Алтайский художник восстанавливает разрушенные бомбежками скульптуры в ЛНР

19:20, 02 июля 2023г, Общество 691


Алтайский художник восстанавливает разрушенные бомбежками скульптуры в ЛНР Фото №1
Алтайский художник восстанавливает разрушенные бомбежками скульптуры в ЛНР Фото №2
Алтайский художник восстанавливает разрушенные бомбежками скульптуры в ЛНР Миниатюра №3
Алтайский художник восстанавливает разрушенные бомбежками скульптуры в ЛНР Миниатюра №3

Фото Андрей КАСПРИШИН

В Славяносербском районе ЛНР скоро займут свое законное место скульптуры Мемориала славы, разрушенные бомбежками укронацистов в 2014 году. По фотографиям их восстановил наш земляк Сергей Астраханцев, художник, скульптор, заслуженный работник культуры России, почетный житель Павловска.

Воссоздавал по фото

Монумент этот, высотой 4,5 метра включая постамент, возвели в 1958-м над братской могилой 32 воинов 44-й гвардейской стрелковой дивизии и 384-го отдельного батальона морской пехоты, погибших в боях с фашистами у села Весёлая Гора. На пилонах среди других значится имя Героя Советского Союза Василия Егоровича Корды, младшего лейтенанта, командира пулеметного взвода.

Вживую увидеть скульптуры, восстановленные Сергеем Васильевичем, «АП» не удалось – к моменту нашей встречи их уже отправили в Славяносербск с одним из гуманитарных рейсов из Барнаульского аэропорта. Но Сергей Васильевич хранит мини-модели, которые предшествуют созданию скульптуры в натуральную величину, и снимки, с которых они создавались. Не нужно быть экспертом, чтобы понять: мемориал бомбили.

– Видите, целые фрагменты вырваны, вот здесь и здесь, – показывает Астраханцев фото. – Эта скульптура только фрагментарно была повреждена, а вторую, фигуру солдата, полностью воссоздавал заново,  по фото и паспорту объекта советских времен. Выезжать в Луганскую Республику не пришлось. Полгода работал здесь, в этой мастерской.

О том, что памятник нуждается в восстановлении, Астраханцев узнал от Юрия Проскурина, помощника губернатора Алтайского края по спецпоручениям. Юрий Геннадьевич – выходец из Павловска, жил и работал здесь. А после того как в нашем регионе было принято решение помочь с восстановлением Славяносербска, уехал туда в длительную командировку.

Почему именно Сергею Васильевичу предложили столь ответственную миссию, тоже понятно. Работами талантливого скульптора, художника и графика гордятся многие алтайские музеи и галереи. А здесь, в мастерской, можно увидеть и те, которые еще нигде не выставлялись. К примеру, Пётр Козьмич Фролов, задумавшийся над проектом развития Колыванского горного округа. Астраханцев мечтает, что когда-нибудь и эта скульптура найдет достойное место в историческом месте Барнаула, Нагорном парке.

Символ России

Для тех, кто не знаком с творчеством Сергея Астраханцева: он родился близ Улан-Удэ, в нынешнем Иволгинском районе Бурятии. Места эти известны тем, что здесь пришел в наш мир лама Даши-Доржо Итигэлов.

Во время учебы в художественном училище Иркутска Сергей встретил свою половинку. Людмила Астраханцева – тоже художница, мастер по керамике. Вот ради нее, уроженки Павловска, он и сменил Забайкалье на Алтай. Супруги уже отметили золотой юбилей совместной жизни. У них двое детей, сын Сергей недалеко живет, а дочь Наталья, выпускница Новосибирской консерватории – оперная певица.

Сергей Васильевич достает старый, за 1975 год, номер газеты «Правда». Его хранят в семейном архиве как память об открытии Павловского Мемориала Славы, со снимками известного алтайского фотографа Петра Петина. Астраханцевы создавали его своим талантливым тандемом. На все про все, от проекта до его воплощения, им было отпущено тогда 10 месяцев.

«Объекту памятного и культурного наследия», как пишут обычно в сопроводительных документах, уже почти полвека. Практически завершена его реконструкция, и снова – с самым деятельным участием Сергея и Людмилы. Заменены изношенные несущие конструкции, тронутые временем барельефы. Нам повезло первыми увидеть в мастерской, еще перед установкой, новые бюсты участников войн, уроженцев Павловского района, не только Великой Отечественной. Есть среди них особый – героя Русско-японской и 1-й мировой Александра Алябьева, кавалера 11 (!) орденов, включая георгиевские кресты. Еще одна задумка обновленного мемориала – часовня, символ России.

Как убирали огонь

Этот довольно длинный экскурс в историю мы позволили себе потому, что он имеет прямое отношение к работе над мемориалом в ЛНР.

Дело в том, что, работая над павловским мемориалом, Астраханцев апробировал технологию, которую с полным основанием считает авторской. Во-первых, она сокращает время работы над скульптурой, во-вторых, снижает в разы ее вес, что крайне важно для транспортировки к месту установки.

Сергей Васильевич вспоминает, как в 1975-м ему никак не давался, ускользал образ Матери. И тогда он посадил тещу на стул и стал лепить голову с нее, с Клавдии Федуловны Малышевой. Факт в Павловске известный. А вот про технологию знают не все. Сварщик тогда варил по заданной форме каркас из проволоки, его потом обтягивали сеткой и покрывали композитным составом, который автор сам и придумал, и назвал железораствором.

Еще одна находка скульптора – краска «жидкий металл». Покрытая ею поверхность и выглядит как металл, очень реалистично, и ведет себя так же, даже окисляется на воздухе. Есть лишь один недостаток – дороговизна. К примеру, на покраску одного барельефа может уйти около 300 тысяч рублей.

Технологии полой скульптуры Астраханцев придерживался и в работе над славяносербским проектом. Массивная фигура солдата весит всего лишь 600 килограммов.

Возможно,  луганчане возьмут на заметку и еще одну идею Астраханцева. Работая над мемориалом в Павловске, он усовершенствовал устройство Вечного огня. Обычно в них используется газовая смесь, дающая не слишком яркий и практически не видный на солнце огонь. В отличие от керосиновой. И внутри полой фигуры скульптор установил бак на 200 литров керосина, сконструировал форсунку и дозаторы. Сергей Васильевич вспоминает, как волновался во время торжественной церемонии открытия мемориала в 1975 году:

– Собралось очень много народу: власти, простые люди, стар и млад, центральные СМИ, военный оркестр. Наш земляк, Герой Советского Союза Николай Симинихин доставил из Барнаула факел с пламенем, чтобы зажечь Вечный огонь в Павловске. Переживая, что не зажжется сразу, я еще чуток бензина в смесь добавил. Ведь если бы опозорился, пришлось бы мне из села бежать (смеется). Но все пошло прекрасно, и пламя сразу занялось, яркое, красивое. А через три дня чиновники убрали огонь – из соображений безопасности, думаю.

В тот день мы долго говорили с Сергеем Астраханцевым. Про то, что скульптора своим живым и эмоциональным языком может рассказать о судьбе народа. И про то, что не только время стирает нашу память, запечатленную в бронзе, камне или обычном сером бетоне. А восстанавливать порушенное, возвращать из небытия забытое по силам всем нам, каждому – на своем месте. История двух мемориалов как раз об этом.

Фоторепортаж