Непростой вопрос

ЛОГИНОВА Тамара

Непростой вопрос

137

13:15, 10 апреля 2024г

Иногда удивляет, сколько же все-таки сообщений едва ли не каждый день появляется в Сети о различных бытовых разборках, заканчивающихся травмами, а то и смертью кого-то из участников. Ох, и много среди нашего населения людей горячих, которые за словом в карман не полезут, а за ножом – запросто…

Но когда наступает момент ответственности за последствия, те, кто победил в каком-нибудь кухонном побоище, оставив оппонента искалеченным или убитым, нередко начинают убеждать суд, будто лишь защищались. Вопрос, как различить, где в каком-то конкретном случае человек действительно лишь превысил пределы необходимой обороны, а где имели место только агрессия, злость и умышленное желание как можно больше навредить противнику, не такой уж простой.

Ему посвящено немало научных статей маститых юристов. Но все они сходятся в главном моменте. Превышение пределов необходимой обороны, так же, как и причинение вреда в состоянии физиологического аффекта, должно быть вызвано противоправными действиями того, кто в итоге и пострадал.

Например, жительницу Забайкальского края на днях признали виновной в убийстве при превышении пределов необходимой обороны. Суд учел то, что мужчина, которого дама ударила ножом, до этого избил ее, душил, высказывая претензии на почве ревности. В итоге она стала защищаться и лишила мучителя жизни. Он скончался от единственной полученной раны. По мнению суда, дама переоценила на самом деле опасность для себя. Ей было назначено наказание в виде 1 года 3 месяцев исправительных работ с удержанием 10 процентов от зарплаты в доход государства. Если бы было доказано, что она совершила умышленное убийство, то ей пришлось бы надолго отправиться в колонию.

Вот и многие другие фигуранты уголовных дел об избиениях или убийствах, тоже стремятся доказать, что вынуждены были отбиваться. Только зачастую никакой перспективы реального насилия или угрозы их жизни даже не намечалось. А попытки сделать виновной саму же жертву, остаются неудачными. Такая история – в одном из материалов «Фемиды».

Фоторепортаж