Муниципалитеты имеют право голоса

00:00, 10 апреля 2013г, Общество 836


Муниципалитеты имеют право голоса Фото №1

«В развитии местного самоуправления мы уверенно двигаемся вперед» - так звучит цитата из решения Координационного совета по местному самоуправлению и совета Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Алтайскому краю успехи в этой отрасли особенно важны – мы обладаем одной из самых развитых систем органов местного самоуправления в стране. О том, как решения и законодательные инициативы Координационного совета повлияют на Алтайский край, рассказала член совета, заместитель председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению, член фракции
«Единая Россия» Стелла ШТАНЬ.

- Координационный совет проводился в преддверии сразу нескольких значимых дат: 20-летия Конституции РФ, 15-летия с момента ратификации Хартии местного самоуправления, 10-летия закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, 21 апреля указом президента объявлен Днем местного самоуправления. Логично было бы оглянуться назад и оценить, как развивалось местное самоуправление на протяжении этого периода. В течение этих лет мы планомерно обсуждали и решали проблемы, касающиеся финансовой обеспеченности местного самоуправления, разграничения полномочий, оптимизации территориальной основы местного самоуправления, обеспечения единства правового пространства.

Конечно, нас по-прежнему волнуют вопросы, связанные с совершенствованием межбюджетных отношений. Да, реальностью стали субсидии местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств полномочий местного значения. Тем или иным образом муниципальные бюджеты получают ассигнования на решение проблем в сфере ЖКХ, на развитие дошкольного образования, дорожной сети. Однако мы понимаем, что необходимо совершенствовать механизмы пополнения собственных доходов местных бюджетов, а также совершенствовать структуру распределения полномочий между органами госвласти и системой местного самоуправления.

- 131-й закон уже не раз подвергался критике со стороны муниципалитетов за несбалансированность системы полномочий. Но каким образом региональные и муниципальные депутаты могут повлиять на федеральный закон?

- Мы обсуждали этот вопрос на заседании совета. За 10 лет работы закона в него было внесено колоссальное количество изменений и, к сожалению, он потерял свою системность и целостность. Зачастую говорят еще и о несбалансированности 131-го закона в отношении отраслевых нормативных актов. К примеру, масштабные изменения в области здравоохранения, которые были отражены в профильных законах, до сих пор в 131-й закон не внесены.

Все участники совета пришли к выводу, что нашей отрасли нужна концепция развития местного самоуправления. И законотворцам, и муниципалам-практикам необходимо видеть идеологию развития МСУ, его этапы. Кроме того, нужна и новая система разграничения полномочий. В этой системе должны быть выделены собственные полномочия по муниципальным стандартам, государственные полномочия, которые передаются муниципалитетам по госстандартам, иные государственные полномочия по согласованию с органами госвласти и четвертая группа – это добровольные государственные полномочия, которые органы местного самоуправления готовы на себя взять. С этим предложением выступила Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Координационный совет поддержал его. Мы намерены обратиться с предложением о разработке концепции в Правительство РФ, Государственную думу. Местному самоуправлению нужна идеология развития и соответствующие нормативные акты.

Регионы также имеют право голоса в дискуссии об изменении 131-го закона. В январе проходил Совет по местному самоуправлению при президенте РФ, где нашло отражение и наше предложение, связанное с совершенствованием проверок контрольно-надзорными органами. Ранее мы работали по этому вопросу с Генеральной прокуратурой. После того как прошел блок совещаний по правовому пространству муниципалов, острота проблемы несколько снизилась, но ее необходимо было решать в комплексе. Мы настаивали на сопоставимости ответственности и полномочий, которые сегодня есть у муниципалитетов. В итоге в сентябре планируется большой блок изменений в главный для муниципального самоуправления закон, в том числе и в этой части.

- К каким еще законодательным изменениям стоит готовиться муниципалитетам?

- С 1 января 2015 года вступает в действие закон, в котором будет заложена оценка регулирующего воздействия на социально-экономическое развитие от принятия нормативных актов органами местного самоуправления. Говоря простым языком, будет оцениваться, как используется закон, насколько он востребован, какой вклад он вносит в развитие экономики и социальной сферы. Для введения в действие этого закона предложено набирать опыт превентивно, начинать с опыта субъекта. Думаю, это станет одной из актуальных задач для комитета АКЗС по местному самоуправлению. Мы можем помочь с разработкой и корректировкой нормативно-правовых актов, подсказать направления развития.

На заседании совета я выступала с вопросом дальнейшего совершенствования территориальной основы местного самоуправления. Для нас эта тема не снимается с повестки. Есть ряд территорий, которые внесли свои предложения по объединению сельских поселений, для Алтайского края эта тема актуальна и в связи с оптимизацией издержек, и в связи с изменением плотности и населенности ряда сел и районов.

С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, которые приблизили муниципалитеты к реализации норм статьи 131-го закона об объединении администрации поселения, являющейся районным центром, с районом. Мы очень долго ждали изменений в Бюджетный кодекс, которые с начала года вступили в действие. В них расписано, как расходные обязательства муниципального района связаны с осуществлением полномочий органов поселения, как это будет осуществляться.

Соответствующие изменения были внесены в полномочия вопросов местного значения района. Теперь при необходимости и из соображений экономии муниципальный район может объединить районную администрацию и поселковую администрацию райцентра. Местная администрация при этом осуществляет полномочия поселения за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета. Для Алтайского края эта тема важна, ряд территорий уже сейчас обращается в наш комитет. Мы будем работать над этой темой и готовить рекомендации муниципальным образованиям, которые готовы реализовать такую модель на своих территориях.

Законодательное регулирование местного самоуправления – это сфера, требующая тонкой настройки и постоянной неусыпной включенности в процессы, происходящие на территории. Наш комитет в оперативном режиме отслеживает изменения федерального законодательства и вносит корректировки в региональные законы. Не менее тесно работаем и с коллегами на местах. Постоянно держим связь, и в этом диалоге мы – равноправные участники. Работа глав районов и городов, глав администраций, глав сельских поселений – это тяжелый труд, и я благодарна своим коллегам, которые взяли на себя такую ответственность. Пользуясь случаем, я поздравляю их с приближающимся праздником – Днем местного самоуправления и благодарю за ежедневный героизм в своей профессии.

 

Беседовала Ольга ВАСЬКО.

Фоторепортаж