Вечная хлопотунья

С боевым характером

00:00, 16 марта 2012г, Общество 3164


Вечная хлопотунья Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

- Здравствуйте, Николай Федорович. Что же это происходит? В Барнауле в магазинах и на перекрестках с лотков продают завозные овощи, а наши остаются на полях. Уже собранные в ящики! И на подходе много. Столько труда вложено. Это же не дело! - Мария Белоусова в кабинете первого секретаря крайкома партии Аксенова появилась безо всяких регалий, прямо в том платьице, в котором только что управлялась на овощном поле.

- Да вы присаживайтесь, Мария Игнатьевна. Успокойтесь. Я, конечно, сам к лотку встать не смогу. Но что-нибудь придумаем, - заулыбался Аксенов, нисколько не удивляясь напору посетительницы.

А у нее были не одни эмоции, она приехала подготовленная. Сначала побывала в магазинах, попросила водителя крутнуться по городу и могла перечислить десятки точек без местных овощей. Более того, перед поездкой позвонила в «Алтайскую правду», пригласив все увидеть и расписать. Так сказать, нанести превентивный удар по нерасторопным заготовительным и торговым чинушам.

Мы с фотокором срочно едем в совхозы «Санниковский», «Повалихинский», а уж затем заворачиваем на Велижановское отделение «Новоалтайского» к Белоусовой. Это тоже ее совет - начать с других: «Чтобы я успела вернуться». Везде - длинные ряды ящиков (и в несколько ярусов) со свеженькими, аппетитными огурцами и помидорами. А овощеводы продолжали уборку.

 

 

«Алтайка» в следующем номере дала фоторепортаж об ударном труде овощеводов с передачей их невеселого настроения. И еще небольшую статью, в которой завотделом советской работы Надежда Прохорова с пристрастием допросила за бездействие тех самых чинуш. Общие усилия возымели действие: овощами стали торговать всюду. А вскоре с подачи Белоусовой и директора «Санниковского» Вилли Соколенко за каждым совхозом вообще закрепили специализированные овощные магазины. И такой порядок сохранялся долгие годы.

Описанный случай относится к лету 1976 года. К тому времени Мария Игнатьевна была уже и Героем Социалистического Труда, и второй созыв – депутатом Верховного Совета РСФСР. Но в общении и делах она оставалась (и остается) простой деревенской женщиной, неустанной хлопотуньей. Не случайно ее звали Машенькой не только в семье, но и многие коллеги.

Машенька

Так получилось, что обычно мы говорили о производстве. В недавнюю встречу спросил, почему их семья в давние годы переехала из Семипалатинской области на Алтай?

- В 1929 году там разразился сильный голод. И отец с мамой, подхватив нас, шестерых детей, бежали туда, где, казалось, будет сытнее. Проскочили аж в Тальменский район. Все лето жили в шалашах, потом обустроились. А с Велижановкой я познакомилась в 1936 году, когда мы со старшей сестрой Дашей все лето были здесь сезонниками. Понравилось, и на следующий год всей семьей переехали сюда, меня приняли на работу в это отделение совхоза «Новоалтайский».

Она с теплотой вспоминает звеньевую Ирину Панову, как та толково и мягко все объясняла. А своей первой учительницей в овощеводстве считает маму Матрену Карповну. Еще в Казахстане держали живность, был огород. Дети всюду помогали. Маше больше нравилось копаться в зелени. Самое давнее, что она в жизни помнит, - это как совсем малюсенькая вместе с другими носила в ведерке воду и поливала грядки. У них и арбузы, и дыни вызревали.

В Велижановке Матрену Карповну вскоре поставили звеньевой на три гектара с арбузами. Обе дочери перешли работать к ней. Еще через год и Мария стала звеньевой. А это как играющий тренер: и делаешь все наравне со всеми, и руководишь, и обеспечиваешь необходимым. Изрядная ноша легла на плечи хрупкой девчушки.

