Как нарисовать стихи Рождественского: в Барнауле проходит выставка каллиграфии
17:53, 14 мая 2024г, Культура 1083
Она посвящена Дню славянской письменности и культуры и проходит в Доме народов Алтайского края. В экспозицию выставки вошли работы известного мастера Ольги Алексеенко и ее учеников. Их объединяет любовь к тексту как произведению изобразительного искусства. На открытии выставки художники сами рассказывали о своем творчестве и представленных работах.
Тонким перышком – в тетрадь…
Глядя на них, я вспомнил свое школьное детство, мытарства и терзания по поводу некрасивого почерка. Буквы у меня не получались, плясали, как пьяные у кабака, их линии не желали создавать гармонию. Учительница начальных классов, теряя терпение, снижала на два балла оценку, советовала мне отправиться в монастырь, ведь там бы точно научили красиво писать: все крупные монастыри имели мастерские по переписке рукописей, где оттачивали свое мастерство монахи. А в студенческие годы мои конспекты никто не мог почитать, включая автора. Позже появились компьютеры. Они стали спасением для таких «недокаллиграфов», как я. Но красивый почерк так и остался непокоренной горой. С ее вершиной — каллиграфией, за которой парило высокое искусство…
- Я не занимаюсь исправлением почерка, это разные направления, - смеется Ольга. — Каллиграфический почерк, я думаю, похож на классическую каллиграфию, где все буквы одинаковой высоты, наклона, ширины, чёткие и понятные, возможно, с завитками. Планирую заняться детьми чуть позже, открыть детскую студию каллиграфии и исправления почерка.
Главный экспонат
Сама Ольга пришла на открытие своей выставки в красивом платье с росписью:
«Мне кажется, это лучшее что я создала за последнее время, — призналась она. — Это славянская вязь, которой я недавно начала учиться писать и роспись на платье акриловыми красками и кистью. Писала всё в экстремально быстром темпе, без разметки, но были предварительные эскизы карандашом. Если прокачивать скилы, то только сложными для себя проектами, в этом я убеждаюсь в очередной раз».
После открытия выставки это платье стало ее экспонатом.
Буква как программа
Каллиграфия, в переводе с греческого — «красивое письмо», «красивый почерк». Это удивительный вид искусства, возникший 5–6 тысяч лет назад, который позволяет увидеть красоту в мельчайших деталях, чтобы затем превратить буквы любого текста в настоящую «живопись». Техника каллиграфии — не только красивое письмо, это духовная и ментальная практика. В каждой букве заключена информационная программа, которая тесно связана с языком, письменностью, культурой и духовными традициями народа.
«Периодически меня спрашивают, зачем я, обучая людей, создаю себе конкуренцию? – Рассказывает Ольга. - В 2016 году я увлеклась этим искусством. В Барнауле тогда не было ни одного каллиграфа, с кем я могла бы разделить своё увлечение и у которого могла бы чему-то научиться. Я графический дизайнер по профессии. И для работы над проектами мне нужны разные знания и навыки, например, живопись, графика, типографика, работа в графических программах, шрифты и т.д. Этому нас учили в Институте архитектуры и дизайна. А вот каллиграфии не было. Однажды выполняя один из заказов, мне нужно было вручную сделать надпись пером, но не получилось. Стала разбираться, изучать эту тему. Нашла много вдохновляющих видео в интернете, стала пробовать сама и влюбилась в это красивое изящное искусство. Стала в нём развиваться параллельно основной профессии».
Каждый берёт от каллиграфии то, что ему нужно: для одних это профессиональный навык, для других своего рода медитация, для третьих отдых, для четвертых — самореализация. А для кого-то всё вместе.
Некоторые из учеников Ольги приходят на курс, успешно его заканчивают, а дальше просто изредка возвращаются к письму или не возвращаются вовсе, а кто-то продолжает «гореть» этим делом, не бросают, занимаются и развиваются.
Смешение стилей
Алексеенко практиковалась по книге доктора Джозефа Витоло, позже прошла курс в школе каллиграфии Nikoliettaschool, смотрела разные видео. Но не хватало живого общения. Потом начали приходить заказы, а через год появился запрос на офлайн - обучение. И пошло-поехало. На сегодняшний день она выпустила 15 групп, это около 150 человек и продолжает набирать на базовый курс. Кроме того, у нее три группы продолжающих. С ними изучаются разные стили каллиграфии — копперплейт, спенсериан, итальянский курсив, модерн, кисть, современная экспрессивная каллиграфия, вязь. Ученики пробуют разные техники оформления работ: акварельные фоны, графичные рисунки, линогравюра, ручное тиснение.
Стоит объяснить разницу стилей. Копперплейт – самый популярный, пожалуй, стиль каллиграфии. Его особенность – использование нажима при письме. Копперплейт — английский стиль письма. Он пишется медленно, в буквах есть тонкие, широкие линии и плавные переходные между ними. Стиль строится на овалах. Спенсериан - американский стиль. Более почерковый, быстрый, не такой контрастный, как коппер. В нём мало нажимов, в основном тонкие линии. Пожалуй, он еще более витиеватый. Создатель этого письма, Платт Р. Спенсер-старший, черпал вдохновение в изящных природных формах, таких как гладкая овальная галька в ручье. Вполне вероятно, что Спенсер создал свой стиль, используя обычное перо, однако на развитие стиля спенсериан сильно повлияла широкая доступность ручек из высококачественной стали.
Ольга уверена, что все стили сложны и красивы по-своему, со всеми можно работать и переосмысливать, подавать в своем ключе. Практикуясь, каллиграф может трансформировать шрифт и сделать из него нечто новое, соединять несколько стилей в один. Как это делает, например, известный российский мастер каллиграфии Александр Боярский.
«Так что не жалейте делиться своими знаниями и умениями, вы будете от этого только счастливее! — уверена художница. — каллиграфия развивает в человеке усидчивость, терпение, внимательность, воображение, креативный подход. Нейропсихологи это подтверждают».
Слияние рек
Алексеенко писала титры для кино, надписи на памятниках. Из Москвы к ней обратился мужчина, у которого в 2021 году от коронавируса умерли мама и сестра. Для них он сделал невероятно красивые памятники с потрясающими портретами и заказал каллиграфию.
Из радостных моментов — свадебные и поздравительные открытки. А гордится она созданием арт-серии из 30 работ по заказу ГМИЛИК для мемориального музея Роберта Рождественского. Это живописные листы в технике каллиграфии и акварели.
Для каждого стихотворения мастер подбирала свой вид бумаги, фон и технику письма. Так что стихи Рождественского можно не только послушать , но и увидеть.
«Это был крутой заказ по меркам каллиграфов в России. Для создания работ мне была дана полная свобода, предоставили только стихи. Материалы, стили письма, композиционное решение я выбирала сама. Сочетание каллиграфии и акварели — как слияние двух рек, создающее новое, неповторимое, будоражащее сознание. Выбирала я как чувствовала. При небольшом разнообразии шрифтов, тем не менее их можно выразить (подать) по-разному, в зависимости от того, какой образ хочет передать каллиграф или какие эмоции. И здесь мастер выступает своего рода режиссером.
Например, возьмем это стихотворение Роберта Рождественского:
«Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.
Я тащил на усталой спине свой единственный крест.
Было холодно так, что во рту замерзали слова.
И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.
И разжег я костер на снегу.
И стоял.
И смотрел,
как мой крест одинокий удивленно и тихо горел…
А потом зашагал я опять среди черных полей.
Нет креста за спиной…
Без него мне
еще тяжелей».
С помощью художественных средств и каллиграфии появился костёр
А здесь с помощью ассиметрии создалось тёмное пустое пространство, передающее пустоту:
Памяти Хемингуэя
Уходят, уходят могикане.
Дверей не тронув.
Половицами не скрипнув.
Без проклятий уходят.
Без криков.
Леденея.
Навсегда затихая.
А здесь акцент на слове ЖИТЬ
Где-то просто используя разные размеры и стили шрифта, можно подчеркнуть то, что зацепило.
А в этом стихотворении захотелось, чтобы от слова «горячо» появлялось ощущение обжигающего пламени:
В общем, играешь с образами букв, насколько позволяет фантазия, чтобы зритель даже не читая слова, мог считать с картины эмоцию, настроение, основную мысль, — резюмирует Ольга.
Иногда ей говорят, что все это красиво, но довольно трудно для восприятия: надо напрягаться, вчитываться.
- Есть такое. Но я думаю так, для людей всё стараются упростить, сделать максимально доходчиво, чтобы человек посмотрел и мозги не напрягал, всё понял. Но, мне кажется, должно что-то оставаться сложным, чтобы не расслаблять, а напрягать мозг, иначе мы обратно к обезьянам отправимся в развитии… Не зря же кроссворды люди разгадывают, учатся, наукой занимаются-хотят трудностей. Вот каллиграфия для таких, — объясняет мастер.
Кстати, уникальные произведения художников-каллиграфов – панно, рукотворные книги, роспись костюма – может увидеть каждый желающий. Выставка продлится до 30 июня. А 17 мая в Доме народов пройдет мастер-класс по каллиграфии.