Казаки в Париже

Выставка из Государственного исторического музея приурочена к 200-летию Бородинского сражения

00:00, 24 марта 2012г, Культура 2726


Казаки в Париже Фото №1

Экспозиция «Казаки в Париже», которая открылась в краевом художественном музее, вполне может претендовать на статус одного из главных культурных событий года на Алтае. На торжественном открытии (в которую, кстати, вошли также ценные материалы из местных музеев) побывали представители Государственного исторического музея (Москва), краевой администрации, люди науки и искусства. Выставка, посвященная 200-летию войны 1812 года, а также Году истории в России, повествует всего об одном, но зато интереснейшем эпизоде наполеоновских войн: о вступлении казачьего войска в Париж весной 1814 года.

– Я убежден, что жителям края выставка понравится, потому что нет ничего интереснее, чем посмотреть на столкновение культур двух крупнейших государств своей эпохи, на их различие и на то, как мирно они могут уживаться в простых бытовых условиях, – заметил на открытии экспозиции вице-губернатор
Даниил Бессарабов.

Заведующая отделом региональных выставок Государственного исторического музея Татьяна Мартынова рассказала, что тема войны 1812 года для ГИМ является совершенно особенной: в начале прошлого века, как раз к 100-летию Бородинского сражения, хотели создать специальный музей войны 1812 года. Для него даже были отобраны экспонаты (сохранились их описи), но идея так и не была реализована. Зато к 200-летию этой даты такой музей, похоже, все-таки появится: в сентябре его планируют открыть в здании бывшей Московской городской думы. А поскольку основные экспонаты и силы сотрудников сконцентрированы сейчас в этом будущем музее, для региональных выставочных площадок решено было подготовить тематические выставки, посвященные отдельным эпизодам войны. Именно такова выставка «Казаки в Париже».

– Эта экспозиция рассказывает и о предшествующих военных действиях, – объяснила Татьяна Мартынова. – Вы можете увидеть и карты Парижа, и карты боев, которые проходили перед взятием города, и главных действующих лиц – императора Александра I, Наполеона, Кутузова. Но главным героем выставки все-таки является атаман казачьего войска Матвей Платов, и его личные вещи также можно увидеть здесь.

Однако, по общему признанию, наиболее обаятельной частью экспозиции являются 25 остроумных акварелей чрезвычайно наблюдательного чешского художника Георга Эммануэля Опица. Весной 1814 года он случайно оказался в Париже – и не смог пройти мимо темы вынужденного диалога представителей столь разных культур: казаков, которые по-хозяйски расположились бивуаком на Елисейских Полях, и жителей французской столицы.

Надо сказать, художник удержался от соблазна изобразить представителей казачьего войска этакими жуткими дикарями. Напротив, на его работах улыбчивые, добродушные румяные казаки, стриженные «под горшок», всюду окружены толпой восторженных парижан. Есть и поистине очаровательные детали: на одной из акварелей казаки у витрины художественного магазинчика рассматривают карикатуры на самих себя.

– Художника, как и многих его современников, русские казаки действительно поразили, – рассказывает Людмила Сахарова, старший научный сотрудник отдела истории XIX века ГИМ и соавтор выставки. – Это был настоящий культурный шок, да и само слово «казак» производило на всех огромное впечатление! И когда они вот так нахально и в то же время мирно расположились в Париже, жители города поначалу были напуганы, а потом стали присматриваться к этим людям. Георг Опиц запечатлел множество бытовых сценок: казаки купают лошадей в Сене, идут на рынок, чтобы потом прямо на улице приготовить купленные продукты. С умилением играют с детьми и беседуют с няньками в саду Тюильри, посещают Лувр, где замирают перед статуей Аполлона. И просто жадно впитывают атмосферу Парижа, праздника, весны и мира.

Кстати, не случайно на выставке можно увидеть и «женскую» витрину с батистовым розовым чепчиком, сумочкой, веером и длинными перчатками: парижанки, если судить по акварелям Опица, от бравых казаков были без ума. Напротив – витрина с казачьей униформой: чекмени из алого и черного сукна (с невероятно узкой талией, предполагающей, как подозревают, ношение корсета), шашка из дамасской стали, булава, дорожный сундучок. Есть тут также башкирский лук и пики – этнический состав казачьего войска был разнообразен и, как объясняют сотрудники ГИМ, лучники не терялись в эпоху огнестрельного оружия: точность, дальность и скорость их стрельбы позволяли противостоять противникам с ружьями.

Но поскольку военными действиями тема не исчерпывается, представлены посуда из орденского сервиза, медали, кубки, табакерка, отражающая тему пожара в Москве, немецкие игральные карты 1815 года (на них тоже запечатлены казаки) и многое другое. Есть даже детская деревянная игрушка-движок, на которой большой рыжебородый казак сражается лично с Наполеоном. Некоторые из представленных вещей хранятся в нашем художественном музее, а одна любопытная французская карта XIX века, на которой Сибирь (вместе с Барнаулом и Бийском) отнесена к Китайской империи, предоставлена частным музеем «Мир времени».

Справка «АП»
Георг Эммануэль Опиц – миниатюрист, акварелист, гравер и литограф. Родом из Праги. С 1801 работал в Вене как вольный художник-портретист, позже стал создавать жанровые зарисовки с натуры. В 1814 году прибыл в Париж буквально накануне вступления в город русской армии.

Фоторепортаж