В глазах собеседницы улавливаю печаль. Оказалось, тогда умер отец и Маша решила пойти на самую трудную работу, чтобы зарабатывать и маме будет легче. Но тут же ее глаза вновь залучились, рассказала, что Игнатий Яковлевич умел делать все на свете, был и плотником, и шорником. А тогда хомуты и вся конская сбруя еще как требовались. «Мы сами столько воды перевозили в бочках на телегах из Оби для полива. Это когда еще пришла мелиорация, а тогда запрягай лошадь, быка - и вперед! На них же зимой перегной на поля доставляли».

- В первые дни войны «Новоалтайский» сделали подхозом станкостроительного завода. И туда я тоже привозила свежие овощи, прямо в цеха. Как радовались им заводчане! И мы радовались, что помогаем работающим на фронт, - продолжает Мария Игнатьевна. - А в начале 1942-го я училась на курсах овощеводов в Бийске. И вдруг в комнату общежития входит наш бригадир Петр Илларионович Шеин, его призвали в часть, которая формировалась в Бийске. Обнял: «Принимай, Машенька, мою работу».

В этой должности Мария Белоусова проработала до 1990 года. До 70-90 человек было у нее под началом. Особенно в те годы, когда недоставало механизации. Всю зиму изготавливали до 40 тысяч торфоперегнойных горшочков под овощи. Об удобрении полей и поливе сказано выше. Сами берегли урожай от болячек, убирали, зачастую сами же доставляли потребителям.

Уму непостижимо, как все успевали. Впрочем, о бригаде Белоусовой всегда можно было услышать: «Первыми в крае перешли на безрассадный способ посадки капусты». «Первыми освоили получение овощей под пленкой в промышленном масштабе». Не в этом ли объяснение? За опытом сюда приезжали делегации со всех концов страны, были и из Китая, Германии, других стран.

К новым высотам

В 1963 году бригада впервые получила пленку на один гектар. И никаких инструкций. Директор Александр Степанович Круглов с тревогой: «Машенька, как их накрывать будем? Как это все приспособить?» Белоусова по старой тропке - на завод, раздобыла толстую проволоку. Сами из нее дуги гнули. А потом обтянули шпагатом.

- Даже симпатичные получились теплицы. Туда выставили огурцы в горшочках. И директор краевого овощетреста Яков Петрович Дугнист спрашивает: «Какой план будем устанавливать? 400 центнеров с гектара потянешь?» - Мария Игнатьевна усмехнулась: и тут ориентира не было. - Я согласилась. А сняли мы 710 центнеров с гектара! Отняли затраты – вышло, что гектар дал 25 тысяч рублей чистой прибыли. На следующий год под пленкой было уже по гектару огурцов, помидоров и капусты. 5 июля у нас уже спелые помидоры - на три недели раньше, чем всегда, и 540 центнеров в итоге с гектара. Огурцы - по 860 центнеров. Я специально по магазинам проехала, как люди были рады ранним овощам!

А будучи зимой на сессии Верховного Совета, она улучила время и съездила в Тимирязевку - узнать, как правильно делать теплицы. И увидела там такие же дуги и шпагат!

Мария Игнатьевна вела дело так, что директор Западно-Сибирской овощной опытной станции Николай Антипенко сказал ей: «Считайте, что здесь наша вторая овощная станция». Часто наведывался и его преемник Юрий Тулупов. Это созданные именно им сорта огурцов давали у Белоусовой рекордные урожаи. Когда в 1966 году Мария Игнатьевна стала Героем Социалистического Труда, она при первой же встрече заявила: «Юрий Константинович, половина этой звездочки - ваша». Мастера умеют ценить друг друга.

- С Тулуповыми мы быстро подружились. И сейчас перезваниваемся с Анной Алексеевной. Ее сорт капусты «надежда» - мой самый любимый. В первый же год заняла ею два гектара - получили с каждого по 1200 центнеров, - чувствую, что Мария Игнатьевна вспомнила что-то смешное, и точно. - А тут на краевом совещании тальменцы попросили помочь им с капустой для общепита и населению для засолки. Ведущий: «Вы Белоусовой гектар отведите - она ваш район завалит капустой».

