О живой воде, бобрах и нанобактериях

00:00, 16 ноября 2012г, Общество 1602


О живой воде, бобрах и нанобактериях Фото №1

Выпал снег и, похоже, лег прочно… Зачем сейчас-то ученому, который занимается исследованием родников, болотные сапоги? Этот вопрос задаю Александру Винокурову из Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук.

Александр Юрьевич ответил улыбаясь:

- Болотные сапоги и ноутбук – актуальны для меня и зимой. На химический анализ воду берем круглогодично, например, я и в январе делал забор проб из тех источников, конечно, к которым удалось подобраться.

Мы исследуем истоки, а они находятся далеко от населенных пунктов, приходится продираться через заросли, идти по болотам, а зимой еще и по сугробам.

- Экзотики хоть отбавляй: глухие безлюдные места, неужели со зверьем встречались на узких тропах?

- Пришлось разбираться… с бобрами. Вернее, на них пожаловались в одном из районов в прокуратуру. Обвиняли в обмелении речки.

В институт поступила просьба: разберитесь, подскажите.

Выехал в экспедицию, убедился, что действительно река Важенка, или Ложенка (называют по-разному), обмелела. Оказалось, что разгадка лежит на поверхности – через каждые 30-40 метров стоят бобровые плотины.

В учебнике по гидрологии говорится, что одной из причин уменьшения стока как раз и являются запруды на реках.

- Какова же судьба бобров и речки?

- Мне удалось встретиться с жителями, побеседовать со старателями артели. Они говорили, что пытались разобрать несколько плотин, а наутро глазам не поверили: все было восстановлено. Однако оставим бобров в покое, главной причиной обмеления речки была чащоба из тальника. Чтобы добраться к речушке и задокументировать её состояние, пришлось прокладывать тропинку.

Что касается бобров, на мой взгляд, к проблеме необходимо отнестись взвешенно: заняться отловом и переселением трудолюбивых животных. А вот о долине реки Важенки разговор особый. Её необходимо очистить. Одна из причин обмеления рек – наше отношение к родникам.

Институт водных и экологических проблем исследовал более 120 родников предгорий. В результате оказалось, что многие ушли, пропали либо пересохли, заброшены. Это вызывает большую тревогу, ведь в предгорьях Алтая формируется чистейшая вода – великая природная ценность.

- Да вот годы идут засушливые, маловодные.

- В октябре 2011 года зарегистрирована самая низкая межень за последние 120 лет. Прогнозные данные ИВЭП СО РАН подтвердило лето 2012 года: оно было засушливым, как и предупреждали учёные. Пока нет официальных данных по гидрологической характеристике осенней межени нынешнего года, но в настоящий момент уровень в реке Оби минимальный. Вот почему хочется сказать: будем рачительно относиться к тем ресурсам, которыми нас одарила природа, иначе в ближайшем будущем не избежать негативных последствий с водоснабжением. Например, из скважины или колодца может уйти вода…

 

Очистим родники

- Александр Юрьевич, привычная фраза «на наш век хватит» сегодня, мягко говоря, неосмотрительна. Человечество вынуждено пожинать плоды своего потребительского отношения к природе. Наш край, пожалуй, исключение. Смотрите, сколько делается сегодня у нас для спасения природы, и результаты есть. И родники, кстати, очищают.

- Это так, но пришло время говорить, что недостаточно очистить десяток-другой, необходимо заняться комплексно всеми. Требуется чистить долины малых рек – где-то освободить родники от ила, зарослей.

- В прошлом веке «Алтайская правда» много писала о возрождении родников. В крае развернулось массовое движение в их защиту, славился Краснощековский район, где заслуженный эколог России Николай Смирнов, светлая ему память, год за годом пестовал это движение. Дети и взрослые обустраивали роднички, приводили в порядок, выделялись средства...

- На мой взгляд, сейчас нужно взяться за это, конечно, на новом уровне. В крае есть поддержка экологической инициативы – губернаторские гранты, экологические программы… Это серьёзная помощь природе.

