Конец серебряного века

120 лет назад, 13 мая (по новому стилю) 1893 года, принято решение о закрытии сереброплавильных заводов Алтая

00:00, 17 мая 2013г, Общество 1967


Конец серебряного века Фото №1

Об удивительной судьбе предприятий по добыче и переработке драгоценных и иных металлов рассказывает исследователь истории горного дела и металлургии в Сибири Виталий ВЕДЕРНИКОВ.

Валютный карман России

До XVIII века в России собственного серебра не было. Мировыми деньгами в ту пору являлась крупная серебряная монета талер весом 28 граммов. Она также была известна под другими названиями – крона, марка, песо, эскудо, патагон, далер, доллар. Но за этой монетой закрепилось название «талер» благодаря голландским купцам, которые с XVII века держали в руках всю международную торговлю. Поэтому Россия, которая начала усиливаться при Петре I, нуждалась в серебре как монетном металле. Медный русский рубль, как сказали бы сейчас, не являлся конвертируемым, хотя его вес был равен весу талера. В России талер именовали ефимкой. Одним из главных источников монетного серебра был сбор таможенных пошлин в русских портах. Прямиком из таможен талер отправляли на монетные дворы для перечеканки в рубль. Такой раритет является вожделенным для современных нумизматов.

С усилением России на морях и на суше в начале XVIII века потребовались также медь для изготовления пушек и свинец для производства пушечных ядер и пуль (в Северной войне пехота и артиллерия стали главной ударной силой войск).

Свинец – спутник серебра в рудах и оборотный продукт в процессе серебряной плавки. До Петра Первого в России к их добыче едва-едва приступили: на Урале нашли медь, начали её плавку. И первый опыт алтайской металлургии как раз связан с медеплавильным производством и уральским заводчиком Акинфием Демидовым. Он построил первый Колыванский завод с 1726 по 1729 год, а в 1740 – 1744 годах – Барнаульский, в значительном отдалении от рудников, но рядом с лесом, что важно: для плавки руды был нужен древесный уголь. На Алтае получали так называемую чёрную медь, содержащую примесь свинца, которую затем отправляли на Урал, где из нее выплавляли уже красную медь.

Алтайские руды, как оказалось, имели и серебро. Из них Акинфий Демидов выплавил около 50 килограммов драгметалла. То, что он чеканил на Алтае монету из серебра, – миф!

В 1745 году предприимчивый заводчик умер, а через два года его алтайские рудники и заводы, составлявшие основу Колывано-Воскресенского горного округа, были взяты в ведомство императорского Кабинета – особого учреждения, занимавшегося доходами и расходами императора.

Сереброплавильные заводы на Алтае появляются сразу как крупные предприятия. Именно здесь десятилетиями выплавлялось до 90 процентов всего этого металла в России. А Барнаульский завод был самым большим таким предприятием в империи.

В XVIII столетии, как только наша страна вступала в очередную войну, производство серебра на Алтае значительно возрастало. В результате второй Русско-турецкой войны 1787 – 1791 годов Россия закрепила за собой Крым. Но утверждать, что новые территории завоёваны на деньги, чеканенные из алтайского серебра, исследователи пока не могут.

 

Царская вотчина

Увы, серебро оставалось мировыми деньгами лишь до 1820-х годов в связи с падением мировых цен на него по отношению к золоту. Поэтому стратегический интерес государства к алтайскому драгоценному металлу был утерян.

К тому же центр мировой добычи серебра сместился в бывшие испанские колонии - молодые государства Латинской Америки, а также в Мексику. Руды там были не богаче алтайских, но запасы значительно внушительнее.

История добычи серебра – это история падения мировых цен на этот металл. С освобождением южноамериканских стран от колониальной зависимости они стали конкурентами друг другу на рынке серебра, что вызвало падение мировых цен на него по отношению к золоту, становившемуся новой мировой валютой.

В 1830 году Кабинет передал в аренду предприятия Колывано-Воскресенского горного округа Министерству финансов. Это благодаря Минфину здесь и в Нерчинском горном округе развернулась частная золотопромышленность. В итоге золото стекалось в Барнаул, в 1840-е годы наш город превратился в настоящее золотое депо Сибири. А серебро из-за высокой себестоимости производства на Алтае Минфину было выгоднее закупать на американском континенте. Действуя в интересах государства, Министерство финансов решительно ликвидировало серебросвинцовую промышленность Нерчинского горного округа. Сановники Кабинета боялись, что нечто подобное может произойти и на Алтае. Неудивительно, что в 1855 году аренда была прервана.

Кабинет занял недальновидную позицию, оградив Алтай от всяческих новых веяний и требований науки и техники. Рутинная ревизия дел в 1881 году выявила двести нереализованных проектов, предлагавшихся горными инженерами-новаторами. В итоге к 1880-м годам сложилось такое положение, о котором сибирский корреспондент писал: «Наука идёт вперёд, но проходит мимо Алтая».

