Туристические магистрали

Краевые власти приняли решение расширить «Золотое туристическое кольцо Алтая», сделав его большим

00:00, 16 мая 2013г, Общество 2010


Туристические магистрали Фото №1

Естественно, развивать его невозможно без улучшения инфраструктуры, в которую входит не только гостиничный бизнес, но и сельхозпроизводство, дальнейшая модернизация дорожной сети. Об этом мы говорим с и. о. начальника «Алтайавтодора» Василием Мотузом, решив в канун майских праздников посетить часть северных и западных районов этого кольца.

С первого шага

Но, как говорили древние китайцы, дорога в 1000 ли начинается с первого шага. Поэтому первая остановка недалеко от краевого центра – в Шелаболихинском районе. Нынче здесь продолжится реконструкция трассы Барнаул – Камень-на-Оби – Новосибирск. Если в прошлом году строители реконструировали участок от Павловска до границы районов, то теперь новенький асфальтобетон планируется довести до Шелаболихи. Участок этот давно требовал капитального к себе отношения. И вот в прошлом году работы были начаты, а нынче продолжатся.

Здесь в разговоре с начальником Шелаболихинского ДРСУ Дмитрием Щикалевым впервые была поднята проблема, которая сопровождала нас во время всей двухдневной поездки. Речь идет о мусоре на дорогах и в кюветах. В канун майских праздников дорожные рабочие традиционно занимаются его уборкой. Так вот давно подсчитано, что за три километра пути грузовик доверху наполняет свой кузов этим хламом. Да ладно бы мешки с мусором оставлялись на обочине. Давно стало дурной традицией выбрасывать пустую пластиковую и стеклотару по ходу движения автомобиля. Мало того что это создает определенную опасность для движения других транспортных средств, так еще и заставляет заниматься бегом трусцой многих дорожных рабочих. И что только не выбрасывается проезжающими! В Волчихе мне рассказали, что на стоянке на объездной дороге вокруг села однажды была обнаружена будка с цепью и мертвым псом внутри. Вот такой «экологический туризм» получается.

- Понятно, что мусор в окно – это прежде всего проблема воспитания, – рассуждает Василий Мотуз. – Если я сызмальства приучил своих детей к бережному отношению к дороге, то теперь они автоматически складывают неизбежно появляющийся в путешествии мусор в пакет и оставляют в специально отведенных для этого местах. Да, нужны специальные контейнеры для сбора отходов. И сделать их не проблема. Но проблема в их сохранности. Как правило, долго они не выстаивают, примеченные чьим-то «рачительным» взглядом. Надеюсь, что с увеличением числа туристов больше станет пунктов дорожного сервиса, где решать эти вопросы будет проще. А пока дорожникам остается только собирать мусор и убеждать людей не сорить.

О том же полном грузовике мусора с трех километров пути рассказал и начальник Каменского ДРСУ Петр Потапов: «Это - данность, с которой сложно бороться. Как и то, что дорогам нужна реконструкция. Весной тяжеловесы разбивают асфальт почти до основания. Это притом, что земполотно возводилось полвека назад и не было рассчитано на существующие ныне осевые нагрузки. А ведь есть еще и мосты, допустимая нагрузка на которые 30 тонн… А есть ведь и грузовики весом до 60 тонн!»

Село перспективное, а дороги…

Естественно, разговор зашел и о прошедшей зиме. «Она была сложной. Не стоит забывать, что в Каменском районе четырнадцать направлений, по которым курсируют школьные автобусы. Поэтому обеспечение постоянного проезда жизненно необходимо. Занятия не сорвали… Конечно, дорожникам пришлось несладко. К примеру, тракторист на шнекороторе пробивался в метель до деревни Мыски, отработав при этом за рулем двое суток! Снегопады были очень большими. Но такая наша работа – обеспечивать автомобильное движение».

Большие работы предстоит выполнить нынче и в Крутихинском районе. Необходимо отремонтировать участок от районного центра до границы с Новосибирской областью. «Торги по этому участку мы выиграли в прошлом году. Предстоит работа на 17 километрах пути, – рассказывает начальник Крутихинского ДРСУ Сергей Филинов. – И новосибирцы нынче завершат строительство на своей территории. Эта дорога важна для двух наших регионов и жителей ряда среднеазиатских республик. Естественно, ожидаем, что возрастет и количество туристов в Яровое».