Мария Игнатьевна еще сыплет примеры, какие-то выделяет. Так, самую большую радость ей доставила самая маленькая из наград - знак «Отличник социалистического соревнования», врученный на ВСХВ в Москве в 1940 году. Это первая высокая оценка ее труда. А другой случай запомнился сильным испугом, чего больше никогда не было. В 1972 году страну поразила засуха. Доброго хлеба нигде нет, и лишь Алтайский край отличился, собрав 9 млн. 360 тысяч тонн зерна, из них 5 млн. 250 тысяч тонн сдал государству. Вот эти два плана и намерен был выбить из нас Генеральный секретарь Леонид Брежнев, прилетев в августе в Барнаул. А Белоусовой поручалось вручить ему хлеб-соль в аэропорту.

- Я в панике. Молю Александра Васильевича Георгиева: «Избавьте, найдите более достойного». А он: «Ты что, крайкому будешь указывать? Выполняй!» Не помня себя стала у трапа приветствовать Брежнева от имени трудящихся Алтая. И так складно у меня выходит – откуда только слова взялись? А он: «Да хватит тебе! И так до слез пробрала». В общем, считаю, что справилась.

Депутатские заботы

1972 год памятен и тем, что Велижановка наконец-то обрела надежную связь с миром. Через широкую протоку Оби те же овощи перевозили на лодках. Позже совхоз купил катер. Но морока осталась: перегружать, мыть овощи. И Белоусова взялась за проблему. В райисполкоме: «Дорогу в Велижановку? Нереально. Да у нас нормальной дороги даже в райцентре нет». Она - в крайисполком, в другие инстанции. Поначалу тот же результат. А когда вернулась с сессии Верховного Совета, узнала, что проект почти готов.

Тут бы радоваться, а Белоусова пошла по второму кругу, воюя уже против проекта. Почему? Дамбу-дорогу прочертили по прямой - самый экономный для строительства вариант. Но пришлось бы снести 43 дома. Нельзя так поступать с людьми, доказывала она. Жилье оставили в покое, построив огибающую дамбу, которую до сих пор называют белоусовской.

Точно так же прозвали поликлинику и стационарную больницу, возведенные в Новоалтайске. Это депутатские наказы - от края, района, села. И не так-то просто их было выполнить. Четыре года Мария Игнатьевна доставала министра путей сообщения, чтобы в райцентре появились эти медицинские учреждения. Семь лет пробивала детский сад для Велижановки, добилась и открытия автобусного сообщения с ней. 62 квартиры, как она говорит, «выпросила» для совхоза, включая и свое отделение.

Начиная с 1939 года Мария Игнатьевна много созывов была депутатом районного совета. В этом качестве ей довелось в середине 50-х выступать на сессии Верховного Совета. Она взяла и раскритиковала все министерства за то, что в своих отраслях у них механизация и даже автоматизация, а село не имеет самой рядовой техники. В перерыве подошел Дмитрий Устинов, министр оборонной промышленности: «Молодец! По-нашему, по-боевому врезала. Правильно - селу надо помогать!» Она особого значения не придала. А когда вернулась с сессии, у конторы совхоза стояли новенькие трактор и автомобиль – подарок военного министерства.

Всегда готовая прийти на помощь, еще много чего она сделала - по наказам и без них.

Однажды к ней на борщ напросился Георгиев. Борщ похвалил, а дом раскритиковал: тесноват для такой семьи. По его приказу построили просторный дом, но Белоусова отдала его большесемейной звеньевой. Говорят, Георгиев сильно разгневался и велел построить другой дом. Но и его она отдала другой овощеводческой семье как более нуждающейся. После чего краевой руководитель махнул рукой: неисправима…

Моя романтика – в поле, с овощами

Перелистывая альбомы в поисках нравящихся ей фотографий, Мария Игнатьевна стала потихоньку напевать: «Ой, калина, ой, малина, ой, студеная вода…»

- Люблю эту песню да и другие душевные тоже. Во время войны мы чаще всего пели «Катюшу», потом «Вот кто-то с горочки спустился» и все, что появлялось. Весной рассаду высаживаем, трактор рядом ревет, а мы поем. Зимой всей бригадой маты утеплительные вяжем из осота - и поем. На работу и с работы с песнями. Кто не знал нас, мог подумать: гуляет Велижановка. А чем еще себя можно было подбодрить? Вот у меня четыре брата и жених ушли на фронт. Как я молила, чтобы их уберегло. Немного услышали меня - брат и жених вернулись.

