В чем успех «Азиатской модель управления»

08:50, 14 ноября 2022г, Экономика 734


В чем успех «Азиатской модель управления» Фото №1

Писатель, основатель журнала The China Economic Quarterly Джо Стадвелл два десятка лет проработал журналистом в Азии.

Полученный опыт он отразил в книгах «Китайская мечта», «Крёстные отцы Азии». Одна из последних – «Азиатская модель управления».

Книга рассказывает об экономическом чуде, произошедшем в странах Азии, таких как Япония, Китай, Южная Корея и т. д.

Ни для кого не секрет, что в последние годы Китай стал мощной экономической державой, которая торгует со всем миром. Много лет страна вкладывала средства в промышленность, энергетику, строительство и сельское хозяйство, и результат не заставил себя ждать. Автор дает подробный анализ феномена. На его взгляд, правительство сделало ставку на крупные госкомпании, но при этом жестко их контролировало, перенаправляя прибыль от их деятельности в менее развитые отрасли экономики. Государство поддерживало, выделяло льготные кредиты только тем компаниям, которые производили оборудование, материалы и технику, востребованные на внутреннем рынке китайскими предприятиями. Нарастив силы, госкомпании выходили на экспортные мощности, и чем успешнее у них шла торговля с другими странами, тем больше преференций получали они от государства.

«Экспортная дисциплина и конкуренция на внутреннем рынке в сочетании с неустанной выбраковкой неудачников… влияют на достижение успеха в развитии промышленности», – отмечает автор.

Он приводит пример, демонстрирующий рост доли Китая в экспорте судов. До конца 1990-х его доля в мировом судостроении занимала меньше 10%. В 2000-х внутренний спрос на суда резко вырос и верфи начали борьбу за экспорт. К концу 2000-х на долю Китая приходилось уже 40% тоннажа вновь построенных кораблей.

Впечатляющий рост продемонстрировали производители строительного оборудования. Китайские компании XCMG и Zoomlion продают за рубежом примерно треть своей продукции.

Предприятия сначала оттачивали производственные навыки на обширном, но очень чувствительном к изменениям цен внутреннем рынке, постепенно двигаясь от выпуска простых машин, таких как колесные погрузчики, к гораздо более сложным, например экскаваторам, а затем уже агрессивно продвигали свой товар на внешние рынки развивающихся стран.

В секторе телекоммуникаций ведущие китайские производители оборудования Huawei и ZTE показали, насколько далеко они могут продвинуться на международных рынках.

ZTE и Huawei совершили настоящий прорыв, выиграв контракты на создание сетей мобильной связи в развитых странах, включая Испанию и Норвегию.

Автор, конечно, увидел и слабые стороны экономики Китая.

Он отмечает, что успех государственных компаний, подкрепленный промышленной политикой, не выходит за пределы «бизнеса для бизнеса». Самая слабая сторона акционерного бизнеса состоит в нехватке чувствительности и гибкости для того, чтобы преуспевать на потребительских рынках. Но, несмотря на это, китайская экономика даже в условиях мирового кризиса демонстрирует рост.

Фоторепортаж