В Бурлинском районе стоит другая задача. Нужно реконструировать дорогу от села Устьянка в Лесное. Напомним, что здесь реализован проект в рамках губернаторской программы «100+100». За счет кредитных ресурсов построены новые объекты для содержания крупного рогатого скота, молодняка, маточный комплекс, современный доильный комплекс. Да и поголовье скота здесь более трех с половиной тысяч. Кроме этого приобретена современная техника: комбайны, тракторы, посевные комплексы. По словам директора хозяйства Ивана Диркса, успешно решается и программа закрепления молодых специалистов на селе. В последние годы в селе возводится по одному дому с привлечением средств федеральной программы «Социальное развитие села».

- Опыт работы этого хозяйства необходимо внедрять и в других районах западной засушливой части края, – заявил во время прошлогодней рабочей поездки в район губернатор Александр Карлин. – Для этого важно желание руководителей развивать сельхозпроизводство, делая его рентабельным. И специалистов не нужно будет закреплять. Они сами выберут село на жительство.

Вот тогда-то местные жители и попросили губернатора отремонтировать дорогу в Лесное.

- Думаю, она будет строиться за счет программы «Сельские дороги», – считает глава администрации Бурлинского района Сергей Давыденко. – А то сегодня получается так, что село перспективное, а дорога – примитивная. Об этом шел разговор во время визита к нам губернатора. О перспективности Лесного говорит тот факт, что из 800 работоспособных граждан там числится лишь один безработный! А в планах ООО – развивать переработку выращиваемой продукции. Ну и, естественно, помогать в развитии социальной сферы. Вместе с тем в рамках краевой программы открывается новый детский сад, который будут посещать сорок дошколят.

В степи, но с удочкой

Серьезных финансовых вложений требует и развитие туризма на бурлинских озерах. Пока летом работают база отдыха на озере Хорошее и расположенный неподалеку лагерь детского отдыха. Вместе с тем есть задумка строительства современной базы на 150 человек. Как говорит тяжелый канцелярский язык бизнес-проекта: «в связи с наличием большого водного зеркала имеется возможность любительской рыбалки удочкой и сетями, отдых на водных лыжах и мотоциклах, использование водных аттракционов, грязевых процедур и т.д».

То, что туризм не безнадежный для степной зоны бизнес, доказывает сегодня Ключевский район. Далеко за его пределами известен культурно-оздоровительный комплекс «Моховое». Его создатель – предприниматель Сергей Павлов восстановил когда-то существовавшее в этих местах, но высохшее озеро и обустроил его. Комплекс включает в себя современные гостиничные номера, банкетный зал, крытый бассейн, искусственный водоем с пляжем, фонтан и многое другое. Он находится на кромке реликтового ленточного бора. Место уже успело стать популярным как у гостей райцентра, так и у местных жителей.

Еще об одной возможности для развития туристической отрасли в степной зоне рассказал директор ЗАО «Волчихинский пивзавод» Виктор Скачков, естественно, не забыв прорекламировать свою компанию: «Все знают о качестве нашей воды. Это подтверждено многими экспертизами. Есть медали с выставок, грамоты, другие награды. Изюминка нашего предприятия заключается в том, что здесь работают золотые люди, которые разливают чистую природную воду и газированные напитки из трех скважин, расположенных на предприятии. В принципе, возможно проводить и экскурсии по заводу с дегустацией нашей продукции. Но, конечно, это разговор не сегодняшнего дня. Нужен стабильный приток туристов, чтобы показать предприятие лицом. Для этого следует делать специальные коридоры, которые бы, с одной стороны, отгораживали людей от стерильности производства, а с другой – позволяли наблюдать за процессом.

Кстати, привлекательным для туристов может оказаться не только наше предприятие. Были бы интересны, на мой взгляд, экскурсии в лесхоз, где можно не только наблюдать за тем, как ухаживают за саженцами специалисты, но и своими руками посадить дерево! Скажите, чем это плохо?»

- То, что развитие туристического потенциала важно для всех жителей края, – несомненно, – считает Василий Мотуз. – Это можно легко проследить даже по улучшению дорожной сети. Судите сами, нынче в рамках реализации существующей программы «Золотое кольцо Алтая» планируются строительство моста через р. Кача на автомобильной дороге Алтайское – Булатово, строительство моста через р. Большая речка на автомобильной дороге Чарышское – Малый Бащелак – Большой Бащелак – Тальменка – Солонешное и реконструкция этой трассы, строительство автомобильной дороги Новая Жизнь – Булатово в Алтайском и Солонешенском районах. А в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» планируются завершение строительства автомобильной дороги Новотырышкино – г. Белокуриха в Алтайском крае (9,5 км), начатое в прошлом году, а также строительство автомобильной дороги г. Белокуриха – с. Черновая (объект «Белокуриха-2») с вводом в эксплуатацию 1,3 км. Понятно, что строительство в будущем коснется и других районов, что были включены в «Большое Золотое кольцо Алтая».

