В мире животных

КАРПОВА Любовь

В мире животных

397

11:44, 19 октября 2018г

Воскресным вечером канал «СТС» показал «Зверополис» (Zootopia) – диснеевский анимационный хит 2016 года с простыми гуманистическими идеями для детей и обилием киноманских шуток для взрослых зрителей. В 2017-м он получил «Оскара» и «Золотой глобус» как лучший анимационный фильм года.

Что в «Зверополисе» немедленно подкупает, так это замечательная проработанность созданного авторами мира – города мечты, где мирно живут и трудятся антропоморфные звери и «каждый может стать тем, кем хочет» (жаль, что утопичность из оригинального названия потерялась в русском переводе!). Масса деталей этой большой и разнообразной звериной вселенной заметна даже не с первого раза – что, впрочем, гарантирует положительные эмоции при пересмотре.

История начинается с пролога, который знакомит нас с главной героиней крольчихой Джуди, которая с детства мечтала стать полицейским, хотя за всю историю в полиции Зверополиса еще не служил ни один кролик. Ее пугливые родители-фермеры, разумеется, пытаются ее отговорить, ссылаясь на свой собственный пример, – мол, жить надо скромно и степенно, тогда и шишек не набьешь. Но Джуди не дрогнет, даже когда начнутся настоящие трудности в полицейской академии, и окончит учебу с отличием. А в Зверополисе очень кстати объявят программу равных возможностей для всех зверей, и юная крольчиха-идеалистка по протекции самого мэра-льва поступит в полицейский участок № 1 под начало сурового капитана Буйволсона. Тут-то и обнаружится, что звериная утопия идеальна лишь снаружи, а изнутри полна скрытых противоречий.

Пока другие полицейские – огромные носороги, волки и прочие слоны – расследуют серьезные дела, главную героиню отправляют выписывать штрафы за неправильную парковку. Зато так она знакомится со вторым главным персонажем (и своим невольным напарником) – лисом-мошенником. Кстати, несмотря на всю показную толерантность местного звериного общества, лисам тут, кажется, вообще никто не рад, и даже родители-кролики, отпуская Джуди в город, дают ей с собой специальный антилисиный баллончик, который она носит в кобуре. Но именно эта парочка пушистых противоположностей возьмется за самое таинственное дело: в городе бесследно пропало уже полтора десятка зверей, причем все они – хищники. На расследование дано двое суток, а следы преступления ведут на самый верх...

Даже в кратком пересказе нетрудно заметить, что «Зверополис» играет с клише таких киножанров, как детектив, бадди-муви (фильм о напарниках) или история наив­ной провинциалки в большом городе. Но и это не все: здесь есть дивно смешные сцены, отсылающие к «Крестному отцу» (местного мафиозного босса зовут Мистер Биг, и он – крошечная мышь), экшн-фильмам о крушении поезда, культовому сериалу «Во все тяжкие». В сущности, весь «Зверополис» – одна большая киноманская шутка. В этом городе мечты даже мелькнувшие в кадре вывески не случайны – есть, например, банк «Лемминг Бразерс», вызывающий недобрые воспоминания о кризисе 2008 года.

Цепляющие детали этого удивительного мира зверей хочется перечислять бесконечно: тут и бабушка-броненосец с панцирем, накинутым поверх одежды, как шаль, и коммуна животных-нудистов, и смартфон с эмблемой в виде надкушенной морковки. Кажется, никого не оставляет равнодушным сцена в местной ГИБДД, где герои пытаются пробить по базе автомобильный номер: в справочной службе работают хоть и вежливые, но страшно медлительные ленивцы, и взрослый зритель в любой стране тут живо вспомнит собственный опыт общения с бюрократией. В конце концов «Зверополис» – редкий случай настоящей экранной химии между рисованными персонажами, высший пилотаж! Все это позволяет даже взрослому человеку позабыть о времени, хотя идет это кино без малого два часа.

А еще антропоморфные звери – древнейший и надежный способ разговора о насущных человеческих проблемах, который в другой ситуации вызвал бы отторжение. Фильм посвящен нашим предубеждениям. Даже насквозь идеальная главная героиня оказалась подвержена внушенным с детства замшелым стереотипам – в данном случае насчет природной предрасположенности хищников к насилию, но тут легко подставить любое другое человеческое предубеждение: против другой расы, национальности, пола, религии или цвета глаз. Одно неосторожное слово – и крольчиха почти разрушает хрупкий мир в городе мечты и теряет друга. Почти, потому что это все-таки детский фильм и в нем для восстановления всеобщей гармонии достаточно смекалки и извинений.

Фоторепортаж