Житель Барнаула Юрий Ч. вернул своему ребёнку 950 тысяч рублей долга по алиментам

00:00, 19 января 2013г, Происшествия 1697


В расчёте Фото №1

Судебные приставы Индустриального района взыскивали с алиментщиков разные суммы задолженности, но эта, пожалуй, самая крупная. Нерадивый папаша отказывался помогать своему единственному ребенку с 2000 года, скрывался, нигде не работал, по крайней мере официально. Ранее он уже привлекался к уголовной ответственности за неуплату алиментов, но принципиально продолжал уклоняться от родительских обязанностей.

Обложили…

Сколько веревочке не виться, а конец близок. Судебные приставы выставили запрет на совершение регистрационных действий с его квартирой. Юрий Анатольевич, решив продать свое жилье и уже даже получив задаток у покупателей, не смог провести сделку купли-продажи. После этого ему ничего не оставалось, как принести в отдел судебных приставов всю сумму долга, которая и была перечислена на расчетный счет бывшей супруги.

- Таких крупных расчетов в нашей практике, к сожалению, немного, - комментирует ситуацию начальник отдела судебных приставов Индустриального района Барнаула старший судебный пристав Дмитрий Ткаченко. - По Гражданскому процессуальному кодексу мы не можем обращать взыскание на единственное жилье, но ст. 10 ФЗ «Об исполнительном производстве» позволяет приставам налагать обеспечительные меры. Запрет накладывается на регистрационные действия алиментщиков как с автотранспортом, так и с недвижимым имуществом.

Юрий Анатольевич вправе, конечно, обратиться в суд, но, вероятнее всего, проиграет дело. Прецеденты уже были. Действия судебных приставов не раз обжаловались, но районные суды и апелляционные инстанции признают их законными и правомочными.

Охота на живца

Индустриальный район Барнаула - как лакмусовая бумажка для определения всей серьезности проблемы, связанной с невыплатой задолженности по алиментам. Здесь возбуждается больше всего уголовных дел (в прошлом году - 54) за злостное уклонение от их уплаты. В минувшем году в отделе была специально создана группа по взысканию алиментов, которая работает только в этом направлении. На сегодняшний день у каждого пристава на рассмотрении находится около 300 исполнительных производств, фигуранты которых, как правило, скрываются от правосудия. Непосредственно расследованием уголовных дел занимаются приставы-дознаватели - в отделе их три.

- Для поиска должников все методы хороши, - рассказывает один из лучших приставов по взысканию алиментов Константин Несвит. – К примеру, действует запрет на их выезд за границу, фотографии неплательщиков появляются в свободном доступе в средствах массовой коммуникации. Совсем недавно мы вышли на неплательщика при помощи социальных сетей. Выставили фотографию нашей добровольной помощницы – симпатичной девушки в «Одноклассниках», где она познакомилась с должником и начала переписку. Все закончилось тем, что девушка назначила с ним встречу в одном из крупных торговых центров города.

Сказать, что алиментщик был удивлен, увидев людей в форме, значит, ничего не сказать. Приставы арестовали его сотовый телефон и, получив письменные объяснения, вручили повестку о явке к судебному приставу.

Об обидах и коварстве

Эксперты отмечают, что профилактические мероприятия вроде социальной рекламы помогают в борьбе с алиментщиками, но самой действенной мерой была и остается принудиловка, то есть наложение ареста на имущество, его изъятие и реализация. А еще эффективнее привлечение неплательщика к уголовной ответственности, потому что после оглашения приговора суда злостного должника, как правило, можно лишить родительских прав. А это обстоятельство дает родителю-одиночке право на получение пенсии по потере кормильца и, что самое главное, не освобождает должника от уплаты алиментов, чем сегодня активно пользуются в основном одинокие мамочки.

