17-18 тысяч голов. Минусовали всего только пять процентов - около 900 штук. С учетом отстрелянных гусынь и недополученного от них молодняка образовалась брешь 10 500 единиц.

- Простите, но брешь-то теоретическая.

- Позднее за статистику взялись специалисты крайохот-управления. Официально. И подтвердили правильность наших
изысканий. В 2010 году они отмечали 17514 особей, в текущем стало 8203. Чувствуете разницу?! Меньше на 9311!

Факторы

- Но ведь, по вашим же словам, на убыль влияет и естественный отбор?

- Правильно. У выводковых на крыло поднимается в среднем 25% от числа отложенных яиц. Суммарные средние потери в кладке у водоплавающих летунов составляют 1,6% в день. В результате успешно вылупляется лишь 45% птенцов. И тем не менее хватает неприятностей помимо чисто охотничьих.

- Еще напасть?

- Не менее значим фактор ненужного беспокойства животных со стороны туристов. А виновата наша растущая тяга к алтайским красотам. Отдыхающие на современных, мощных автомобилях теперь способны добраться до самых отдаленных водоемов. И добираются и ведут себя беспардонно. Спугивают птиц, заставляют гусынь покидать кладки…

- Все вместе звучит как-то совсем безысходно…

- Таковы реалии. Многолетние наблюдения за состоянием популяций показывают следующее. Численность водоплавающих птиц снижается не только у нас, но и в соседних регионах. Вот данные краевого управления охотничьего хозяйства… В 2002 году количество дичи на воде составляло 3 миллиона 155 тысяч. В 2009-м - 2 миллиона 147. Сокращение на 32 процента. А в 2010-м спецы насчитали уже только 1 миллион 717 тысяч. За несколько лет получилось снижение почти в два раза - к уровню 2002-го.

На излете

- Попробую угадать. Серым гусям наверняка попадает больше всех?

- Так и есть. Их добыча по весне с 2009-го по 2010 год упала почти в три раза, с 1871 до 636 голов. Темпы депопуляции в период 2010-2011 годов тоже носят катастрофический характер. Например, в Мамонтовском районе - с 10 408 особей до 2813, в Павловском – с 271 до 182, в Новичихинском - с 704 до 32.

- Значит, необходимость осеннего запрета гусиной охоты оправданна?

- Более того, ситуация требует решения о полном запрете и весенней охоты на водоплавающих, а также изменения сроков открытия охоты осенней.

- Понимаю, для передышки и возрождения…

- С тем чтобы дать возможность завершить миграцию местной популяции серого гуся и приостановить процесс его убыли… Кстати, члены регионального отделения Союза охраны птиц России не первый год бьют тревогу и ратуют о запрете весенней охоты на водоплавающих птиц, поскольку это является одним из условий восстановления и гусиных популяций.

Напоследок

- Говоря об охоте, невозможно обойти и тему низкой культуры стрелков-любителей. Честно признаюсь, я в данном деле не спец, но постоянно слышу об утере добрых традиций…

- Что греха таить, охота нынче стала дорогим удовольствием и все менее доступна для рядовых охотников. А они в основной своей массе и являлись носителями старых, благородных устоев.

- Брать от природы столько, сколько тебе жизненно необходимо?

- Не более того… Сегодня любительская охота превращается в одно из модных увлечений состоятельных людей, в разновидность активного отдыха. И данный социальный феномен уже нельзя не учитывать. Психология вседозволенности отдельных граждан толкает оных на неоправданную пальбу, на бессмысленное уничтожение дичи. Превышение норм добычи при охотничьей удаче или просто в кураже – явление повсеместное. Иногда птицу бросают прямо на месте - не желают дома возиться с обработкой тушек. Мои сетования и можно бы пропустить мимо ушей. Однако на размывание этики указывают и бывалые охотники: «Народ на природе будто с цепи срывается. Тормоза долой, после нас хоть потоп!» Разве не так?!

- Водка льется рекой…

- И тогда горе-охотники стреляют во все подряд, без разбору. Гусей срезают не только дробью, но и картечью. Бьют по ним с запредельных дистанций из нарезного оружия. Спьяну устраивают залпово-заградительный огонь по налетающим стаям… Вроде бы никто и не попал, а раненая птица пролетит немного и камнем падает вниз. За ней вторая, третья. А никто и не замечает, другая стая на подходе… Очень сложно потом узнать, сколько подранков остается при таких методах развлечения.

P. S. Без комментариев.

Фоторепортаж