Нужно выработать новые подходы

00:00, 18 мая 2013г, Общество 1069


Нужно выработать новые подходы Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

В Чемальском районе (Республика Алтай) состоялось совместное заседание совета при полномочном представителе президента страны в Сибирском федеральном округе и совета межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение”.
Его главной темой стал ход реализации указов Владимира Путина от 7 мая 2012 года. Также обсуждались вопросы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с паводком, и подготовка к лесопожарному периоду. В совещании приняли участие руководители регионов Сибири и их заместители, председатели законодательных органов власти, руководители крупных компаний. Алтайский край представляли губернатор Александр Карлин, его заместители, председатель АКЗС Иван Лоор и другие.

Напомним, в начале мая нынешнего года президент страны проводил совещание, посвященное исполнению его указов. Он дал оценку проделанной работе, заявив о том, что ответственность за выполнение поручений должна быть публичной, политической и персональной. Этот посыл адресован не только Кабинету министров России, но и региональным властям. Между тем детальное изучение реализации указов в регионах показало, что проблем достаточно много.

Так называемых майских указов - 11. В них около 40 поручений. Они являются основополагающими для страны и оказывают большое влияние на социально-экономическое развитие. В числе поставленных президентом задач: повышение заработной платы различным категориям работников бюджетной сферы в период до 2018 года; достижение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-7 лет; обеспечение граждан доступным и комфортным жильем; повышение качества жилищно-коммунальных ус-луг; совершенствование государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; совершенствование демографической политики.

- Самыми финансовоемкими направлениями являются: повышение зарплаты, жилье и строительство новых детских садов, - говорит первый заместитель губернатора Красноярского края, председатель координационного совета по экономической политике, финансам и инвестициям межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение” Виктор Томенко. - На эти задачи приходится более 2/3 средств, необходимых нашим территориям в 2013-2015 годах, чтобы достичь определенных президентом страны показателей. С момента подписания указов прошел год и уже сделано очень многое. В регионах разработаны и утверждены дорожные карты отраслей социальной сферы, установлены целевые индикаторы развития образования, науки, культуры. Также разработаны дорожные карты по переселению граждан из аварийного жилья. Регионы оценили потребности в средствах и приступили к реализации мероприятий. В начале пути у субъектов страны были различные стартовые ситуации. Но требования для всех регионов одинаковые, и показатели должны быть выполнены в установленные сроки.

Различные стартовые позиции, следовательно, возможности субъектов как раз и стали ключевой проблемой состоявшегося совещания. К примеру, некоторые регионы страны вынуждены брать коммерческие кредиты на строительство детских садов, другие же могут выполнить эту задачу, используя собственные средства. Губернатор Александр Карлин выступил с критикой положения о необходимости отказаться от учета уровня бюджетной обеспеченности субъектов при определении доли регионального софинансирования федеральными субсидиями при исполнении майских указов.

- Наша категорическая позиция заключается в противоположном, – подчеркнул Александр Карлин. - Мы настоятельно добиваемся более последовательного учета бюджетной обеспеченности при определении доли софинансирования регионов в целом ряде сюжетов, в том числе при реализации федеральных целевых программ.

Высказанную губернатором Алтайского края позицию поддержал полномочный представитель президента страны в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. Он сказал:

- Единообразного подхода быть не должно. Тот размер софинансирования, который сегодня закладывается федеральными ведомствами, какие-то процессы развития делает просто нереалистичными. Поставленные в указах задачи требуют новых управленческих решений и подходов. Их нужно выработать на уровнях правительства страны, регионов. Необходимо, чтобы они были адаптированы к конкретным условиям субъектов России. Так могли бы повысить эффективность тех бюджетных ресурсов, которые имеем. Ведь регионы разные. А деньги потребуются всем: и крупным самодостаточным, и небольшим бюджетозависимым. Пока, на мой взгляд, такого полноценного согласования действий нет.

Нужно отметить, что по ряду положений Алтайский край в целом выглядит весьма не плохо. В нашем регионе в 2013 году на реализацию указов президента предусмотрено 4,5 млрд. рублей - это средства краевого бюджета. По словам заместителя губернатора, председателя комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике Владимира Притупова, данная сумма закрывает значительную часть потребностей. Но в 2013 году региону потребуется дополнительно еще 1,8 млрд. рублей. Для этого нужно повысить эффективность средств, которые есть, взаимодействовать с федеральными структурами.

- Указы президента подлежат безусловному выполнению, - говорит Александр Карлин. - Должны быть мобилизованы все возможности региональных бюджетов. Проведенный объективный анализ ситуации свидетельствует о том, что субъектам необходима помощь федерального бюджета. Мы рассматриваем возможность использования заемных финансовых ресурсов. Но край не будет в первую очередь прибегать к коммерческим кредитам. Это будут бюджетные кредиты, которые предоставляет Министерство финансов. Расходы по их обслуживанию - минимальные. К тому же мы можем с Минфином говорить о возможности реструктуризации таких кредитов.

На совещании также обсуждали меры реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заместитель губернатора Даниил Бессарабов рассказал, как эта работа ведется в нашем регионе. Было отмечено, что в крае есть долгосрочная программа “Дети Алтая”. Основной акцент в решении данной проблемы смещен на сокращение числа детей, по отношению к которым возникает риск изъятия из семьи и размещения их в детских домах, интернатах. Профилактика показала качество системной работы по трем ключевым направлениям: раннее выявление семейного неблагополучия; профилактика отказов женщин от новорожденных детей; социальная реабилитация детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, в условиях специализированного учреждения.

Полномочный представитель президента Виктор Толоконский порекомендовал главам регионов использовать опыт Алтайского края в этой сфере.

- Край эффективно ведет работу по профилактике социального сиротства, - сказал он. - И, несмотря на высокую долю сельского населения, на его относительно низкие доходы и жизненный уровень, край имеет более высокие показатели, чем самые благополучные по названным параметрам регионы.

Также во время совещания председатель АКЗС и председатель координационного совета по сельскохозяйственной политике, продовольствию и легкой промышленности межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение” Иван Лоор выступил с докладом об итогах II съезда работников агропромышленного комплекса Сибири, который прошел в апреле в Красноярске.

Итогом совещания стали выработанные рекомендации, которые предоставят правительству страны, федеральным и региональным органам власти.

Фоторепортаж