От Алея до океана

Об алтайском моряке, который совершил 16 дальних океанских походов и провёл под водой 8 лет

00:00, 28 июля 2012г, Общество 2696


От Алея до океана Фото №1

Накануне Дня Военно-морского флота к нам в редакцию пришёл Александр Галяткин, житель Алейского района. Он рассказал о своём земляке и друге детства Анатолии Сугакове, который имеет прямое отношение к приближающемуся празднику.

- Из него клешнями истории из военной жизни не вытянешь, - смеется Александр Иванович. – Ведь я даже не знаю, за что мой друг получил звание Героя России.

Оба друга родились в селе Кашино Алейского района, вместе ходили в школу, решали одни задачи и писали похожие сочинения, потому что свободное время зимой и летом проводили на Алее.

- У нас была целая флотилия, - вспоминает рассказчик. – Устраивали на реке «морские бои» и плавали на стареньких лодках в соседние сёла. Такие путешествия доставляли несказанное удовольствие и радость обоим, а Толе – в особенности.

О море он мечтал с детства. Окончил школу, и вопрос, куда пойти учиться, разрешился сам собой. В 1967 году Сугаков уехал во Владивосток и поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова.

Дома остались его родители Екатерина Сергеевна и Иван Селивёрстович, работавшие в местном колхозе, сёстры Валентина и Галина, брат Сергей. Через время они переехали в Казахстан, но это не помешало моряку каждый год посещать родные места.

Только вперёд!

- Как только выдавались каникулы, он тут же мчался в Кашино, - вспоминает Александр Галяткин. - Мы встречались и снова шли к любимому Алею. Между прочим, благодаря одной из поездок домой он познакомился с будущей женой Марией. Она жила в соседнем селе Кабаково. А по нему ведь все девчата сохли! Приедет наш Толя в форме, с военной выправкой, глаз невозможно оторвать.

В молодости, видя капельки ревности в глазах любимой, он отшучивался: «Не волнуйся, фотографии с сотнями поклонниц я давно закопал под сосной!» Сыграли свадьбу, когда Анатолий ещё учился.

В 1972 году Сугаков окончил училище с красным дипломом и отправился служить на катерах: сначала в качестве помощника командира противолодочного П-261, затем командиром П-270 Камчатской военной флотилии.

А ныне за его плечами и служба на атомных подводных лодках двух флотов – Тихоокеанского и Северного. На Севере задержался надолго: он был инженером электронавигационной группы подводной лодки К-171, командиром штурманской боевой части (К-499, К-487), старшим помощником командира крейсера К-424.

Окончив в 1983 году Высшие специальные офицерские классы ВМФ, Анатолий Сугаков участвовал в испытаниях нового комплекса ракетного оружия из высокоширотного района Северного Ледовитого океана, командовал субмариной «Верхотурье», которая 2 сентября 1987 года из Североморска взяла курс на самую северную точку планеты, где произвела первые ракетные стрельбы с Северного полюса.

- Попасть в состав экипажа его подводной лодки моряки считали за честь, - продолжает собеседник. – Анатолий всегда ценил в людях надежность, честность. Если человек его один раз обманул, он отстраняется от него. На подводной лодке командир должен быть уверен в каждом из подчиненных.

С возрастом тяга к знаниям не прекращалась. С 1989 по 1991 год он учился в Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова, которую окончил с отличием. Затем продолжил службу командиром атомной подводной лодки в одной из воинских частей.

В 1996 году указом президента РФ за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряжённых с риском для жизни, капитану I ранга Анатолию Сугакову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Походы, походы…

За время службы, которой Анатолий Иванович отдал большую часть жизни, он совершил 16 дальних арктических походов. Если заглянуть в бортовые журналы подводных лодок и подсчитать, сколько времени наш земляк провёл под водой, получится без малого 8 лет.

Одна из самых приятных и удивительных историй произошла с Сугаковым, когда он нёс службу на Северном флоте. Тогда он думал, что возвращается из последнего дальнего плавания. По традиции в конце службы моряки бросают фуражки или шапки (в зависимости от погодных условий) в воду. Наш герой не хотел, чтобы кто-то видел, как он прощается с морем, ушёл подальше и бросил шапку. А через время она к нему вернулась – старпом принёс со словами: «Может, ещё поплывём вместе?!» Да, от глаз бдительного подчинённого скрыться не удалось. Так ведь и поплыли!

Помнит Анатолий Иванович и о страшном известии, которое пришло экипажу во время одного из походов в августе 2000 года. Тогда в Баренцевом море затонул атомный крейсер «Курск». Три дня в отсеках стояла гнетущая тишина, отдавались только необходимые приказы. Все очень переживали, что ничем нельзя было помочь, а моряки с затонувшей подлодки жили в одной казарме с моряками Сугакова и хорошо знали друг друга.

Рука об руку

Жёсткий график, длительные командировки, моря и океаны… На протяжении всей жизни ангелом-хранителем и лучшим другом для Анатолия Ивановича стала жена Мария.

- Бывало, из одной командировки сразу в другую отправляют, дух не успевал перевести, - рассказывает Александр Галяткин. – Пара часов, чтобы увидеться с семьёй, и снова в плавание. Супруга преподавала в школе, потом стала директором, и, конечно, она занималась воспитанием сына Дмитрия, сейчас ему 36 лет. Он хотел пойти по стопам отца и даже поступил в военно-морское училище, но через два года понял – не его. Его больше привлекала экономика, с которой жизнь и связал.

Когда Сугакову исполнилось 50 лет, он ушёл в отставку. На тот момент его семья жила в Санкт-Петербурге. Бывший моряк нашёл себя на берегу: с 2000 по 2010 год работал генеральным директором завода «Белкозин». И здесь показал себя с лучшей стороны. Сейчас он – член совета директоров завода.

Позже супруги переехали в город Лугу, что под Петербургом, там и живут по сей день, помогают воспитывать двух внучек. Следующим летом Герой России обещал приехать на родину, где его с нетерпением ждут друзья и родственники.

Фоторепортаж