Обсуждая непосредственно причины невыплат алиментов, специалисты устают загибать пальцы. Но отмечают несколько основных. В числе главных – неплатежеспособность и безответственность родителей. Нередко мамы-папы устраивают судебные разбирательства только для того, чтобы насолить друг другу за нанесенную обиду, используя ребенка как разменную карту. Много родителей бессовестных и бездушных. Один из последних случаев: в Барнауле женщина подала на алименты для ребенка – его отец пропал, ничем не помогал. Приставы позже выяснили, что он служит по контракту на Северном Кавказе. Когда тот приехал в отпуск, его принудительно привели в отдел и опросили. Между делом объяснили, что ребенок серьезно болен, бедствует, ему нечего есть и требуются дорогостоящие лекарства. Папаша с пониманием кивал головой, но не факт, что проникся проблемами бывшей семьи. Больше, наверное, думал о своих.

- Дела семейные – самые сложные, - говорит Дмитрий Ткаченко. – Когда должников начинаешь предупреждать об ответственности, у некоторых просто округляются глаза. «Какие заявления? - удивляются. - Мы втроем с дочкой и бывшей женой только вчера вернулись с отдыха. У нас прекрасная семья». Другие вообще приходят в бешенство. В августе прошлого года неплательщик (назовем его так), которого наши приставы вызвали для профилактической беседы, был просто огорошен, узнав, что имеет большую задолженность по алиментам. Он думал, что живет в счастливом браке с женой и ребенком, семья его ни в чем не нуждалась.

Оказалось, еще несколько лет назад гражданская жена, ничего не сказав мужу, получила на него судебный приказ об уплате алиментов, но до сих пор не предъявляла документ к исполнению. Видимо, подстраховалась. В приказе был обозначен временной период, с которого начинаются выплаты. Как только супруги поссорились, женщина принесла его в службу судебных приставов и исполнители произвели расчет.

Прогнозы и перспективы

Истории у алиментщиков разные, но все они схожи в одном – рассказывают о разбитых семьях и сломанных судьбах, о жалких мужчинах и измученных безденежьем, в одиночку воспитывающих детей женщинах. И главное - о детях, которые в этом спектакле всегда на последнем плане. Одно радует: алиментщиков-уклонистов становится меньше – так, по крайней мере, заявляют в управлении Федеральной службы судебных приставов по краю, которое делает оптимистичные прогнозы и на предстоящие годы, потому что выработан жесткий порядок по привлечению должников к уголовной ответственности, дают о себе знать профилактические меры, активно используется банк данных исполнительных производств, который с 1 января 2013 года существует и в социальных сетях. Любой пользователь Интернета отныне может одним нажатием кнопки на компьютере посмотреть, есть ли у человека долги.

Весной минувшего года в прокуратуре края состоялось рабочее совещание, на котором было рассмотрено обращение УФССП по Алтайскому краю по поводу правильной трактовки понятия злостности уклонения от уплаты алиментов. В силу разных причин до сих пор его понимали по-разному. И вот определились: злостность теперь предполагает неуплату алиментов должником в течение 4 месяцев при обязательном предупреждении неплательщика об уголовной ответственности. Во главу угла ставится периодичность, а не размеры ежемесячных выплат. Раньше нерадивый папаша с долгом в десятки тысяч рублей мог бросить на счет своего ребенка подачку в 100 рублей и к нему нельзя было предъявить претензий. Он ведь выплачивал! Теперь обмануть ребенка не получится. В декабре прошлого года в отношении одного такого хитрого папаши-алиментщика уже было возбуждено уголовное дело. То ли еще будет…

Справка «АП»
Только в декабре минувшего года в Алтайском крае решениями судов две нерадивые мамаши были лишены свободы за неуплату алиментов. Это жительница Славгорода, которая не выплачивала алименты на содержание двоих несовершеннолетних дочерей, и уроженка Новоалтайска, отказавшаяся помогать троим своим несовершеннолетним детям. Первой должнице суд назначил наказание в виде пяти месяцев исправительных работ. Поскольку ранее она была приговорена условно за совершение кражи, в итоге лишилась свободы на 1 год 7 месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении. Вторая алиментщица, которая также имела условное наказание, проведет в местах не столь отдаленных 1 год 3 месяца.

Фоторепортаж