Из «арабской весны» - в сибирскую зиму

Семья Хабиб бежала от ужасов сирийской гражданской войны в тихую алтайскую глубинку

00:00, 27 марта 2013г, Общество 1755


Из «арабской весны» - в сибирскую зиму Фото №1

20 февраля самолёт Ил-62 МЧС России приземлился в московском аэропорту Домодедово. На его борту было 99 человек, среди них – 29 женщин и 38 детей. Почти все эти люди – граждане России или стран СНГ, пожелавшие покинуть охваченную кровавой бойней ближневосточную страну. Находились в самолёте и сирийцы, для которых жизнь на родине оказалась хуже, чем на чужбине.

За что?

Это была уже вторая подобная миссия российских спасателей. Доставив в Сирию гуманитарную помощь и ложась на обратный курс, наши самолеты брали на борт еще более ценный груз – напуганных войной людей, бросивших свои дома и бегущих подальше от бомбежек и перестрелок. В январе и феврале несколькими спецрейсами МЧС в Россию таким образом вернулись 176 граждан России и стран СНГ. В их числе была и семья Натальи и Мохамада Хабиб.

Об «арабской весне» (волне социальных потрясений, с конца 2010 года прокатившейся по всему арабскому миру во имя завоевания большей политической свободы и свержения диктатур) простые сирийцы знали по телесюжетам. Смотрели репортажи из соседних стран и думали: далеко, нас не коснется, пока эта волна в марте 2011 года не накрыла и их родину. К осени массовые антиправительственные волнения и беспорядки, направленные против сирийского президента Башара Асада, переросли в открытое вооружённое противостояние. Все чаще уже не шепотом, а вслух стали говорить о гражданской войне с «внешним газовым подогревом». Эта кровавая, жестокая бойня, не прекращающаяся два года, уже унесла жизни более 70 тысяч человек. Постепенно, день за днем стираются с лица земли сирийские города и провинции.

– Обо всем этом мы узнавали из телепередач, пока осенью прошлого года на наших улицах в Дамаске не начали стрелять, – рассказывает Наталья Хабиб. – Вот тогда стало по-настоящему страшно. Мы несколько раз, хватая детей на руки, убегали из своей квартиры в дом к отцу Мохамада, укрываясь там от бомбежек и перестрелок вместе с другими родственниками. В центральной части столицы какое-то время было поспокойнее. Возвращаться домой стало небезопасно. Да и жить в городе, где ни света, ни газа, все в разы подорожало, а работы нет, уже было невозможно. Кругом руины, разрушенные и сожженные дома…

– И люди убитые: женщины, дети… – на ломаном русском добавляет муж Натальи сириец Мохамад. – Рядом в нашем квартале находили связанных по рукам и ногам детей - либо застреленных, либо зарезанных. Боевики крадут детей и требуют за них выкуп у родственников. Как можно? И это борьба за демократию? В чем я провинился перед моей страной? За что меня и мою семью надо убивать? Хорошо, что нам было куда уехать. В Сирию возврата нет…

Любовь переходит границы

Когда заходит разговор о мирной сирийской жизни, огромные серые глаза русской красавицы Натальи наполняются слезами. Хорошо им там было. Семья среднего достатка, ни в чем не нуждалась. Мохамад работал в строительном бизнесе, Наталья домохозяйничала, воспитывала детей. Своя двухкомнатная квартира на окраине Дамаска. Спокойный, размеренный быт.

А началась история этой российско-сирийской семьи около девяти лет назад. Жительница сибирского городка Камня-на-Оби Наталья Чанцева и гражданин Сирийской Арабской Республики Мохамад Хабиб познакомились, как водится, через Интернет. Мохамад по работе нередко бывал в Москве, уже немного владел русским языком. Виртуальный роман вскоре перерос в реальный – зимой 2004 года житель восточной страны приехал в Сибирь сватать россиянку. Родителям Наташи арабский жених понравился – трудолюбивый, обходительный. В 2005 году в Камне сыграли интернациональную свадьбу. А спустя несколько месяцев свои отношения влюбленные узаконили по сирийским законам, скрепив узы брачным контрактом на родине жениха.

Восемь лет прожили Наталья и Мохамад в Сирии. Родили двоих детей. Разница в вероисповеданиях не мешала им жить в любви и согласии, а в трудные минуты они вместе молились Богу – одному и всем сразу. Родные Мохамада (у него восемь братьев и сестер) приняли русскую невестку тепло, как свою. И все было бы хорошо, если бы не война, смысла и жестокости которой простой сирийский народ так до конца и не понял.