Приятно, что старожилы помогают учёным, становятся проводниками до места расположения родников. Люди рассказывают о преданиях, связанных с историей родных мест. Источники, обладающие живой водой, испокон веков почитались в народе, а наука подтверждает их уникальность. Особую благодарность за отзывчивость, помощь и непосредственное участие в исследованиях хотелось сказать жителям села Акимовка Краснощековского района Борису Лисицину и Ивану Березину, главе администрации этого района Евгению Петрову.

- Александр Юрьевич, учёные анализируют различные данные, чтобы сделать вывод. А чем вы пользовались?

- Любая экспедиция начинается с изучения информации по району исследования. Мы пользовались гидрологическими картами 60-х годов ХХ века. На картах той или иной территории исследования были нанесены родники со всеми характеристиками, в первую очередь обозначен дебит родника. Это данные, которые отвечают на ряд вопросов. С какой скоростью бежит, сколько дает воды в секунду и т. д. Естественно, проверили эти же родники, что на картах.

- К какому заключению пришли?

- Многих уже нет, многие заилены. Живут только те ключи, к которым местные жители относились бережно. Знаете, приятно было увидеть, что возле родничка убрана сорная трава, место очищено от зарослей, даже есть скамейка, чтобы путник присел.

- Таких примеров немало, кстати, многие родники приведены в порядок благодаря только губернаторским грантам, на средства краевого бюджета. Например, в Дни защиты от экологической опасности в крае обустроено 53 родника, об этом я узнала в управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Вы занимаетесь исследованием качества природных вод. Постоянно говорится, что на Алтае уникальные источники. Этот факт подтверждают фундаментальные исследования?

- Да, и это поистине феноменально. Например, выявлены уникальные свойства родниковых вод из источников Холодный Ключ и Лисицинский-1, за которыми ведутся научные наблюдения уже более десятка лет.

- Что же необычного обнаружено в них?

- Вода этих родников обладает уникальными свойствами, содержит серебро и золото.

- Такую живую воду получали тибетские монахи, выдерживая её в золотых и серебряных чашах. А краю сама природа подарила естественную живую воду. Приезжайте, наслаждайтесь, оздоравливайтесь. Удивительное всё-таки место – наш край…

 

Ценный результат

- Да, согласен. А самым ценным результатом многолетних лабораторных исследований стало вот что: выявлено отсутствие каменной бактерии.

- Впервые слышу, к своему стыду…

- Эта нанобактерия открыта в 1990 году американским геологом Робертом Фольком. Поверхность бактерии покрыта каменной оболочкой. Каменная бактерия присутствует везде, исследования томских и финских учёных связывают с присутствием нанобактерий в организме человека мочекаменную болезнь, зубной камень, кариес и другое.

Томичами проведены исследования, составлены карты распространения каменной бактерии в водах Томской области (водоёмах, подземных водах, родниковых и т.д.). И, по данным специалистов ТГУ и нашим ИВЭП СО РАН, в родниковых водах либо отсутствует, либо содержится минимальное количество каменной бактерии.

Исследования конденсатов вод родников Лисицинский-1 и Холодный Ключ показали отсутствие в них нанобактерий. Этот факт связан, по всей видимости, с тем, что родниковые воды являются, во-первых, динамически подвижной самоочищающейся системой, во-вторых, наличие в водах этих родников ионного комплекса серебро + золото действует угнетающе на каменную бактерию. Микробиологический анализ других вод выявил присутствие в конденсате нанобактерий.

В январе 2010 года ИВЭП СО РАН на базе собственного электронно-сканирующего оборудования повторил опыты томских коллег по выявлению нанобактерий в подземных водах и выявил присутствие нанобактерий в биоминерализационных образованиях человека.

Проведенная затем электронно-сканирующая микроскопия полностью подтвердила результаты исследований томских коллег.

Вот и делайте вывод, насколько ценны и необходимы нам родники… Их надо беречь. Они не только формирование стока, полноводность наших рек, но и кладезь здоровья.

Справка «АП»
Александр Юрьевич Винокуров – ведущий инженер лаборатории биохимии Института водных и экологических проблем СО РАН. Окончил геофак Алтайского госуниверситета. В настоящее время работает над диссертацией «Изучение родников предгорий Алтая».

Фоторепортаж