По следам эшелона № 24183

Родственники алтайских солдат, погибших при налёте гитлеровской авиации в 1941 году, побывали на их братской могиле в Вологодской области

00:00, 28 октября 2011г, Общество 5657


По следам эшелона № 24183 Фото №1

Осенние леса, скидывающие свои жёлтые листики, стук колёс, капли дождя на стекле. Возможно, так было и тогда, когда мой прадед, Семён Иванович Шалимов, ехал на войну. А теперь по его следам – мы на его братскую могилу, тоже поездом, в тех же числах сентября. По дороге к Ленинграду, который они ехали защищать, их эшелон разбомбила немецкая авиация, погибло 340 солдат.
Про могилу маминого деда, который 70 лет назад уехал на войну из дома в селе Паутово Алтайского края и не вернулся, нам стало известно только прошлой зимой. К сожалению, его сын и мой дедушка Василий Семёнович Шалимов уже немолод и не смог поехать.

Далеко от семьи

Мы везём прадедушке землю с могилы его жены, прабабушки Ули. Её дом остался нетронутым с тех пор, как она умерла, словно уехала на пару месяцев навестить дальних родственников. На окнах и печке всё те же зелёные занавески, на стене – календарь за 1989 год и портрет моего прадеда Семёна, её мужа, которого она так и не дождалась домой. В 41-м она стала управлять его комбайном, на котором до войны работала штурвальной. А позже, проводив обоих сыновей на фронт, работала, не зная отдыха, в поле и ждала их с войны.

Семёну Шалимову дали всего два часа на сборы. Его старший сын – Николай даже не успел прибежать с поля и попрощаться с отцом. Семён Иванович тяжело расставался с близкими, видимо, предчувствовал: домой уже не вернётся, так об этом и сказал своему брату. Можно только вообразить тоску, с какой он ехал по этой железной дороге: не радует красота золотой осени за окнами, когда всё больше отдаляешься от родного села, своей жены и четверых детей.

История эшелона

С такими мыслями мы и повторили путь моего прадеда до Вологды. Там нас встретил Иван Дьяков, командир Вологодского поискового отряда. И уже спустя несколько часов, в 5 утра, ещё по темноте, мы ехали в «уазике-буханке» вместе с поисковым отрядом в Кадуйский район Вологодской области, туда, где находятся две братские могилы, в которых покоятся погибшие солдаты, до прошлой зимы безымянные.

Приехали мы ровно в 70-ю годовщину. По дороге к Кадую к нам присоединился Сергей Попов, внук красноармейца Игната Константиновича Попова, который тоже был в этом эшелоне и погиб от бомбёжки. Об этом родственникам рассказали его боевые товарищи. Они выжили благодаря тому, что пошли покурить перед налётом авиации и их выкинуло взрывной волной из поезда. А Игнат Константинович не курил. Он остался в вагоне.

Трагедия произошла 27 сентября 1941 года в 9.45. Эшелон с солдатами Алтая и Новосибирской области направлялся на защиту Ленинграда. Близ деревни Холмище на поезд налетела немецкая авиация и разбомбила его. Прибыла бригада путейцев для восстановления железной дороги и замены искорёженных рельсов и вагонов. Раненых отправили в госпитали находящегося неподалёку города Череповца и других населённых пунктов. Убитых же закапывали местные жители. Поскольку погибших было много, их хоронили несколько дней в двух воронках от взрывов вдоль железнодорожного полотна. Так и получилось, что братских могилы две.

По воспоминаниям местных жителей, для них, отдалённых от фронта, это был ужас. Валялись вагоны, стонали люди. Тяжелораненые просили: «Пристрелите нас». Всюду были разбросаны части тел.

За тяжелоранеными прибыл санитарный поезд из Череповца. На него тоже налетели гитлеровские самолёты. Погибли машинист и санитарка, и их похоронили в десяти метрах от железнодорожных путей.

Годы поиска

Очень долго не удавалось выяснить, откуда ехали попавшие под бомбежку солдаты. По воспоминаниям очевидцев, преимущественно это были «нерусские, тёмные, небольшого роста, говорящие с акцентом» люди. Поэтому когда научный сотрудник Кадуйского районного краеведческого музея Геннадий Васильевич Загребин 10 лет назад начал поиски информации об этом эшелоне, он в первую очередь делал запросы в Башкирию, Казахстан. Потом писал в «Алтайскую правду» – коренные алтайцы тоже подходят под описание. 16 марта 2007 года на тематической странице «Летят журавли» появилась публикация под заголовком «Дата захоронения - 27 сентября 1941 года». Никто не откликнулся, запросы в архивы также не принесли результатов.