Решение уехать в Россию приняла Наталья. Муж не возражал. В конце прошлого года она обратилась в Посольство РФ, где узнала о возможности покинуть Сирию спецрейсом МЧС. В январе первый борт российских спасателей доставил в охваченную войной страну гуманитарный груз и забрал с ее территории более семидесяти граждан, пожелавших вернуться на историческую родину. На тот рейс семья Хабиб не попала – не успели оформить визу Мохамаду. Оставалось ждать следующего.

Всё заново

20 февраля. Слезы прощания и встреч. Перелеты из Дамаска в Москву, а оттуда - в Новосибирск. В Камень сирийскую семью на своем транспорте повезли сотрудники новосибирского подразделения МЧС. Около села Ярково их встретили родители Наташи, посадили в свою машину и повезли домой. Именно так – домой. Туда, где Наталье, Мохамеду и их малышам будет спокойно. Теперь им нужно набраться сил и строить жизнь заново.

Сероглазому, по-взрослому выдержанному и рассудительному Адаму уже пять лет, а шалунье и всеобщей любимице Натали в июне исполнится три годика. Ребятишки пока говорят только на арабском. Но мальчик уже выучил несколько русских слов: «Привет! Как дела?» Мама, за эти годы прилично освоившая арабский, теперь учит малышей общаться на ее родном языке – каменские власти обещали помочь с устройством в детский сад. Надо устранять языковой барьер. Ребятишки смышленые, хватают все на лету. Справятся.

– Мы сильно переживали за Наташу и ее семью, – говорит отчим нашей героини Владимир Савченко. – Звали дочь домой. Но понимали: одна она уехать не может. Очень рады, что все так благополучно сложилось. Теперь нам обустроить бы их. Жилье нужно, чтобы свой очаг и уют смогли здесь создать. С работой для Мохамада не все просто. Ему предстоит оформить российское гражданство, получить постоянную прописку. Он привык быть хозяином, рвется работать и обеспечивать семью.

Действительно, не все просто для этих людей сегодня и в России. Особенно нелегко Мохамаду. Как нам сообщили в каменском отделении управления миграционной службы, Хабиб не являются беженцами или вынужденными переселенцами. Наталья и ее дети – граждане РФ. Глава семейства – иностранный гражданин, желающий жить в России. Ему предстоит весь путь получения российского гражданства. Он уже встал на миграционный учет, подал документы для разрешения на временное проживание. Трудность в том, что через год у него заканчивается действие сирийского паспорта. Если все формальности не соблюсти за это время, в России у Мохамада могут возникнуть серьезные проблемы. Наталья, очень обеспокоенная данным обстоятельством, просила нас озвучить ее тревогу и если можно – помочь. Мы отправили запрос в УФМС по Алтайскому краю, будем надеяться, что есть способы облегчить героям нашей публикации их бюрократические мытарства.

Тем временем первую помощь семья Хабиб уже получила. Каменцы поделились теплыми и детскими вещами, нужными в хозяйстве предметами. Алтайское региональное отделение Российского Красного Креста тоже не осталось в стороне. Узнав о нуждах семьи из теплой восточной страны, приехавшей в наши края в разгар зимы без соответствующего «обмундирования», без средств к существованию, члены этой общероссийской общественной организации собрали для новоиспеченных сибиряков гуманитарную корзину из гигиенических принадлежностей, подушек, одеял и постельных принадлежностей, посуды, двухмесячного запаса продуктов. Помимо этого в кузове машины, доставившей 13 марта в Камень вышеуказанный груз, были письменный стол, одежда и обувь, игрушки для малышей. Большую часть этих вещей передали в Красный Крест сотрудники краевого диагностического центра. Гуманитарную помощь заявителям передал из рук в руки исполнительный директор Алтайского отделения Российского Красного Креста Антон Волгин.

 

P.S. 13 марта самолетом МЧС, доставлявшим в Сирию очередную партию гуманитарной помощи, в Россию вернулись 103 человека: 76 россиян, десять украинцев, шесть белорусов, четыре казаха, шесть молдаван и один узбек. В управлении информации МЧС России нам сообщили, что это третий с начала года спецрейс, доставивший в нашу страну людей, пожелавших покинуть Сирию. Были ли на борту этого самолета граждане, намеревавшиеся в дальнейшем поселиться в Алтайском крае, сейчас выясняется.

Наталья ИСАЕВА

Фоторепортаж