«Маска, я вас знаю!..»

00:00, 25 августа 2012г, Культура 2043


«Маска, я вас знаю!..» Фото №1

В краевом Художественном музее (ГХМАК) открылась персональная выставка Екатерины Рождественской

Встреча вторая

Жители края познакомились с творчеством Екатерины Рождественской в 2008 году. Ее первая выставка проходила также в ГХМАК и была представлена визитной карточкой художника - фотопроектом «Частная коллекция», известным всем, кто хоть раз брал в руки журнал «Караван историй». Нынешняя экспозиция называется просто - «Моя новая выставка». Помимо работ из «Частной коллекции» она включает также портреты из серий «Винтаж», «История белья» и «Pin-Up».

Светлана Артюхова, заведующая отделом выставочных проектов и музейных программ ГХМАК, рассказала:

- В 1998 году на церемонии вручения «Тэффи» Рождественская стала рассматривать звёзд российской эстрады и фантазировать, на какой известный портрет похожа ведущая и соседи вокруг. Так родилась идея первого проекта «Частная коллекция». Cейчас у нее их уже более тридцати. Для каждой работы Екатерина тщательно подбирает картину, подходящего человека. Многие знаменитости категорически не соглашаются на съемку, некоторые поддаются на уговоры. Одними из первых моделей были Людмила Гурченко и Иосиф Кобзон.

Это потрясающее чувство, когда стирается грань между фотографией и работой художника. В проектах принимает участие немало актёров, ведь им легче вжиться в роль изображённого человека. И многих артистов, представителей шоу-бизнеса невозможно узнать. Чем интересна эта экспозиция? Мы совершаем экскурс в историю живописи – видим работы представителей и русской, и зарубежной школ. Эта выставка в творческой судьбе Екатерины Рождественской 118-я по счету, она уже проехала половину Сибири и из Барнаула отправится в Новосибирск.

Также все желающие могут узнать о том, как рождаются образы фотопроектов художника – на большом экране в выставочном зале демонстрируется документальный фильм о студии Рождественской. В роли экскурсовода выступает в кадре сама Екатерина Робертовна.

«Жизнь кажется прекрасной…»

Идея «Частной коллекции» общеизвестна: популярные деятели нашего времени перевоплощаются в медийных лиц времен Дюрера и Рембрандта, Веласкеса и Моне, Репина и Сурикова, многих других художников. И схожесть с прототипами иногда просто потрясает. Причем, заметим, часто для этого не нужно тончайших прорисовок, воссоздания в мельчайших подробностях костюмов исторических эпох. Порой, кажется, не нужно совсем ничего, кроме… самой модели – человека. И истинное мастерство Екатерины Рождественской заключается в том, что она открывает нам подлинную глубину и цельность известных людей.

«Виват, король, виват!» - этот рефрен неизменно всплывает в памяти, когда видишь Вахтанга Кикабидзе в образе «Старого короля» Жоржа Руо. Иные попадания не то что стопроцентны, глядя на работы, вспоминаешь популярное нынче определение «плюс100500». Я имею в виду портреты, героями которых являются Евгений Кемеровский, Леонид Каневский, Макс Покровский, Артемий Троицкий, Михаил Шац, Алексей Глызин, Ирина Пегова. Абсолютно фантастичны при минимуме выразительных средств Татьяна Навка и Илья Авербух. А попробуйте узнать героев, вошедших в образы полотен «Гитарист-бобыль» В. Перова и «Папа Иннокентий Х» Диего Веласкеса! Попытайтесь не читать подписи под работами – навряд ли вы, глядя прямо в лицо героя, узнаете, например, Тимати…

А вот в серии «Винтаж» первые посетители выставки с радостью узнавали нашего земляка. Алексей Смертин предстал здесь в роли достойного представителя советского спорта – разумеется, в красном спортивном костюме. По соседству с этим героем разместились его «антагонисты» - денди Вениамин Смехов и хиппи Даниил Спиваковский. Проект «Pin-Up» сделан в стилистике американского плаката 30-40-х годов. Изначально, как рассказала Светлана Артюхова, этот «агитпроп» создавался для представителей истинно мужских профессий - военнослужащих и дальнобойщиков. Потому естественно, что изображал он идеализированную версию того, как именно должна выглядеть красивая женщина.