Параллельно расследование вёл Иван Дьяков. И именно ему удалось узнать правду. Поиски заняли у него 9 лет, и они ещё не закончены. По сути, они только начались. Иван надеется узнать имена всех погибших бойцов, установить на могилах стелу с их фамилиями и, конечно, отыскать их семьи, сообщить им о судьбе близких. На момент нашей поездки были найдены родственники только троих погибших солдат из этого эшелона. Сейчас их уже больше, и во многом благодаря журналисту из Алтайского края Тамаре Дмитриенко.

Не только на Вологодчине годами бились, чтобы что-то узнать об этом эшелоне. На другом конце страны, на Алтае, семья пропавшего без вести красноармейца Шалимова писала запросы, надеясь найти информацию о нём. Родные начали свой поиск ещё до того, как закончилась война. Однажды Ульяна Леонтьевна ходила пешком в далёкую деревню к солдату, который тоже был в том поезде и смог спастись. Он тогда сказал ей, что надежды на то, что её муж выжил в такой мясорубке, почти нет.

На месте гибели советских солдат

Братские могилы ухожены, местные с большим уважением относятся к ним, собираются здесь не только 9 Мая, бывает, приходят просто так. В каждой семье кто-нибудь погиб на войне, а где похоронены их родственники – знают не все. К солдатам этого эшелона они приходят как к своим погибшим дедам и отцам. Хоть там и две братские могилы, но памятника три. Третий поставили в конце села Верховье для пожилых жителей, которым тяжело идти к самим захоронениям через лес.

А лес, кстати, сказочно красивый, заросший мохом и грибами. Спокойный, солнечный, радостный лес, где сосны машут лапами от ветерка. Вот какое последнее пристанище нашёл наш прадед!

В честь приезда пока ещё немногочисленных найденных родственников был устроен митинг, его снимали для местного телевидения. Было много душевных слов. Потом все уехали, мы с поисковым отрядом долго стояли в этом осеннем, продрогшем, бесшумном лесу.

И как же жалко стало прадеда нашего, уехавшего из дома в неизвестность! Увезти бы его останки на Алтай, в Паутово, к бабе Уле, которой тоже давно уже нет… Как будто ничего этого не было. Но ничего уже не исправить...

Вологодский отряд

Дома у Ивана Дьякова над его письменным столом висит листок, на котором большими буквами написано: «Делом всей жизни нельзя заниматься на полставки!» Этот девиз отражает настроение каждого человека из поискового отряда. Все где-то зарабатывают на хлеб насущный, потому что считают: на поисковой работе этого делать не следует.

А поиски – тяжёлая работа с экспедициями по лесам и болотам и на «уазике» порой не проедешь. Жить в палатках, откапывать останки, искать медальоны – и всё это во время отпусков и выходных! Но это настоящие патриоты, светлые, хорошие люди. В отряде много студентов-историков. Скоро они пойдут работать в школы, но никто не собирается оставлять поиск.

Вологодский поисковый отряд существует с 11 февраля 2002 года. За это время успели сделать многое. Обнаружили, эксгумировали и захоронили останки 718 солдат. По медальонам и именным вещам установили имена 37 военнослужащих, считавшихся ранее пропавшими без вести.

Птицы

Накануне поездки на Вологодчину большая птица ударилась в наше окно, а по приезде – стучалась синица, долго и внимательно изучая взглядом маму, Нину Васильевну Хлыновскую.

Когда в селе Паутово Петропавловского района высаживали привезённые с братской могилы сосёнку и ель на погостах сына и жены Семёна Ивановича, прилетела большая сорока, села на соседний памятник, очень внимательно на всех посмотрела разумными глазами и членораздельно сказала какую-то фразу на своём сорочьем языке. Она говорила очень чётко, старалась, как будто пыталась что-то сообщить.

А потом подлетела стайка воробьёв, сделала круг над занятыми посадкой людьми и улетела. Воробьёв было пять. «Мама, папа, Таня, Шура и Коля», - вспомнил свою уже ушедшую семью дедушка.

Ольга ХЛЫНОВСКАЯ
Барнаул - Вологда.

Автор благодарит жителей сел Холмище и Верховье (и близлежащих деревень) за чистоту и ухоженность братских могил и неравнодушие к ним; Вологодский поисковый отряд, его руководителя Ивана Дьякова и лично каждого поисковика; Геннадия Васильевича Загребина за его усилия в поиске информации об эшелоне и за предоставленные воспоминания очевидцев трагедии.

С Вологодским поисковым отрядом можно связаться по адресу: 160035, г. Вологда, Торговая площадь, 3, e-mail: poisk@vologda.ru.

Фоторепортаж