Добежать до Олимпа

00:00, 23 ноября 2012г, Спорт 2224


Добежать до Олимпа Фото №1

Алтайский легкоатлет Егор Шаров привез на Алтай серебряную медаль с Паралимпийских игр в Лондоне. Сейчас он готовится к чемпионату мира IPS по легкой атлетике, который пройдет в июле 2013 года во французском городе Лион. В перерыве между тренировками и сборами спортсмен любезно выкроил время для «АП».

Как становятся чемпионами

Обычно к олимпийским вершинам идут с самого детства. Годы упорных тренировок венчаются достойным результатом на играх. Однако бывают и исключения. Например, Егор Шаров, молодой магистрант Алтайского госуниверситета, фактически новичок в большом спорте.

- «Беготней» я начал заниматься в университете, - рассказывает олимпиец. – Под руководством преподавателя по физподготовке Павла Дмитриевича Готовчикова в марте 2009 года я совершил первую свою официальную тренировку по легкой атлетике. Думал: «Побегаю третий курс, четвертый, может быть, пятый, и хватит». Потом перешел к Владимиру Семеновичу Панову и занимался на базе ДЮСШ № 1 и училища олимпийского резерва. Бегал, прыгал и в конце концов определился, каким именно видом спорта я хочу заниматься: бегом на дистанцию 800 метров.

Сейчас меня тренирует Сергей Иванович Мануйлов – декан факультета физической культуры и спорта Барнаульской педагогической академии.

- Помните свой первый результат, которым остались довольны?

- Через четыре месяца тренировок я выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Это было на нашем стадионе «Динамо». От радости подбросил шиповки высоко вверх. Хотя на финиш я тогда пришел всего лишь пятым. А в этом году в феврале победил на дистанции 1500 метров на чемпионате России.

- Что нужно сделать, чтобы попасть на Паралимпийские игры?

- Прежде всего показать высокий результат, потом попасть в сборную России, пройти медицинскую комиссию, которая подтвердила бы, что у спортсмена слабое зрение, как в моём случае, или иные объективные причины для участия в Паралимпийских играх. Комиссию я проходил в Загребе в Хорватии. Там же выполнил олимпийский норматив.

В сборную России включали тех, кто мог реально претендовать на медали либо уже имел высокий рейтинг. А с ним у меня было не очень хорошо. Но меня взяли на чемпионат Европы, где я победил на дистанциях 800 и 1500 метров. И руководство сборной страны включило меня в состав команды. А что произошло затем в Лондоне, вы знаете.

На Паралимпиаде, по словам Егора, его прежде всего поразило то, что во все дни и квалификационных соревнований, и финальных все 80 тысяч мест на трибунах были заняты. Причем чувствовалось, что люди пришли не столько посмотреть на результаты, сколько поддержать выступающих спортсменов. Каждому участнику они по максимуму дарили человеческое тепло и доброту. Дружеская атмосфера царила и среди самих атлетов. Сложность заключалась в другом.

 

Это была моя олимпиада, но не мой забег

- Я бежал две дистанции четыре дня подряд – раньше такого не доводилось делать. Даже сомневался, смогу ли. Поэтому пришлось финал полуторки (1500 метров. – Ред.) в третий день бежать не в полную силу, чтобы оставить силы на финал восемьсотметровки. Так мы решили с тренером, потому что не знали, как сложится ситуация на следующий день.

Сейчас Егор оценивает результаты своего выступления в Лондоне как успешные. А сразу после финиша посчитал второе место не победой, а поражением. Ему не хватило только 0,23 секунды для завоевания золотой медали.

- В какой-то момент потерял голову, и все... Понадеялся, что хватит сил, и ускорился за 250 метров до финиша, хотя можно было еще немного выждать. А сильнее тот, кто быстрее на финише. Конечно, очень обидно, - посетовал после «серебряного» забега Егор. - Тяжело было весь год - сборы, разъезды. Все было поставлено на кон. Может, просчитались где-то. «Серебро» - это хорошо? Может, я чуть позже это осознаю, пока только разочарование.

Тренеры успокоили: «Да ты что? Это же очень хороший результат». И уже на церемонию награждения легкоатлет вышел с чувством выполненного долга.

- На пьедестале Абдеррахим, занявший первое место, пел гимн Туниса, а я – российский, мысленно, конечно, - говорит Егор. - Теперь уже все улеглось. Это была моя олимпиада, но не мой забег, как мне сказали умные люди. И я с этим согласен. Соревнования – это лучшая тренировка. Поэтому восстанавливаюсь и готовлюсь к новым стартам. Сейчас улетаю на сборы в Киргизию, домой вернусь только под Новый год.

 

Главное - надежный тыл

Самый главный болельщик Егора - это его мама Галина Григорьевна. Хотя, как говорит сам бегун, вначале его увлечение спортом она не одобрила – ведь могла пострадать учеба на экономическом факультете. Да и не ясно было, не повредят ли тренировки зрению сына. С интенсивностью нагрузок и тренерам непросто было определиться.

- Любые спортивные тренировки, к которым относятся серьезно, занимают много времени, тем более стали учащаться его отъезды на сборы, - рассказывает Галина Шарова, - а ведь образование высшее и профессию нужно получить. Но когда я поняла, что он принял решение, вошел в ритм систематических тренировок и нацелен на результат, мне оставалось только принять и поддержать его. А как иначе? Для моего сына начинался титанический труд (я сама в студенчестве занималась легкой атлетикой, поэтому отчасти могу оценить степень нагрузки). Он и сам понимал, что будет нелегко. И не просто стал бегать, а изучал книги по физиологии человека, интересовался наработками бывших спортсменов и их тренеров, выписывал литературу даже из Англии. Я просто не могла остаться в стороне.

В Барнауле трансляции с Паралимпиады можно было увидеть только через Интернет. Всю неделю (когда проводились квалификационные и финальные забеги, в которых участвовал Егор) Галина Григорьевна в назначенное время занимала место перед компьютером сына. Она верила в него, надеялась на хороший результат, но и прекрасно понимала, какие сильные у Егора соперники. А тут ещё влажный лондонский климат заявил о себе. Наши спортстмены-паралимпийцы переохладились.

- Зная, что у него простуды обычно затяжные, я, конечно, переживала, - вспоминает мама Егора те дни. - Но врачи команды ему помогли быстро восстановиться. Когда он звонил домой перед финалом на 800 метров, я почувствовала, что он уже забыл про все болячки и рвётся в бой.

В это время на другом конце города с неменьшим трепетом за забегами следила девушка Егора Евгения Ларионова.

- У меня было ощущение, что это я в Лондоне выхожу на беговую дорожку, так я волновалась. Когда объявили, что он завоевал серебряную медаль, запереживала: Егор, наверное, расстроится! Ведь спортсмены недаром говорят, что самые обидные места – это второе и четвертое. А по мне, так Егор просто молодец, ведь он, по сути, новичок в большом спорте, - рассказывает Евгения. – Я им очень горжусь.

Конечно, частые отъ-езды Егора не могут не огорчать молодых людей, но к этой проблеме они предпочитают относиться философски.

- Если ты знаешь, что дома тебя никто не ждет (мама не в счёт), - рассуждает Егор, - это хорошо. Если ждет – еще лучше. Понятно, что это накладывает определенные обязательства. Но мне даже лучше – вся моя жизнь на сборах подчинена строгому режиму и нет желания куда-то с кем-то пойти. Пообщаюсь с ней по телефону или через Интернет – и на соревнованиях уверенность, что всё хорошо, помогает не думать ни о чём, кроме самих соревнований.

 

По всему миру

- Предолимпийские сборы и сама Олимпиада - это около 40 дней. За это время существенно расширяется круг знакомств, приобретаешь новых друзей, узнаёшь много нового. Теперь если меня где-то ссадят с поезда в незнакомом городе, то там наверняка найдутся родственники, друзья или просто знакомые, - смеется Егор. – Я подружился с уральскими ребятами, парни из Киргизии уже ждут меня на сборах, туда приедут спортсмены из других регионов, кого-то я не видел с весны, поэтому и сам с нетерпением жду встречи. А на международных соревнованиях встречусь с бывшим рекордсменом мира из Новой Зеландии, с друзьями-соперниками из Испании, Польши. Они очень открытые ребята, и моего школьного знания английского вполне хватает для общения.

 

Путевые заметки

В плане организации Паралимпийские игры отличаются от классических. Команда приезжает на соревнования первого спортсмена (по графику) и уезжает только после того, как закончил выступление последний. Поэтому времени походить по Лондону у алтайских ребят было предостаточно.

- Впечатления от столицы Великобритании у меня самые позитивные, - рассказывает Егор. - Много велосипедистов на улице, Биг-Бен, Тауэрский мост… Жаль, не удалось съездить в Стоунхендж. Отметил две вещи: первая - по Лондону спокойно не пройдешь, если по тебе видно, что ты турист, а особенно из России - все норовят сфотографироваться; вторая - англичане очень дорожат своей архитектурой. Стоит, например, здание ХVIII века серенькое, и на первом этаже находится какое-то кафе. Вроде все как у нас. Только там нет ярких, бросающихся в глаза вывесок. Все стилизовано под общий антураж, даже магазины. Надписи «чулки, носки, бытовая техника» в центре города не увидишь.

 

Планы далекие и не очень

- Выиграю ли я чемпионат мира? А вот там и посмотрим, - говорит о дальнейших планах Егор. - Я только начинаю восстанавливаться после операции – поправил носовую перегородку, чтобы в следующем решающем забеге легко дышалось и медаль была золотой. Теперь нужно вернуться в общий тренировочный режим. Уже обговорили с тренером, как работать. Основная подготовка будет на весенних сборах в марте-апреле. Следующая летняя Олимпиада – через четыре года в Бразилии. Конечно, «я хочу в Бразилию к далеким берегам», как поётся в песне на слова Редьярда Киплинга. Надеюсь, всё получится.

Четыре года пролетят – не заметишь! Особенно если живёшь в постоянных разъездах: на вокзалах и в аэропортах время летит еще быстрее. Иногда просыпаешься утром и пытаешься вспомнить, где ты находишься... Вот и до чемпионата во Франции осталось уже всего 250 дней.

Справка «АП»
Егор Шаров учится в магистратуре экономического факультета Алтайского государственного университета. Его дебют в большом спорте пришелся на чемпионат России 2012 года по легкой атлетике среди спортсменов с нарушением зрения. Он стал первым на дистанциях 800 и 1500 метров. Чемпионат Европы также принес ему две золотые медали на этих дистанциях. В сентябре 2012 года он завоевал серебряную медаль Паралимпиады, финишировав вслед за атлетом из Туниса.

Фоторепортаж