Коррективы в проект

- Недавно были внесены коррективы в проект «Золотое кольцо Алтая» с учетом туристического потенциала наших степных территорий, – ответил на вопрос журналиста «АП» о перспективах развития «Большого Золотого туристического кольца Алтая» губернатор края Александр Карлин. – И мы старались не пропустить в этом плане ни одно муниципальное образование. Каждый район имеет свой потенциал, хотя далеко не все объекты сегодня широко известны. Ведь природные объекты пользуются давней популярностью. Это бурлинские озера, которые пригодны для отдыха, купания. А уж если добрался сюда, то рыбалка получается замечательная! Это и озера, что находятся в Романовском и Завьяловском районах, с их лечебными грязями. Это и озеро в Яровом, которое становится центром развития туризма в той территории края.

И здесь очень важна дорожная инфраструктура. Да, наши трассы далеко не самые плохие в России. Это отмечают многие гости нашего региона. Но в их развитие вкладываются и будут выделяться и впредь достаточно большие финансовые ресурсы. Нынче нам предстоит капитально отремонтировать две очень важные для развития туризма дороги. Во-первых, трасса Барнаул – Камень-на-Оби – Новосибирск. Наши соседи заканчивают асфальтирование со своей стороны, а алтайским дорожникам предстоит отремонтировать нашу часть пути. Во-вторых, дорогу на Усть-Каменогорск нынче тоже переведут полностью в асфальтобетонное покрытие. Мы не зря говорим, что «Большое Золотое кольцо Алтая» – это не просто региональный, а транснациональный проект! И для этого подводится соответствующая транспортная инфраструктура.

Конечно, есть и скептики – а как без них! Ведь, смотрите, как поначалу было с «Малым Золотым кольцом Алтая»? Сомневающиеся говорили: «Да что это за идея такая и кто туда поедет?» Конечно, проект еще находится в начале становления. Но это уже сегодня продаваемый туристический маршрут. Развиваются объекты сервиса: гостиницы, общепит, учреждения культуры.

Ведь построили в Верх-Обское дорогу. Отремонтировали клуб, создали музей Михаила Евдокимова. И каждый день туда приезжают туристы как на легковом транспорте, так и на автобусах. В Новотырышкино созданы два небольших частных музея русских и немецких переселенцев. Ну, казалось бы, чего там такого? А сегодня это площадки для приема гостей, известные за пределами края. Дендрарий в Алтайском на базе предприятия «Биолит». Из простого желания посадить цветы и травы на клумбе появилась настоящая цветущая долина, полюбоваться ею и купить косметическую продукцию приезжают туристы. А три музея в школе поселка Ая? И когда мы заявляем программу «Большое Золотое кольцо Алтая», мы делаем это, с одной стороны, для будущих гостей, а с другой – для жителей степных регионов, чтобы они уже сегодня определяли для себя направления возможной деятельности в индустрии гостеприимства. Ведь туризм растет из тропок, превращаясь в тротуары, а затем и в современные магистрали.

 

Справка «АП»
«Маршрут «Большого Золотого кольца Алтая» включает трассу степной части нашего региона и проходит по территории 9 городов и 47 районов края. Общая длина маршрута – более двух тысяч километров. На участке с. Алтайское – с. Ая – «Бирюзовая Катунь» – с. Долина Свободы – с. Усть-Иша – с. Карагуж – с. Красногорское – с. Сростки – г. Бийск маршрут совпадает с трассой «Малого Золотого кольца Алтая». Далее Барнаул, Камень-на-Оби, Яровое, Славгород, Рубцовск, Змеиногорск, Алейск, Бийск, Новоалтайск и по территории 47 районов: Павловский, Шелаболихинский, Каменский, Крутихинский, Панкрушихинский, Хабарский, Немецкий национальный район, Табунский, Кулундинский, Ключевский, Михайловский, Волчихинский, Егорьевский, Рубцовский, Ребрихинский, Мамонтовский, Романовский, Завьяловский, Тальменский, Калманский, Топчихинский, Алейский, Шипуновский, Поспелихинский, Баевский, Новичихинский, Курьинский, Змеиногорский, Третьяковский, Краснощековский, Чарышский, Солонешенский, Алтайский, Смоленский, Петропавловский, Усть-Калманский, Быстроистокский, Советский, Красногорский, Бийский, Солтонский, Целинный, Ельцовский, Зональный, Троицкий, Косихинский, Первомайский.

Фоторепортаж