Написание текстов к следующему проекту – «История белья» самой (!) Дарьей Донцовой упоминалось в анонсах выставки особо. Предлагаем образчик творчества самого читаемого автора страны.

«После суетного рабочего дня продавщица Даша отдыхает в своей комнате. В 50-х годах ХХ века в шкафу у каждой женщины непременно имелось несколько комбинаций разного цвета и качества. Даша не исключение, она использует комбинацию в качестве домашней одежды. А что ей надевать? Спортивных плюшевых костюмов еще не придумали, о джинсах Дашенька не слышала, остается комбинашка. Похоже, женщина одинока, но она не теряет надежды выйти замуж. Пусть на кухне ругаются соседи, пусть в коридоре орет радио, Даша съела коробочку дефицитных конфет и сейчас ждет к себе в гости очередного кавалера. Жизнь кажется ей прекрасной».

С косой, уложенной венцом а-ля Юлия Тимошенко, в черной комбинации, запечатлена на полотне сама автор текста… Позволим себе не согласиться с ним от лица «каждой женщины пятидесятых». У супруг московской чиновной элиты и барышень из Переделкино, вероятно, и имелось в шкафу в те годы «непременно несколько комбинаций разного цвета и качества». Но, по рассказам наших бабушек, в те годы многие нестоличные дамы и слова-то такого не знали, а драгоценные трофейные сорочки по незнанию носили порой как… платья.

Тем и хороши работы Рождественской, что они позволяют самому зрителю сделать определенные выводы. И по поводу продавщицы Даши тоже: пусть диван ее готов к приему очередного кавалера, а вот коврик на полу больно потерт, затёрхан. Есть увядающий пышный букет, но нет ничего, отрицающего эгоцентризм главной героини – ни птички тебе, ни рыбки, ни собачки. И книжки-то не на почетном месте находятся, а на полу, у ног продавщицы Даши. Наверное, романы любовные. Или детективы.

Жизнь действительно прекрасна на полотнах Рождественской. Потому что она, эта жизнь, реальна и правдива. А значит, честен художник, и благодаря его видению ты вдруг узнаешь – повторюсь, - как замечательно глубок, ироничен, оригинален, казалось бы, давно известный тебе человек. И, наоборот, видишь, как за мнимой значительностью персоны скрывается весьма посредственный персонаж. Ты в очередной раз удивляешься тому, насколько родным стал нам «русский финн» Вилле Хаапасало, не стесняющийся предстать принародно в колпаке и ночной сорочке до пят (не в винтажной комбинашке или смокинге!). Он выносит ночной горшок паки хрустальную вазу… Пройдя к другой работе Рождественской с текстом Донцовой, вглядываешься в личико гламурно-радостной Юленьки Зиминой и не веришь в то, что она «читает письмо, которое ей прислал из окопов жених». Нет, нас не обманешь – не в окопах он под газовой атакой, Юленькин очередной кавалер может ей писать лишь из Ниццы или Монте-Карло…

Но не буду далее восхищаться и порицать и снимать маски. Эту работу ума, а также восторг предстоящий весьма рекомендую будущим гостям выставки. А их, уверена, наверняка, как и четыре года назад, в Художественном случится немало.

Справка «АП»
Екатерина Рождественская родилась в семье нашего земляка поэта Роберта Рождественского и литературного критика Аллы Киреевой. Она - профессиональный переводчик художественной литературы с английского и французского языков. Переводила произведения Джона Стейнбека, Сомерсета Моэма, Джона Ле Карре, Сидни Шелдона. Е.Р. Рождественская - автор таких фотопроектов, как «Ассоциации», «Мужчина и женщина», «Реинкарнация», «Фотопробы», «Мечты детства», «Братья и сестры», «Родня», «Карты», «Натюрморты», «Классика», «Сказки», «Мастера». К настоящему времени ею сделано более 3000 работ.
Выставка будет работать в Художественном музее до 9 сентября.

Фоторепортаж