Как нарисовать стихи Рождественского: в Барнауле проходит выставка каллиграфии

17:53, 14 мая 2024г, Культура 1083


Фото: из личного архива Ольги Алексеенко
Фото: из личного архива Ольги Алексеенко

Она посвящена  Дню славянской письменности и культуры и проходит в Доме народов Алтайского края. В экспозицию выставки вошли работы известного мастера  Ольги Алексеенко и ее учеников. Их   объединяет любовь к тексту как произведению изобразительного искусства. На открытии выставки художники сами рассказывали о своем творчестве и представленных работах.

Тонким перышком – в тетрадь…

Глядя на них, я вспомнил  свое школьное детство, мытарства и терзания  по поводу некрасивого  почерка. Буквы у меня не получались, плясали, как пьяные у кабака, их линии не желали создавать гармонию. Учительница начальных классов,  теряя терпение, снижала на два балла оценку, советовала мне отправиться в монастырь, ведь там бы точно научили красиво писать: все  крупные монастыри имели мастерские по переписке рукописей, где оттачивали свое мастерство монахи.   А в студенческие годы мои конспекты никто не мог почитать, включая автора.  Позже появились компьютеры. Они стали спасением  для таких «недокаллиграфов», как я. Но красивый почерк так и остался непокоренной  горой. С ее вершиной — каллиграфией, за которой парило  высокое искусство…

- Я не занимаюсь исправлением почерка, это разные направления,  -  смеется Ольга.  — Каллиграфический почерк, я думаю,  похож на классическую каллиграфию, где все буквы одинаковой высоты, наклона, ширины, чёткие и понятные, возможно, с завитками. Планирую заняться детьми чуть позже, открыть детскую студию каллиграфии и исправления почерка.

Фото: из личного архива Ольги Алексеенко фото
Фото: из личного архива Ольги Алексеенко

Главный экспонат

Сама Ольга пришла на открытие своей выставки в красивом платье с росписью:

«Мне кажется, это лучшее что я создала за последнее время, — призналась она. —  Это славянская вязь, которой я недавно начала учиться писать и  роспись на платье акриловыми красками и кистью. Писала всё в экстремально быстром темпе, без разметки, но были предварительные эскизы карандашом. Если прокачивать скилы,  то только сложными для себя проектами, в этом я убеждаюсь в очередной раз».

После открытия выставки это платье стало ее экспонатом.

Буква как программа

Каллиграфия,  в переводе с греческого  —  «красивое письмо», «красивый почерк». Это удивительный вид искусства, возникший 5–6 тысяч лет назад, который позволяет увидеть красоту в мельчайших деталях, чтобы затем превратить буквы любого текста в настоящую «живопись». Техника каллиграфии —  не только красивое письмо, это духовная и ментальная практика. В каждой букве заключена информационная программа, которая тесно связана с языком, письменностью, культурой и духовными традициями народа.

«Периодически меня спрашивают, зачем я, обучая людей, создаю себе конкуренцию? – Рассказывает  Ольга. -   В 2016 году я увлеклась этим искусством. В Барнауле тогда   не было ни одного каллиграфа,  с кем я могла бы разделить своё увлечение и у которого могла бы чему-то научиться. Я графический дизайнер по профессии. И для работы над проектами мне нужны разные знания и навыки, например, живопись, графика, типографика, работа в графических программах, шрифты и т.д. Этому  нас учили в Институте архитектуры и дизайна. А вот каллиграфии не было. Однажды выполняя один из заказов, мне нужно было вручную сделать надпись пером, но не получилось. Стала разбираться, изучать эту тему. Нашла много вдохновляющих видео в интернете, стала пробовать сама и влюбилась в это красивое изящное искусство. Стала в нём развиваться параллельно основной профессии».

Каждый берёт от каллиграфии то, что ему нужно: для одних  это профессиональный навык, для других  своего рода медитация, для третьих  отдых, для четвертых  — самореализация. А для кого-то всё вместе.

Некоторые из учеников Ольги  приходят на курс, успешно его заканчивают, а дальше просто изредка возвращаются к письму или не возвращаются вовсе, а кто-то продолжает «гореть» этим делом, не бросают, занимаются и развиваются.

Смешение стилей

Алексеенко  практиковалась по книге доктора Джозефа Витоло, позже прошла курс в школе каллиграфии Nikoliettaschool, смотрела разные видео. Но  не хватало живого общения.  Потом   начали приходить  заказы, а через год появился запрос на офлайн  - обучение. И пошло-поехало. На сегодняшний день она  выпустила 15 групп, это около 150 человек и продолжает  набирать на базовый курс. Кроме того, у нее три  группы продолжающих. С ними  изучаются разные стили каллиграфии  — копперплейт,  спенсериан, итальянский курсив, модерн, кисть, современная  экспрессивная  каллиграфия, вязь. Ученики  пробуют  разные техники оформления работ:  акварельные фоны, графичные рисунки, линогравюра, ручное тиснение.