Тогда же, в 1945-м, справили свадьбу, и Мария Линюк стала Белоусовой. Ее Алексей Николаевич долго работал шофером, а на пенсию уходил из кузницы. В 1995-м хорошо отметили золотую свадьбу. И до последнего, пока жив был, понимали друг друга, говорит Мария Игнатьевна. И вообще дружно жили. Троих сыновей вырастили: Владимир сейчас, можно сказать, преемник мамы - главный агроном СПК «Велижановский», Александр управляет автопредприятием в Новоалтайске, Николай больше пошел по спортивной части.

- А сын-агроном с вами советуется по овощам? О работе рассказывает?

- Попробуй не расскажи! – засмеялся и опередил маму Владимир Алексеевич. – Допросит с пристрастием: что посадили, сколько, как с сорняками? Да по полной допытает.

- А что ты не говоришь о цене? В прошлом году ее не было и половину урожая не реализовали, - припирает его к стенке строгая контролерша.

- Ну ты скажешь - половину, - отступил агроном.

- А вообще я богатая бабка! – переключилась на другое Мария Игнатьевна. - Семеро внуков у меня, одиннадцать правнуков. Вместе соберемся, так за этим большим столом не помещаемся. Ольга, Володина дочь (она директор школы в Новоалтайске), мне как-то сказала: «Баба, а ведь мы все в этом доме родились». Так оно и есть. Сейчас живут самостоятельно, но это всегда и их дом.

В подтверждение Мария Игнатьевна приводит факт, которого мы не ожидали. Вот сейчас готовит 60 корней перца, 300 - помидоров, а еще огурцы, баклажаны, дыни, арбузы. В такие сроки будет пикировать перцы, баклажаны, позже – помидоры. Все высадят - огород-то 18 соток. Зачем столько много? Так, считайте, на четыре семьи, и погреб у нас здесь один на всех. Пока другие на работе, сама же потихоньку и тяпает летом сорняки.

Мы прощаться, а Мария Игнатьевна всплеснула руками: «Да что ж это я? Нет, без чая не отпущу!» - и захлопотала на кухне. За столом она рассказала, что по теплу наведается в поле к своему заветному топольку, который посадила в 1937 году. Высаживали рассаду, а он тоненьким стебельком проклюнулся из земли. Погибнет же при обработках. Мария к бригадиру: «Жалко его, можно пересажу?» Пересадила на кромку поля. Теперь он могуч - 75 лет все-таки. Сколько раз она в трудные минуты наведывалась к нему: «Ну как ты, мой дружок? Шелестишь, дюжишь?» - и становилось легче на душе. И еще сказала, что много раз ее звали работать в Новосибирск, Красноярск, но всех отшила: «Нет, ребята, Алтаю не изменю…»

Справка «АП»
Мария Игнатьевна Белоусова родилась 18 марта 1921 года в Семипалатинской области. В 1929 году семья переехала на Алтай. В 16 лет, в 1937 году, Мария пошла работать овощеводом в совхоз «Новоалтайский» Первомайского района. С 1939-го - звеньевая, с 1942 по 1990 год – бригадир овощеводства. Уже в 1940 году – участник ВСХВ в Москве, там же получила первую награду – знак «Отличник социалистического соревнования». 1966 год - Герой Социалистического Труда (золотая медаль «Серп и Молот» и орден Ленина). Награждена также орденами Трудового Красного Знамени (дважды – 1948 и 1949 гг.), Октябрьской Революции – 1972-й, «За заслуги перед Алтайским краем» II степени – 2011 год. Делегат XXIV съезда КПСС в 1971-м, два созыва (70-е годы) – депутат Верховного Совета РСФСР, 21 год была членом бюро Первомайского райкома партии. В 1972-м учреждена краевая премия ее имени, которая почти два десятка лет ежегодно вручалась лучшим овощеводам и картофелеводам. Сегодня Мария Белоусова - член совета старейшин при губернаторе края.

Фоторепортаж