Медовая карта

Как сделать её выигрышной?

00:00, 16 ноября 2012г, Общество 2169


Медовая карта Фото №1

4 ноября закончилось голосование по выбору вкусного бренда Алтайского края в рамках проекта «Вкусная Россия». Уверенную победу в голосовании одержал алтайский мёд, который получил более 41% голосов.
Действительно, наш мед славится на всю страну, а пчеловодство в крае переживает второе рождение. Однако сладкий бизнес не так прост, как кажется со стороны. Это подтвердил и семинар, организованный Рубцовским центром занятости населения.

Фальшивые ноты

На Алтае создано некоммерческое партнерство «Ассоциация переработчиков пчелопродукции Алтайского края». Его основные цели: упорядочение и создание единых правил ведения пчеловодческого бизнеса, продвижение продукции на рынках региона и за его пределами, пропаганда культуры потребления меда и борьба с фальсификатом.

Президент ассоциации Константин Владимирский, имеющий 15-летний опыт пчеловодства, рассказал о необходимости поддержки отрасли на государственном уровне и привел примеры Башкирии и Татарстана, где законы о пчеловодстве приняты еще в 1990-х годах. В частности, при Союзе пчеловодов Башкирии созданы так называемые летучие бригады. Чтобы поставить заслон фальсифицированной продукции, они вместе с представителями Роспотребнадзора и ветуправления проверяют документы у участников ярмарок: откуда мед, в каком количестве, какого качества? И если обнаруживается, что под маркой башкирского меда продается совсем другой, дело доходит до суда. Таким образом добросовестные пчеловоды отсудили у фирм, реализующих подделку, миллионы рублей. Для Алтая эта проблема тоже актуальна.

– Фальсификата очень много, – говорит Константин Сергеевич. – Я был в Москве и видел там столько «алтайского» меда, сколько мы не производим.

Для продвижения настоящего продукта общественная организация хочет составить «Медовую карту Алтая».

– Будем отслеживать всю цепочку: от пчелы до потребителя, – поясняет Константин Владимирский. – Что за пчеловод, какое у него образование, какие медоносы, куда он отдал мед на фасовку, какой транспортной компанией и куда он доставлен, кто его получил и где реализует. Так отсекается фальсификат. И если кто-то попытается вклиниться в цепочку, это сразу будет видно.

Кроме того, медовая карта поможет свести продавца и покупателя. При заказе определенного вида меда не придется гадать, кто его производит – вся информация будет в базе данных партнерства, ему останется лишь передать координаты изготовителя. А там уж две стороны договорятся сами к обоюдной выгоде.

 

Век живи – век учись

В этом году принята программа развития сельского хозяйства Алтайского края на 2013 -2020 годы, где пчеловодству также уделено некоторое внимание. Чтобы его было больше, нужна прежде всего активность самих пчеловодов. Государство готово оказывать поддержку, если оно видит грамотно разработанный бизнес-проект. Но не все умеют его составить. Поэтому партнерство ставит своей задачей юридическое сопровождение отрасли. На курсах, которые предполагается проводить не реже одного раза в год при институте повышения квалификации работников агропромышленного комплекса, специалисты будут освещать разнообразные вопросы: от проблем размещения пасек и ветеринарно-санитарного обслуживания до взаимодействия с органами власти и тренингов по написанию бизнес-планов. Немаловажно, что для пчеловодов это бесплатно.

 

Продает товар купец

Одна из главных задач пчеловода – реализация своей продукции. И одно из направлений деятельности некоммерческого партнерства – помощь в этом деле. Ассоциация в рамках задуманного «Фестиваля алтайского меда» уже провела праздник «Медовый Спас», приуроченный ко Дню пчеловода Алтайского края, и ярмарку «Золотой улей». Эти мероприятия наглядно показали: мед у нас любят, ценят и покупают с удовольствием. В ближайших планах – проведение рождественской и предпасхальной ярмарок и завершение зимнего сезона грандиозной распродажей продукции. Сейчас организация ведет переговоры о поездке в Кемеровскую область.

На выставках-ярмарках пчеловодам разрешено торговать прямо из фляг, тогда как, чтобы зайти в крупную торговую сеть, продукцию надо расфасовать, причем в лицензированном цехе.

Участие в ярмарке, по словам вице-президента ассоциации Юрия Богуславского, стоит недорого: тысяча рублей в день с палатки – трехлитровая банка меда. Члены некоммерческого партнерства платят на 20 процентов меньше.

Ассоциация вынашивает планы создания заготпунктов и медовой биржи, чтобы путь меда от пчеловода до потребителя был как можно короче. Эта идея вызвала интерес у пчеловодов из разных районов. Многие предпочли бы сдавать мед по определенной цене заготовителям, нежели торговать самим.

 

Чтоб не пропасть поодиночке

Большинство пчеловодов, принявших участие в онлайн-семинаре, жаловались на дороговизну инвентаря, в частности, вощины. Оказывается, и эту проблему можно решить в рамках партнерства. Одним из членов ассоциации является Барнаульский воскоперерабатывающий завод. Предприятие оказывает услуги по переработке воскосырья, которое некоторые пчеловоды просто выбрасывают. А можно отвезти его на завод и обменять на вощину либо получить деньги. По заверению директора Дмитрия Зяблицкого, те, кто входит в ассоциацию, смогут не только дешевле покупать вощину, но и кредитоваться ею. Более того, предприятие намерено организовать собственную вощинную линию и довести технологию ее производства до мирового стандарта.

Со вступлением России в ВТО многим, в том числе и пчеловодам, предстоит играть по новым правилам: создавать фасовочные цеха, лицензировать их. Одному отдельно взятому человеку это вряд ли под силу, организации – вполне. Член ассоциации может воспользоваться услугами других участников партнерства, имеющих такие подразделения.

Предлагается создание сельхозпотребкооперативов районного и краевого уровней. И если ассоциация как общественная организация выражает мнение участников, разрабатывает программы, ведет диалог с властью, то кооперативы призваны вести хозяйственную деятельность. Например, дешевле оптом закупать лекарства для пчел, инвентарь, сообща создавать производство, организовывать заготовительные пункты… Кроме того, сельхозпотребкооперативы субсидируются государством и поэтому входить в них тоже выгодно.

Важна инициатива

Дело пойдет быстрее, если пчеловоды проявят активность. В Рубцовске и Рубцовском районе инициативные люди есть. В числе таких – предприниматель Владимир Баранов, который намерен создать общественную организацию пчеловодов Рубцовска.

Сам он пчеловодством занимается с детства: сначала деду помогал, а потом тот выделил внуку десять пчелосемей и парень стал работать отдельно. Но хотелось развиваться, и Владимир обратился в службу занятости, где в рамках программы самозанятости написал и защитил свой бизнес-проект и получил на его реализацию 58800 рублей. Приобрел несколько пчелосемей и часть инвентаря. На следующий год попал в программу «Ты – предприниматель», в фонде микрозаймов взял кредит под низкий процент и купил пасеку и дополнительный инвентарь. Сейчас у него 54 семьи и Владимир Васильевич говорит, что это не предел.

Пасека у Баранова, как и у большинства пчеловодов степной зоны, кочевая. Весной она в бору, летом перебирается в предгорье – в Локтевский район, на зиму пчелы возвращаются в село Половинкино, где предприниматель купил дом, чтобы иметь возможность следить за зимовкой.

По мнению Баранова, пчеловодческий бизнес сейчас на подъеме. И ведут его уже на современный лад.

– Если наши деды качали тонну меда за сезон, то мы сейчас получаем от трех до пяти, – рассказывает он. – Но наши 50 семей – это просто любительский уровень по сравнению с Европой. Там в среднем держат по две тысячи. Сотрудничают пчеловоды и полеводы – насекомые опыляют поля, урожайность от этого возрастает. Выгодно всем.

 

Перспективы

Думается, на Алтае тоже к этому скоро придут. Например, в Михайловском районе некоторые фермеры стали платить пчеловодам за опыление по тысяче рублей за семью. Говорят, урожайность повысилась. Не исключено, что именно опыление, а не реализация меда в перспективе может стать основной строкой дохода степных пчеловодов, которым довольно сложно конкурировать с коллегами, проживающими в горных районах, где палитра медоносных растений куда богаче, а потому и разнообразие медов шире.

Еще одно направление, которое специалисты оценивают как многообещающее, – воспроизводство пчелопакетов. Весна в Рубцовском районе и прилегающих к нему территориях наступает рано, а значит, первый в году заработок пчеловодов может быть и не связан с торговлей медом.

Людмила МАКОВЕЦКАЯ

Фоторепортаж