Стоит объяснить разницу стилей. Копперплейт – самый популярный, пожалуй,    стиль  каллиграфии.  Его  особенность – использование нажима при письме. Копперплейт —  английский стиль письма. Он  пишется медленно, в буквах есть тонкие, широкие линии и плавные переходные между ними. Стиль строится на овалах.  Спенсериан  -  американский стиль. Более почерковый, быстрый, не такой контрастный,  как коппер. В нём мало нажимов, в основном тонкие линии. Пожалуй, он еще более витиеватый.  Создатель этого письма, Платт Р. Спенсер-старший, черпал вдохновение в изящных природных формах, таких как гладкая овальная галька в ручье. Вполне вероятно, что Спенсер создал свой стиль, используя обычное перо, однако на развитие стиля спенсериан сильно повлияла широкая доступность ручек из высококачественной стали.

Ольга уверена, что  все стили сложны и красивы по-своему, со всеми можно работать и переосмысливать, подавать в своем ключе. Практикуясь, каллиграф может трансформировать шрифт и сделать из него нечто новое, соединять несколько стилей в один. Как это делает, например, известный российский мастер каллиграфии Александр Боярский.

«Так что не жалейте делиться своими знаниями и умениями, вы будете от этого только счастливее! — уверена художница. — каллиграфия развивает в человеке усидчивость, терпение, внимательность, воображение, креативный подход. Нейропсихологи это подтверждают».

Слияние рек

Алексеенко писала титры для кино, надписи  на памятниках.  Из Москвы к ней  обратился мужчина, у которого  в 2021 году от коронавируса умерли мама и сестра. Для них он сделал невероятно красивые памятники с потрясающими портретами и заказал  каллиграфию.

Из радостных моментов — свадебные и поздравительные открытки.  А гордится она созданием арт-серии из  30 работ  по заказу ГМИЛИК для мемориального музея Роберта Рождественского. Это живописные листы в технике каллиграфии и акварели.

Для каждого стихотворения мастер подбирала свой вид бумаги, фон и технику письма. Так что стихи Рождественского можно не только послушать , но и увидеть.  

«Это был крутой  заказ по меркам каллиграфов в России. Для создания работ  мне была дана полная свобода, предоставили только стихи. Материалы, стили письма, композиционное решение я выбирала сама. Сочетание  каллиграфии и акварели — как слияние двух рек, создающее новое, неповторимое, будоражащее сознание. Выбирала я  как чувствовала. При небольшом разнообразии шрифтов, тем не менее их можно выразить (подать) по-разному, в зависимости от того,  какой образ хочет передать каллиграф или какие эмоции. И здесь мастер выступает своего рода режиссером.

Например, возьмем  это стихотворение Роберта Рождественского:

«Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.

Я тащил на усталой спине свой единственный крест.

Было холодно так, что во рту замерзали слова.

И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.

И разжег я костер на снегу.

И стоял.

И смотрел,

как мой крест одинокий удивленно и тихо горел…

А потом зашагал я опять среди черных полей.

Нет креста за спиной…

Без него мне

еще тяжелей».

С помощью художественных средств и каллиграфии появился костёр

Фото: из личного архива Ольги Алексеенко фото
Фото: из личного архива Ольги Алексеенко

А здесь с помощью ассиметрии  создалось  тёмное пустое пространство, передающее пустоту:

Памяти Хемингуэя

Уходят, уходят могикане.

Дверей не тронув.

Половицами не скрипнув.

Без проклятий уходят.

Без криков.

Леденея.

Навсегда затихая.

Фото: из личного архива Ольги Алексеенко фото
Фото: из личного архива Ольги Алексеенко

А здесь акцент на слове ЖИТЬ

Фото: из личного архива Ольги Алексеенко фото
Фото: из личного архива Ольги Алексеенко

Где-то просто используя разные размеры и стили шрифта, можно подчеркнуть то, что зацепило.

А в этом стихотворении захотелось, чтобы от слова «горячо» появлялось ощущение обжигающего пламени:

Фото: из личного архива Ольги Алексеенко фото
Фото: из личного архива Ольги Алексеенко

В общем, играешь  с образами букв, насколько позволяет фантазия, чтобы зритель даже не читая слова, мог считать с картины эмоцию, настроение, основную мысль, — резюмирует Ольга.

Иногда ей говорят, что все это красиво, но довольно трудно для восприятия: надо напрягаться, вчитываться.

- Есть такое. Но я думаю так, для людей всё стараются упростить, сделать максимально доходчиво, чтобы человек посмотрел и мозги не напрягал, всё понял. Но, мне кажется, должно что-то оставаться сложным, чтобы не расслаблять, а напрягать мозг, иначе мы обратно к обезьянам отправимся в развитии… Не зря же кроссворды люди разгадывают, учатся, наукой занимаются-хотят трудностей. Вот каллиграфия для таких, — объясняет мастер.

Кстати, уникальные произведения художников-каллиграфов – панно, рукотворные книги, роспись костюма – может увидеть каждый желающий. Выставка продлится до 30 июня. А 17 мая в Доме народов пройдет мастер-класс по каллиграфии.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж