Алтайский журналист Алексей Герасимов представил необычную рок-оперу

08:15, 13 марта 2023г, Культура 904


Алтайский журналист Алексей Герасимов представил необычную рок-оперу Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Наш коллега, бывший заместитель главного редактора «Алтайской правды» Алексей Герасимов написал рок-оперу «Зов Беловодья» – ироничную по форме, но посвященную вполне себе мировоззренческим вопросам.

И этой зимой презентовал ее в Барнауле в формате квартирника – под гитару и минусовую фонограмму при участии барнаульского пианиста и композитора Евгения Гутчина. Алексей Сергеевич настаивает, что выступлений не планировал, поскольку занят записью материала, а провести презентацию его уговорили друзья. И что рок-опера, которой он посвятил больше трех лет, «не коммерческий продукт» и ставить ее на сцене он не собирается. Но мы в «АП» надеемся, что он все-таки передумает.

Обо всём на свете

– Начну с предыстории. Давным-давно, осваивая компьютер, я написал роман, – рассказывает Алексей Герасимов. – Получилась здоровенная книжка, на мой взгляд, интересная. Но компьютер накрылся, а вместе с ним роман. Сначала думал восстановить его по памяти, а потом решил, что можно сделать более интересную штукенцию. А поскольку я в буковках разбираюсь лучше, чем в нотах, играю все на слух, то текстовая часть рок-оперы сейчас представляется мне более профессиональной, чем музыкальная. Далеко не все я в состоянии выразить музыкой. Например, есть момент, когда герои рок-оперы обсуждают теорию Большого взрыва – как передать эти споры мелодией? Наверное, Моцарт смог бы. И такого много, это на самом деле очень мировоззренческая штука обо всем на свете.

Сюжет принципиально прост: в некоем городе Б. у памятника Пушкину случайно встречаются семь человек и спонтанно решают отправиться в Горный Алтай, где один из них знает уникальное мистическое место. Зовут героев Пров, Пахом, Роман, братья Бубены – словом, почти как персонажей некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и это, конечно, не совпадение. Есть у них и прототипы (скажем, в спортсмене-бегуне без труда узнается сам Алексей Сергеевич), и у каждого – своя история и своя «ария». В эпизодах – мараловод, трио карагайских старушек, дуэт полицейских, неприкаянные духи и хор летучих мышей.

– Идея возникла, когда я запал на Усть-Коксинский район Республики Алтай, – говорит Герасимов. – Я там много спортивных проектов провел, включая первый забег на 100 км до Белухи и обратно. Еще в свое время под флагом «АП» организовал две экспедиции по поиску снежного человека, это тоже был литературный ход, чтобы путешествовать по району, встречаться с хорошими людьми и рассказывать о всяком интересном. Например, одна из главных ценностей Усть-Коксинского района – сосуществование трех культур: алтайцев, староверов и поклонников Рериха, которых, по-моему, становится все больше.

Эпохи и жанры

«Сейчас стадия чистовой обработки материала», – говорит Герасимов. Он поставил лицензионную программу, осваивает сведение звука: выравнивает звучание инструментов и вокала по громкости, корректирует тембр, иногда просто убирает какую-то партию, если она забивает остальные. Ради записи «Зова Беловодья» журналист освоил алтайский топшуур (говорит, играть на нем чуть легче, чем на гитаре) и икили – струнный смычковый инструмент с удивительным звучанием. А поскольку среди основных персонажей есть сказитель – кайчи, то пришлось научиться еще и некоему подобию горлового пения.

– Мне хотелось охватить разные эпохи и жанры, поэтому там есть «Катунский рок-н-ролл», «Кержацкий рок», «Карагайское кантри», а также рэп, классический вальс, – перечисляет Алексей Сергеевич. – Есть композиция на алтайском языке, в основу которой легла поговорка «Болзо болор, болбозо болбос» – это значит: «если будет, то будет, если нет, то нет».

Автор признается, что ему важно было услышать мнение музыканта Евгения Гутчина, присутствовавшего на барнаульском квартирнике:

– Бывает, что композиция начинается в одной тональности и как-то незаметно сползает в другую, и требуется много времени, чтобы понять, где я свернул не туда (смеется). На что Женя мне сказал: «Если ты чувствуешь, что звучит хорошо, говори, что так задумано!» – и сильно меня этим утешил.

Фоторепортаж