Мама Люба, или Тридцать лет спустя

КОЧЕТЫГОВА Татьяна

Мама Люба, или Тридцать лет спустя

1558

10:07, 31 августа 2018г

В прошлые выходные на «Первом канале» рано утром демонстрировали четырехсерийный фильм «Мама Люба» про многодетную семью.

И внешний вид главной героини, и сюжетная канва, и некоторые фразы из фильма вроде: «Чего вы ждете еще от жизни?» – «Мы ждем ребенка» – отсылают к замечательному советскому фильму «Однажды двадцать лет спустя» тоже про многодетную семью. В главной роли – Наталья Гундарева (Надя Круглова). Ее героиня просто олицетворяла тогда собой советскую Мадонну. У фильма был сумасшедший успех, его смотрят и сейчас на одном дыхании, потому что проблемы современной многодетной семьи, как ей ни пытается помочь государство, те же: не хватает денег, шушукаются соседи, что в обносках малыши ходят, косые взгляды бывших школьных друзей и разговоры вроде: «И чего только люди не придумают, чтобы на работу не ходить!» И радости те же: повзрослевшие дети идут в новую жизнь, в профессию, но по-прежнему привязаны к дому, помогают родителям, благодарят их за все, что те для них сделали. Малыши произносят первые слова, делают первые шаги, шумят и экспериментируют.

Стала копать дальше. Оказалось, что сценарист у фильмов «Однажды двадцать лет спустя» и «Мама Люба» один и тот же – знаменитый сатирик Аркадий Инин, автор сорока кинокомедий, тридцати юмористических книг, более двухсот теле- и радиопередач, создатель популярных телепрограмм «Вокруг смеха» и «От всей души», фильмов «Отцы и деды», «По улицам комод водили…», «Одиноким предоставляется общежитие», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Утёсов. Песня длиною в жизнь». Так вот он взял да и перелицевал свой сценарий, вдохнул в него, так сказать, новую жизнь, современную. Ну что ж, имеет право себя цитировать, вот, например великий Афанасий Фет тоже себе позволял.

В советском фильме главная героиня Надежда Круглова в исполнении блистательной актрисы Натальи Гундаревой приходит на встречу выпускников и там о ее большой семье узнают школьные друзья. В фильме «Мама Люба» московская съемочная группа приезжает в деревню, чтобы снять фильм о многодетной семье.

И в той, и в другой картине главная героиня довольно искренна, не притворяется, рассказывает о своей семье, о проблемах и о несовершенстве законодательства все как есть. И как ей ни пытается объяснить в течение съемок журналистка, успешно штурмующая столицу, что вся Любина жизнь – это жизнь наседки, та стоит на своем. В конце концов журналистка начинает мечтать о ребенке, понимая, что радости от денег и успешной карьеры не много, если женщина лишена главного – материнства.

Начинка у фильмов, конечно, абсолютно разная. В картине «Однажды двадцать лет спустя» отчетливы приметы советского времени, когда многодетная мать – героиня, муж – трудяга, на все руки мастер, дети – талантливые. К многодетной семье в гости приезжают иностранные делегации, главную героиню художник уговаривает стать моделью для портрета.

В «Маме Любе» глава семьи – многодетная мама, ей решать – брать детдомовца в семью или нет, переезжать из дома или нет, наказывать ребенка за провинность или нет. Муж – в пристежке, пытается стать успешным предпринимателем, но что-то никак не выходит. Дети дружные, но характерные.

И все бы ничего, но не хватает «Маме Любе» динамичности сюжета и остроты, характеры детей, кроме детдомовца (актер Эмиль Рывкин), слабо прорисованы. И даже злодей – человек, который хочет выгнать семью из дома (ему срочно нужен участок под строительство), какой-то карманный. И вообще, все слишком уж прилизано, приглажено, с семьи хоть икону пиши. Держит внимание зрителя актер Сергей Никоненко, сыгравший отца мамы Любы, жаль, что роль у него эпизодическая. Вроде бы и сценарист именитый, и режиссер Максим Демченко довольно известный, автор популярного сериала «Морские дьяволы», сценарист сериала «Улицы разбитых фонарей», а что-то в этот раз не получилось. Возможно, потому, что ремейки у российского кино в принципе не выходят. Достаточно вспомнить фильмы «Ирония судьбы. Продолжение», «Джентльмены, удачи!», «Кавказская пленница!». Неужели нет новых тем для кино?

Плюс такого фильма, пожалуй,  в том, что его можно смотреть всей семьей без ограничений, нет там ни жестокости, ни откровенных сцен, ни бранных слов. Опять же, на примере этой семьи можно объяснить ребенку, как живется детям в многодетных семьях, где 10 ребятишек, такие у нас, к сожалению, редкость.

Фоторепортаж