 

Компенсация потерь

Вопиющий случай – игнорирование динамита. Им еще в 1863 году предлагали заменить порох, но этот проект был утверждён лишь через двадцать лет. А порох не мог одолеть богатые руды, находящиеся в плотном роговике.

С годами всё больше сказывался провал геологоразведок на серебро. В период аренды Министерство финансов тратило деньги в основном на поиски рассыпного золота.

А тут ещё и отмена крепостного права в 1861 году, вызвавшая вздорожание стоимости труда бывших приписных крестьян и мастеровых людей – горняков и плавильщиков.

Кабинет много проиграл от закрытия пяти сереброплавильных заводов на Алтае. Барнаульский был самым крупным из них. В последний год на нём выплавили чистого серебра всего 25 пудов, свинца – 5426 пудов. Какое-то время здесь занимались металлообработкой, позже в его цехах был размещён кабинетский лесопильный завод, а в советский период – спичечная фабрика. Также прекратили плавку Павловский, Локтевский, Змеиногорский и Гавриловский заводы – последний располагался на территории современной Кемеровской области. На их базе, приводимой в действие водой заводских прудов, позже работали небольшие лесопильни, мельницы, рудотолчейные и другие предприятия. Сейчас почти все они в разрушенном состоянии. Периодически возникают проекты их реконструкции, но дальше разговоров дело не идёт.

Дольше всех – до 1917 года проработал Сузунский завод – это теперь территория Новосибирской области. Он был медеплавильным – для переработки медьсодержащих отходов других алтайских плавильных заводов. Здесь чеканили сибирскую монету, а также получали побочное серебро, которое направляли на сереброплавильные заводы.

Полиметаллические руды Змеиногорского и ряда других рудников Рудного Алтая содержали медь, серебро, свинец, золото, железо, серу. Эти руды до сих пор являются проблемными для металлургов.

 

История не закончена…

После закрытия сереброплавильных заводов Алтайский округ потерял в своём названии слово «горный». Это означало, что с его горнозаводской специализацией покончено. Но, как покажет дальнейшая история, не совсем.

В Алтайском округе развивалось арендное, сельское и лесное хозяйство. Но от производства меди на Сузунском заводе Кабинет получал больше доходов, чем от аренды.

К бывшим рудникам и заводам теперь проявляли интерес частные лица и фирмы, в том числе и зарубежные. И до революции, и после неё алтайские рудники передавались в концессию. В начале ХХ века благодаря иностранному участию горная промышленность Алтая по техническому уровню была одной из самых передовых в России.

В советский период отрасль несколько раз возрождалась. На месте старых рудников Змеиногорской группы возобновлялась промышленная добыча. До начала 1990-х годов действовал горно-обогатительный комбинат в Горняке.

Серебро сегодня один из самых дешёвых драгоценных металлов. Из алтайских руд сейчас добывают 18 металлов и их соединений, прежде извлекали лишь медь, цинк и серебро. Остальное лежит в отвалах и шлаках. Некоторые из них уже не раз перерабатывались, к примеру, в Змеиногорске. Периодически ими интересуются потенциальные инвесторы.

Известно также, что богатые полиметаллические руды залегают на территории Змеиногорского, Рубцовского, Локтевского и других районов, где расположено 12 месторождений – открытых, разведанных и подготовленных к эксплуатации ещё в 50 – 80-е годы прошлого века. Высококачественная руда содержит медь, свинец, цинк, золото, серебро, большой спектр других элементов.

Утверждённые запасы составляют 59,8 миллиона тонн полиметаллической руды. Кроме того, на Алтае открыты гигантские запасы флюсов, известняков поистине мирового значения. А это также важное сырьё для металлургии. И счёт идёт на миллиарды тонн. Не будь наша страна так богата железными и иными рудами, алтайские месторождения давным-давно были бы освоены.

Впрочем, в конце декабря 2004 года с пуском в эксплуатацию Рубцовского рудника на Алтае после длительного перерыва возобновилась добыча полиметаллических руд. Это оказалось по силам созданному в 1998 году ОАО «Сибирь-Полиметаллы», вошедшему в 2004 году в состав холдинга «Уральская горно-металлургическая компания».

В начале 2010-х годов данное предприятие осваивало пять месторождений: Зареченское, Рубцовское, Корболихинское, Степное и Таловское. На них добываются большие объёмы медного, цинкового, свинцового концентратов, золота. В 2010 году объём добычи полиметаллической руды составил 423,3 тысячи тонн. В следующем – свыше 600 тысяч тонн руды.

Кабинетский опыт – первый в череде хозяйственного использования алтайских недр. Он дал импульс к развитию нашей малой родины и благодаря добыче и переработке серебра в течение 170 лет помогал России быть великой державой.

Записал Анатолий МУРАВЛЁВ, обозреватель «АП».

СПРАВКА «АП»
Виталий Ведерников, кандидат исторических наук, доцент Алтайского института экономики, филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики, докторант кафедры отечественной истории АлтГУ. 3 июня состоится защита его докторской диссертации по теме производства серебра в Сибири. Автор двух монографий и около 50 статей по истории горного дела и металлургии в Сибири.

Фоторепортаж